Обратитесь в милицию
(Шиняева Н.)
(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 47)
ОБРАТИТЕСЬ В МИЛИЦИЮ
Н. ШИНЯЕВА
Наталья Шиняева, эксперт «ЭЖ-Юрист».
15 ноября этого года в Минюсте России был зарегистрирован Приказ МВД России от 22.09.2006 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».
Данная Инструкция принята в соответствии и в целях реализации ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положения о Министерстве внутренних дел РФ. Она четко определяет порядок обращения граждан в милицию.
Согласно Инструкции любой гражданин имеет право круглосуточно обратиться в дежурную часть любого подразделения МВД России устно или письменно (включая обращение по Интернету) с заявлением, жалобой и предложением. Последнее касается рекомендаций по совершенствованию законов и деятельности системы МВД России. С обращением можно обратиться как индивидуально, так и группой граждан.
Письменное обращение регистрируется: заявителю выдается талон-уведомление, которое ему необходимо сохранить как доказательство того, что его заявление было принято.
По обращению в течение 7 дней исполнителем, который определяется руководителем данного подразделения, должно быть принято одно из следующих решений:
— принять к рассмотрению;
— направить для рассмотрения в подчиненное подразделение по подведомственности или территориальности;
— не проводить проверки.
Обращение (в случае принятия к рассмотрению) должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Если для подготовки ответа по обращению требуется проверка, то после ее завершения составляется мотивированное заключение по результатам проверки. Инструкция вводит жесткие сроки рассмотрения заявлений граждан и новые требования к порядку их рассмотрения, что, по мнению Александра Климова, заместителя председателя коллегии адвокатов «Регион-адвокат» Адвокатской палаты Рязанской области, является ее несомненным плюсом.
Если обращение содержит вопросы, решение по которым не входит в компетенцию данного подразделения МВД России, оно должно быть направлено в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган, к компетенции которого относится расторжение данного договора, например в прокуратуру.
При выявлении в обращении признаков преступления составляется специальный рапорт, который рассматривается как сообщение о преступлении. Кроме того, если в ходе проверки по обращению исполнителем были обнаружены нарушения прав, злоупотребления должностных лиц служебным положением, то в заключении по итогам проверки указываются меры, применяемые к виновным лицам.
Необходимо обратить внимание, что проверка по сообщению не проводится, если оно:
— анонимное;
— не поддается прочтению;
— содержит нецензурные выражения;
— лишено логики и смысла.
К сожалению, последний пункт не уточнен в Инструкции, что может привести к отклонению любого обращения под предлогом его нелогичности и бессмысленности.
Гражданин, подавший обращение, имеет право:
— представлять дополнительные документы для их приобщения к материалам проверки;
— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;
— получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
— обращаться с жалобой на принятое по обращению решение в административном и (или) судебном порядке.
Ответ гражданину дается на официальном бланке МВД России.
Помимо этого гражданин может обратиться в милицию устно, то есть попасть на личный прием как к руководителю конкретного подразделения (он согласно Инструкции обязан вести прием не реже 2 раз в месяц), так и к другим его сотрудникам.
По мнению Александра Климова, Инструкция четко называет в системе МВД России лиц, ответственных за рассмотрение обращений граждан в определенные сроки и в соответствии с установленным порядком, что позволяет в случае бездействия сотрудников милиции применить к ним меры административного или дисциплинарного воздействия (раньше это сделать было невозможно). Конечно, сейчас сложно спрогнозировать, как будет применяться данная Инструкция, какие могут быть злоупотребления на местах, но даже само принятие такого рода документа является важным шагом.
——————————————————————