О некоторых аспектах доследственной проверки по факту вымогательства взятки в Вооруженных Силах Российской Федерации
(Шумигай И. Н., Янин С. А., Харченко А. В.) («Военно-юридический журнал», 2011, N 3)
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ ПО ФАКТУ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И. Н. ШУМИГАЙ, С. А. ЯНИН, А. В. ХАРЧЕНКО
Шумигай И. Н., старший оперуполномоченный 5-го отдела ДВКР ФСБ РФ, майор юстиции.
Янин С. А., доцент кафедры криминалистики ВА МВД России, кандидат юридических наук.
Харченко А. В., начальник ФПНПК ВА МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Не вызывает сомнений, что взяточничество, являясь коррупционным преступлением против порядка управления, представляет серьезнейшую угрозу нормальному функционированию государства, разлагая госаппарат, подрывая доверие населения к государственным органам, нивелируя реформы, ослабляя экономику. В современной России коррупция, охватывая все сферы жизни общества, разрослась до масштабов, угрожающих национальной безопасности государства. Не обошло это опасное явление и Вооруженные Силы России, как часть государственного механизма, нанося большой ущерб авторитету службы. Как отметил Генеральный прокурор России Ю. Я. Чайка, в 2010 г. прокурорами в суд было направлено свыше 8600 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении почти 10 тыс. лиц. Судами вынесено уже около 8 тыс. обвинительных приговоров, осуждено 720 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, почти 1300 человек — должностных лиц правоохранительных органов <1>. ——————————— <1> Стенографический отчет о заседании Совета по противодействию коррупции 13.01.2011. Выступление Генерального прокурора России Ю. И. Чайки. URL: http://news. kremlin. ru/transcripts/10067.
Армия, являясь частью общества, также затронута различными проявлениями коррупции. По мнению главного военного прокурора России С. Н. Фридинского, несмотря на принимаемые меры, коррупционные проявления среди военнослужащих, и в первую очередь среди офицеров, начинают приобретать столь же системный характер, как уклонение от военной службы <2>. ——————————— <2> В военной прокуратуре создан отдел по борьбе с коррупцией. URL: http://lenta. ru/news/2008/02/08/corrupt.
На заседании Совета по противодействию коррупции 13.01.2011 в Кремле председатель Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкин привел следующие характеристики лиц, привлеченных к ответственности за рассматриваемые преступления. Так, почти 34% — это правоохранительные органы, МВД и иные правоохранительные органы: прокуратура, Следственный комитет. На втором месте стоят Вооруженные Силы — почти 15% коррумпированных чиновников Вооруженных Сил. Третье место — органы местного самоуправления, это Кущевка, это Гусь-Хрустальный и все иные регионы, где местная администрация сращивается с криминалом. И четвертое место занимают органы Минздравсоцразвития России — почти 3% привлеченных <3>. ——————————— <3> Стенографический отчет о заседании Совета по противодействию коррупции 13.01.2011. Выступление председателя Следственного комитета России А. И. Бастрыкина. URL: http://news. kremlin. ru/tran-scripts/10067.
В ходе одного из проведенных социологических опросов выяснено: около 60% экономически активного городского населения России хотя бы один раз давали (или были вынуждены дать) взятку, а более 50% делали это неоднократно. С учетом названных цифр становится очевидным, что тогда в стране невозможно осуществление ни экономических, ни технологических преобразований, коррупция уничтожает ресурсы, которые необходимо инвестировать в будущее развитие <4>. ——————————— <4> URL: http://www. rusrand. ru/ac/cifra_261.html.
В связи с неснижающимся количеством преступлений означенной направленности Президент России Д. А. Медведев утвердил Национальную стратегию противодействия коррупции и соответствующий Национальный план на два года. Указанные документы определяют основные направления государственной политики в этой сфере, и должны способствовать коренному перелому общественного сознания и формированию в обществе атмосферы неприятия коррупции. Взяточничество занимает лидирующую позицию среди латентных видов преступлений, что обусловлено, как правило, взаимовыгодным «сотрудничеством» взяткодателя и взяткополучателя. При такой обоюдной заинтересованности крайне сложно, а порой и невозможно, выявить и доказать факты взяточничества. Согласно данным различных исследователей <5>, выявляется и регистрируется всего лишь одно из 15 — 20 преступлений данного вида. ——————————— <5> Лашко Н. Н. Криминалистическая характеристика и первоначальный этап расследования взяточничества и коррупции // Черные дыры в российском законодательстве. 2002. N 1. С. 385 — 387; Хачатурян Т. Б. Выявление и расследование взяточничества в органах исполнительной власти: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2003; и др.
