О понятии мошенничества, совершенного военнослужащими с использованием своего служебного положения

(Янин С. А., Шумигай И. Н.) («Военно-юридический журнал», 2008, N 7)

О ПОНЯТИИ МОШЕННИЧЕСТВА, СОВЕРШЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОЕГО СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

С. А. ЯНИН, И. Н. ШУМИГАЙ

Янин С. А., преподаватель кафедры криминалистики Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, капитан юстиции.

Шумигай И. Н., старший следователь Следственного отдела УФСБ России по Северо-Кавказскому военному округу, капитан юстиции.

Глобальный переход к рыночным отношениям создал в России благоприятную среду для появления новых преступлений в сфере экономики. В связи с этим в УК России 1996 г. расширился круг уголовно наказуемых деяний в названной сфере. При этом увеличилось количество статей УК, а также были добавлены новые квалифицирующие признаки преступлениям, имевшимся в УК РСФСР и перешедшим в новый Кодекс. Исключением не является мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 147 УК РСФСР, ст. 159 УК России). Статистика свидетельствует о ежегодном росте числа данных преступлений. Так, в 2003 г. было совершено 87471 мошенничество; в 2004 г. — 126047 мошенничеств; в 2005 г. — 179553 мошенничества; в 2006 г. — 209406 мошенничеств. Динамика роста количества мошенничеств, совершенных военнослужащими с использованием своего служебного положения, имеет место и в Вооруженных Силах России. В УК РСФСР 1960 г. законодатель закреплял пять квалифицирующих признаков мошенничества, изложенных в ч. ч. 2 и 3 ст. 147, а именно: — мошенничество, совершенное повторно или по предварительному сговору группой лиц (ч. 2); — в крупном размере или особо опасным рецидивистом (ч. 3). В УК России, действующем с 1 января 1997 г., мошенничеству посвящена ст. 159. В сравнении с ранее действовавшим УК РСФСР, в диспозицию ст. 159 УК России добавлены следующие квалифицирующие признаки: с причинением значительного ущерба гражданину; лицом с использованием своего служебного положения; организованной группой; в особо крупном размере. Отдельно остановимся на анализе квалифицирующего признака «лицом с использованием своего служебного положения». Служебное преступление, отмечает А. Я. Аснис, — это совершенное лицом, занимающим служебное положение, в связи с этим положением посредством использования предоставленных ему прав или неисполнения возложенных на него обязанностей общественно опасное предусмотренное уголовным законом под угрозой наказания виновное деяние, посягающее, за редчайшими исключениями, на два обязательных непосредственных объекта, одним из которых являются общественные отношения, обеспечивающие интересы служебной деятельности в различных сферах, основанной на соблюдении и исполнении законов и (или) иных нормативных правовых актов и им соответствующей <1>. ——————————— <1> См.: Аснис А. Я. Проблемы совершенствования действующего уголовного законодательства об ответственности за служебные преступления // Российский судья. 2005. N 5. С. 44.

Таким образом, специфика мошенничества, совершенного лицом с использованием своего служебного положения, согласно диспозиции статьи состоит в двух самостоятельных действиях: само хищение путем обмана или злоупотребления доверием и использование служебного положения, которым лицо наделено в соответствии с законом. По мнению Е. А. Бондарь, мошенничество с использованием лицом своих служебных полномочий — это использование им распорядительных, контрольных, ревизионных или иных функций по управлению имуществом, когда оно (чужое имущество) не находится к моменту завладения им в правомерном владении, оно ему не вверено, хотя виновный и наделен известными правомочиями по хозяйственному распоряжению или оперативному управлению этим имуществом и завладение ценностями возможно путем отдачи лицом незаконных, не содержащих достоверной информации распоряжений либо с использованием подложных документов <2>. ——————————— <2> См.: Бондарь Е. А. Уголовно-правовая характеристика мошенничества и связанных с ним преступлений в сфере финансовой деятельности // Система «КонсультантПлюс».

А. А. Чекалин считает, что под мошенничеством с использованием служебного положения принято понимать хищение или приобретение прав на имущество должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции, которое не выполняет в отношении завладеваемого имущества административно-хозяйственные функции <3>. ——————————— <3> См.: Чекалин А. А., Томин В. Т. и др. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М., 2006. С. 234.

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК России, должностными являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Однако, отмечает В. М. Лебедев, законодатель не связывает данное преступление только с понятием «должностное лицо», то есть виновное в мошенничестве лицо не обязательно должно быть должностным, однако это преступление им всегда совершается с использованием своего служебного положения <4>. ——————————— <4> См.: Лебедев В. М. Научно-практическое пособие по применению УК РФ. М., 2005. С. 193.

Что же касается формулировки понятия «мошенничество, совершенное военнослужащими с использованием своего служебного положения», то сначала необходимо определить, какие лица являются военнослужащими и в чем особенности их правового положения. Согласно ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащим является лицо, проходящее военную службу. Последняя согласно названной статье Закона является особым видом федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах <5>. ——————————— <5> См.: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Правовое положение военнослужащих определено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и является совокупностью прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством РФ <6>. ——————————— <6> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Таким образом, объединяя воедино перечисленные выше признаки приведенных понятий, можно сформулировать определение мошенничества, совершенного военнослужащими с использованием своего служебного положения. Таковым, на наш взгляд, является комплекс противоправных действий, выраженных в хищении чужого имущества или приобретение прав на него, совершенных путем обмана и (или) злоупотребления доверием лицом, проходящим военную службу, с использованием (злоупотреблением) своего служебного положения, возложенного на него в силу закона, или создающего видимость такового, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, либо лицом, выполняющим управленческие функции в названных войсках и формированиях РФ, которое при этом не выполняет в отношении завладеваемого имущества административно-хозяйственные функции. Данная формулировка хотя и не лишена некоторой громоздкости, но, на наш взгляд, достаточно полно характеризует рассматриваемое понятие, не сформулированное ни в УК России, ни в иных нормативных актах.

——————————————————————