Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по административным правонарушениям в области таможенного дела
(Сидоров Е. И.)
(«Таможенное дело», 2008, N 2)
ВРЕМЕННЫЙ ЗАПРЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ
В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Е. И. СИДОРОВ
Сидоров Е. И., доцент кафедры административного и таможенного права РТА.
В настоящее время одной из главных функций таможенных органов Российской Федерации является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Так, в соответствии со ст. 408 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные функции также закреплены в ст. 5.3.16 Положения о Федеральной таможенной службе, в которой отмечено, что Федеральная таможенная служба осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством России об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что количество административных правонарушений в области таможенного дела, несмотря на либерализацию таможенного законодательства, остается значительным и имеет тенденции к росту. Так, например, за 2005 г. было возбуждено 64852 дела, в 2006 г. — 70129 дел, а за первое полугодие 2007 г. — 37999 дел, что по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. составляет увеличение на 15%.
Эффективность и целесообразность при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в значительной мере зависит от применения мер обеспечения по данным делам, которые активно применяются должностными лицами таможенных органов в ходе расследования административных правонарушений.
В соответствии со статьей 27.1 КоАП России меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте, выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. В административную юрисдикцию таможенных органов входит применение такой меры обеспечения производства по административным правонарушениям в области таможенного дела, как временный запрет деятельности.
В соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ) оказание услуг.
Данная мера обеспечения введена Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, который вступил в силу с 12 августа 2005 г. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, в случаях возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, а также если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операции по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, КоАП РФ дополнен статьей 6.15 «Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ», которая устанавливает ответственность юридических лиц за нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, и предусматривает как один из видов мер административного наказания административное приостановление деятельности сроком до 90 суток. При этом составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, отнесено к компетенции таможенных органов.
Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по административным правонарушениям в области таможенного дела осуществляется должностными лицами таможенного органа, уполномоченными в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ и Приказом ФТС России N 198 от 15.03.2005 (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно данному Приказу в Перечень входят следующие должностные лица таможенных органов РФ:
1. Должностные лица центрального аппарата ФТС России:
1.1. Начальник управления, отдела их заместители.
1.2. Старший уполномоченный по особо важным делам.
1.3. Уполномоченный по особо важным делам.
1.4. Старший уполномоченный.
1.5. Уполномоченный.
2. Должностные лица региональных таможенных управлений:
2.1. Начальник управления, службы, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители.
2.2. Начальник отделения, старший оперуполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор.
2.3. Оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор.
2.4. Старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор.
2.5. Оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор.
3. Должностные лица таможен, таможенных постов:
3.1. Начальник таможни, таможенного поста, отдела, специального отряда быстрого реагирования и их заместители.
3.2. Начальник отделения, старший уполномоченный по особо важным делам, старший уполномоченный по особо важным делам, главный инспектор, главный государственный таможенный инспектор.
3.3. Оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, ведущий инспектор.
3.4 Старший оперуполномоченный, старший уполномоченный, старший инспектор, старший государственный таможенный инспектор.
3.5. Оперуполномоченный, уполномоченный, инспектор, государственный таможенный инспектор.
3.6. Командир большого таможенного судна, командир среднего таможенного судна, командир малого таможенного судна и их помощники.
Новеллой данного Приказа является отсутствие в данном Перечне должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в таможенных органах, исходя из этого в соответствии с ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ указанные лица не вправе возбуждать дела об административных правонарушениях. В соответствии с п. 3 ст. 27.16 КоАП РФ о временном запрете деятельности составляется протокол, в котором называются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица. Данное процессуальное оформление свидетельствует о важности, значимости и необходимости строгого соблюдения законности применения данной меры при производстве по делам об административных правонарушениях. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившем его должностным лицом таможенного органа, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись. Должностным лицам таможенных органов необходимо учесть, что в соответствии с ч. 4 ст. 28.8 КоАП РФ и письмом ФТС России от 1 августа 2005 г. N 18-12/26211 если по делу об административном правонарушении применена мера обеспечения производства в виде временного запрета деятельности, то оно должно быть передано на рассмотрение судье немедленно после составления протоколов об административном правонарушении и о временном запрете деятельности.
Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или законному представителю юридического лица, что является позитивной новеллой КоАП РФ по сравнению с другими мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Следует отметить, что в 2005 — 2007 годах имели место только единичные случаи применения данной меры обеспечения должностными лицами таможенных органов в связи с ее новизной и отсутствием наработки практики по делам об административных правонарушениях по ст. 6.15 КоАП РФ. Однако в связи с тем, что в настоящее время в России борьба с незаконным оборотом наркотиков активизируется и усиливается, действует федеральная целевая программа в данной сфере, применение временного запрета деятельности как меры обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил сегодня является актуальным и востребованным.
——————————————————————