Изменение санкций за нарушения таможенных правил, предусмотренных Федеральным законом от 20.08.2004 N 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации»

(Бобылев Н. К.)

(«Юрист», 2005, N 4)

(«Налоги» (газета), 2006, N 2)

ИЗМЕНЕНИЕ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 20.08.2004 N 118-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Н. К. БОБЫЛЕВ

Бобылев Н. К., начальник отдела организации административных расследований Приволжской оперативной таможни.

Федеральный закон от 20.08.2004 N 118-ФЗ, вступивший в действие с 01.10.2004, внес изменения в главу 16 КоАП РФ (административные правонарушения в области таможенного дела), увеличив число составов правонарушений за нарушения таможенных правил, изменил размеры наказаний, предусмотренные санкциями статей по сравнению с ранее действовавшей редакцией гл. 16 КоАП РФ, изменил размеры штрафов для граждан, юридических и должностных лиц.

Ранее за административное нарушение, предусмотренное ст. 16.1 КоАП РФ, штраф для граждан, должностных лиц и юридических лиц мог быть наложен от 1/2 до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой произведена и конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискация предметов административного правонарушения.

В редакции Федерального закона N 118-ФЗ статья 16.1 предусматривает ответственность уже по трем частям (составам):

1) санкция за административное правонарушение по 1-й части влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. На должностных лиц налагается штраф от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда;

2) санкция за административное правонарушение по 2 части влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения. На должностных лиц налагается штраф от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда;

3) санкция за нарушение по ч. 3 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. На должностных — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. На юридических лиц от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Таким образом, Федеральным законом N 118-ФЗ предусмотрено смягчение наказания в отношении должностных лиц. Кроме того, конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, предусмотрена в качестве наказания только за нарушения, совершенные гражданами и юридическими лицами за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации.

Действовавшая редакция главы 16 КоАП РФ предусматривала административную ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 1/2 до двукратной стоимости товаров и транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения для всех субъектов административной ответственности.

В этой связи на практике при применении ст. 16.2 КоАП РФ возникали проблемы с наложением наказаний на должностных лиц, граждан и юридических лиц, так как налагаемые штрафы часто были «не под силу» субъектам административной ответственности, часто несоизмеримыми с тем деянием, которое совершил нарушитель. Например, при заявлении участником ВЭД в ГТД недостоверного кода товара, повлекшего за собой занижение таможенных платежей на небольшую сумму. В этих случаях лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вынуждены были налагать штрафы исходя из стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, либо применять ст. 2.9 КоАП РФ, освобождая лиц от ответственности по малозначительности. В первом случае нарушался принцип справедливости наказания, и от лиц, привлекаемых к ответственности, поступали жалобы в вышестоящие таможенные и судебные органы. Во втором случае приносились протесты от прокуроров.

Санкция ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона N 118-ФЗ влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

За заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, на виновных граждан и юридических лиц (ч. 2 ст. 16.2) налагается наказание в виде штрафа в размере от 1/2 до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения.

Часть 3 ст. 16.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Юридические лица подвергаются наказанию в виде штрафа от 1000 до 3000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

На должностных лиц по 1-й, 2-й и 3-й частям ст. 16.2 КоАП РФ налагается штраф от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16.3 (старая редакция) предусматривала ответственность для граждан в виде штрафа в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда, с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой. Для должностных лиц — от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой. Юридические лица подвергались штрафу в размере от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Действующая редакция Федерального закона N 118-ФЗ предусматривает ответственность по двум составам административного правонарушения (1-я и 2-я части ст. 16.3 КоАП РФ), причем законодателем значительно увеличен как минимальный, так и максимальный размер налагаемых штрафов на должностных и юридических лиц, что свидетельствует о том, какое значение государство придает совершению подобных нарушений на современном этапе развития демократического общества.

Часть 1 ст. 16.3 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от 1000 до 3000 минимальных размеров оплаты труда.

Часть 2 ст. 16.3 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и (или) ограничений экономического характера на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Должностные лица подвергаются штрафу от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Юридические лица — от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения.

Вместе с тем ранее действовавшая санкция по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ влекла наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 1/2 до двукратного размера стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой.