С учетом сегодняшних реалий в армейской среде одними из самых распространенных коррупционных преступлений являются так называемые откаты, т. е. взятки, вымогаемые командирами у подчиненных за совершение определенных законных действий в их отношении (например, за стимулирование их поощрительными денежными выплатами согласно Приказу МО РФ N 400 от 2 августа 2008 г. <6>, за решение жилищных вопросов и т. п.). ——————————— <6> Интервью заместителя Генерального прокурора РФ — главного военного прокурора С. Н. Фридинского военному обозревателю газеты «Комсомольская правда» В. Баранцу. URL: http://gvp. gov. ru/news/view/100.
Руководство страны в лице Президента РФ Д. А. Медведева, признавая не слишком высокую эффективность борьбы с коррупцией, поставило перед исполнительными органами задачу разработки эффективной программы борьбы с этим опасным явлением, что и делается в настоящее время. Особенностью борьбы со взяточничеством в Вооруженных Силах России является особый правовой статус последних, в связи с чем оперативную работу по выявлению фактов рассматриваемых преступлений могут вести только подразделения органов ФСБ в войсках. Согласно докладу директора ФСБ России А. В. Бортникова, главные усилия ФСБ в этой работе прежде всего нацелены на выявление и раскрытие значимых коррупционных преступлений, наносящих существенный вред государственным и общественным интересам, установление и привлечение к уголовной ответственности высокопоставленных должностных лиц, имеющих преступные связи с хозяйствующими субъектами и подрывающих авторитет государственной власти. В 2010 г. по материалам ФСБ возбуждено по признакам преступления коррупционной направленности 2027 уголовных дел, осуждено 769 коррупционеров, среди которых более 100 государственных чиновников, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, занимающих руководящие посты <7>. ——————————— <7> Стенографический отчет о заседании Совета по противодействию коррупции 13.01.2011 г. Выступление директора ФСБ России А. В. Бортникова. URL: http://news. kremlin. ru/transcripts/10067.
Таким образом, подводя некий итог под вышесказанному, можно прийти к выводу, что борьба со взяточничеством, в том числе и в Вооруженных Силах страны, ведется, хотя и не совсем эффективно. Однако подобные масштабные изменения в стратегии борьбы с коррупцией так и останутся декларативными без надлежащей квалификации конечных исполнителей означенной выше государственной политики: следователей и оперативных работников, выявляющих и расследующих данные преступления. Необходимо отметить, что особенности совершения таких преступлений, как взяточничество, обусловливают специфику борьбы с ними. Следователи, расследующие указанную категорию преступлений, должны владеть навыками грамотной легализации материалов оперативно-розыскной деятельности, знать алгоритмы своих действий в зависимости от складывающейся следственной ситуации, тактически и процессуально грамотно проводить отдельные следственные действия. Так как зачастую адвокатами подозреваемых (обвиняемых) выступают высококлассные юристы, лицу, производящему расследование, нельзя допускать ошибки, которые в конечном счете могут стать причиной либо прекращения уголовного дела на стадии предварительного расследования, либо вынесения судом оправдательного приговора. Качественное производство следственных действий после возбуждения уголовного дела невозможно представить без тактически грамотного производства оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и документированию фактов взяточничества. Допущенные на этом этапе работы просчеты могут привести к негативным последствиям, вплоть до невозможности возбуждения уголовного дела. Как показывает практика, в 82% случаев поводами для возбуждения уголовного дела по фактам взяточничества являются обращения граждан, в 92% случаев с заявлениями в правоохранительные органы обращаются взяткодатели. 89% из них заявляют о вымогательстве у них взятки, и 11% — о ранее данной должностному лицу взятке <8>. ——————————— <8> Халиков А. Н. Особенности расследования получения взяток должностными лицами правоохранительных органов. М., 2005; Башмаков И. С. Особенности первоначального этапа расследования коррупционных преступлений, совершаемых представителями органов местной власти. М., 2006.