Часть 1 ст. 16.9 КоАП РФ в редакции Федерального закона N 118-ФЗ влечет наложение административного штрафа за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки, а равно выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа либо утрату товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо хранящихся на таможенном складе или свободном складе на граждан в размере от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой. Должностные лица подвергаются штрафу от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, юридические лица — от 3000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Новые санкции указанной статьи благоприятствуют гражданам, должностным и юридическим лицам. Причем только тем участникам ВЭД, которые ввозят товары на суммы, значительно превышающие 300 — 500 тысяч рублей. Участники ВЭД, ввозящие мелкие партии грузов до 300 тысяч рублей, остаются в случае нарушения ими ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ в более невыгодном положении, так как могут быть подвергнуты штрафу, значительно превышающему стоимость ввозимого товара. Например, при стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, в 50 тысяч рублей, штраф за нарушение ранее мог быть наложен в размере от 25000 до 100000 рублей (от 1/2 до двукратной стоимости). По новому закону он может быть наложен при стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, в 50 тысяч рублей уже в пределах от 300000 до 500000 рублей для нарушителей — юридических лиц.

Санкция за нарушение ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ не изменилась.

Значительно претерпела изменение статья 16.12 КоАП РФ, содержащая ранее только одну часть и размер наказаний по ней. Так, за нарушение сроков представления таможенной декларации ранее граждане могли быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда. Должностные лица — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, а юридические лица — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Редакция Федерального закона N 118-ФЗ содержит три части ст. 16.12 КоАП РФ и предусматривает наказание только в отношении должностных лиц и юридических лиц.

По первой части привлекаются к административной ответственности должностные лица и юридические лица за несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации. При этом должностные лица подвергаются наказанию в виде административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, юридические лица — от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

По части второй ст. 16.12 привлекаются к административной ответственности должностные лица и юридические лица за подачу таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров. За данное нарушение должностные лица подвергаются штрафу в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, юридические лица — от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

По части третьей ст. 16.12 привлекаются к административной ответственности должностные лица и юридические лица за непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах. За нарушение ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ должностные лица и юридические лица несут ответственность, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Изменились санкции по ст. 16.14 КоАП РФ за нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций. Так, если ранее за данное нарушение налагался административный штраф на граждан в размере от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц от 30 до 100 минимальных размеров оплаты труда, то с 01.10.2004 за аналогичное нарушение на граждан налагается административный штраф в размере от 5 до 15 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц от 20 до 100 минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц в размере от 50 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Существенно изменилась статья 16.19 КоАП РФ. В редакции Федерального закона N 118-ФЗ она трактуется как несоблюдение таможенного режима и содержит четыре части, каждая из которых представляет самостоятельный состав административного правонарушения.

Первая часть предусматривает административную ответственность за несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, путем заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно путем представления недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров и (или) транспортных средств под указанный таможенный режим. Законом предусмотрено наказание по ч. 1 ст. 16.19 в виде административного штрафа на граждан в размере от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения. Юридические лица подвергаются административному штрафу в размере от 1000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Виновные должностные лица — в размере от 50 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Часть вторая ст. 16.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передачу права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа. За это нарушение для граждан предусмотрен административный штраф в размере от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискация предметов административного правонарушения. Юридические лица подвергаются наказанию от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения. Виновные должностные лица подвергаются штрафу от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Часть третья ст. 16.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц от 1/2 до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения. Виновные должностные лица подвергаются штрафу в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Часть 4 ст. 16.19 КоАП РФ предусматривает сейчас административную ответственность за неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, а равно неподтверждение факта выполнения такой обязанности. По этому составу правонарушения наказание налагается только на должностных и юридических лиц: юридические лица подвергаются административному штрафу от 1/2 до однократного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения; должностные лица — административному штрафу в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

По ранее действовавшему закону по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ на должностных и юридических лиц налагался административный штраф в размере от 1/3 до двукратного размера стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой, по ч. 2 ст. 16.19 КоАП налагался административный штраф на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда. Граждане к административной ответственности не привлекались.

По Федеральному закону N 118-ФЗ не подлежат ответственности граждане за незаконное приобретение, пользование, хранение либо транспортировку товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо условно выпущенных товаров и (или) транспортных средств, пользование, передачу в пользование или во владение либо распоряжение иными способами, которыми допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений (ст. 16.21 КоАП РФ). За данное нарушение привлекаются к административной ответственности только должностные и юридические лица, с наложением на них административного штрафа в размере соответственно от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда и от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения.

Законом N 118-ФЗ введена статья 16.23 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов).

Такой вид административного наказания, как «предупреждение», по Федеральному закону N 118-ФЗ может налагаться только по трем составам административных правонарушений: по ст. ст. 16.5, 16.10, 16.15 (в отношении граждан) и по ст. 16.15 (в отношении должностных лиц). Наказание в виде предупреждения к юридическим лицам, нарушающим таможенные правила, Законом не предусмотрено.

——————————————————————