Наиболее перспективными с точки зрения расследования являются ситуации, в которых о факте взяточничества правоохранительным органам — ФСБ, военной прокуратуре, Следственному комитету — становится известно от взяткодателя (например, в ситуации, когда с военнослужащего его командиром либо иным должностным лицом вымогается взятка за совершение определенных действий, о которых было указано выше, в его пользу). Успех расследования в данной ситуации во многом зависит от своевременности и качественности производства доследственной проверки. Современная практика нуждается в алгоритмизации процесса раскрытия и расследования преступлений и разработанных программах действий для следователей и оперативных работников как совокупности методических указаний и рекомендаций по организации и осуществлению расследования. В целях повышения эффективности расследования попытаемся рассмотреть доследственную проверку по фактам вымогательства взятки с позиции ее алгоритмизации. Перед принятием решения о возбуждении уголовного дела оперативными сотрудниками должен быть проведен ряд проверочных мероприятий. Необходимо тщательно проверить факты, изложенные в заявлении о вымогательстве взятки. Мы считаем, что содержанием данной проверки должны стать: Принятие заявления и опрос лица по фактам, в нем изложенным. Контрольный телефонный звонок лица, у которого вымогают взятку, взятковымогателю, с фиксацией разговора на магнитный носитель. Проверка личности обратившегося с заявлением о вымогательстве взятки будет зависеть от того, является ли он военнослужащим или гражданским лицом. Чтобы исключить моменты оговора должностного лица из каких-либо побуждений (месть, неприязненные отношения, зависть и др.), психическую ненормальность либо заболевание наркоманией или алкоголизмом заявителя, необходимо направить запрос в психоневрологический диспансер по месту его жительства для выяснения факта состояния на учете с каким-либо душевным заболеванием, в наркологический диспансер для выяснения факта состояния на учете с заболеванием алкоголизмом или наркоманией, собрать иной характеризующий материал (изучить личное дело, опросить соседей о поведении заявителя в быту, сослуживцев, запросить информацию от участкового уполномоченного милиции по фактам нарушений закона, направить запрос в информационный центр на предмет судимости и т. п.). Проверка личности предполагаемого взятковымогателя. Такая проверка должна включать выяснение места службы и должности лица, определение вопроса, является ли такое лицо должностным (в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ), если да, то истребование его должностной инструкции и определение круга его должностных обязанностей. Оперативник ФСБ должен на этом этапе определить, входят ли действия (бездействие), за которые вымогается взятка, в круг его должностных обязанностей. Данному пункту, мы считаем, необходимо уделить особое внимание, так как в том случае, если названные действия (бездействие) в должностные обязанности лица не входят, состав вымогательства взятки отсутствует, а имеет место мошенничество. Кроме того, необходимо по возможности проверить соответствие уровня жизни лица уровню его официальных доходов, собрать характеризующий материал (аналогично проверке личности заявителя). Подготовка к проведению оперативного эксперимента. Думается, что для качественного и результативного его проведения, после составления постановления о проведении данного ОРМ, необходимо провести ряд проверочных действий, а именно: изучить предполагаемое место проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, по возможности выбрать наиболее удобное для его проведения (с позиций надлежащей фиксации, возможного наблюдения, последующего задержания и невозможности избавиться от улик). Далее, необходимо по возможности установить технические средства фиксации в месте дачи взятки, определить состав участников оперативного эксперимента, определить специальные технические средства, которые необходимо использовать в ходе эксперимента. Крайне желательно обеспечение проводимого мероприятия специальными техническими средствами, позволяющими транслировать ход эксперимента оперативникам. Следующим шагом выступает обеспечение проводимого оперативно-розыскного мероприятия предметом взятки — как правило, денежными средствами. После этого необходимо вынести постановление о производстве оперативного эксперимента, составить протокол осмотра денежных купюр, переписав их серии и номера и сделав ксерокопии, а также пометить их специальными химическими веществами. Кроме денег, осмотру с составлением аналогичного протокола подлежат специальные технические средства фиксации (диктофоны, видеокамеры). По аналогии с таким оперативно-розыскным мероприятием, как проверочная закупка, целесообразно провести личный досмотр взяткодателя с целью фиксации факта, что при нем других денег и специальных технических средств не имеется. Далее необходимо составить протокол вручения денег взяткодателю. Особенностью подготовки данного оперативно-розыскного мероприятия является тщательный инструктаж участвующих лиц о поведении в процессе производства эксперимента (т. е. разработка сценария его проведения). Проведение оперативного эксперимента. В качестве рекомендации оперативникам и иным участвующим лицам можно отметить необходимость вести себя таким образом, чтобы взяткополучатель вслух высказал свои намерения по поводу получения взятки. Фиксация результатов эксперимента. Закончив эксперимент (вручив требуемый предмет взятки), необходимо зафиксировать его результаты. Для этого необходима добровольная выдача специального технического средства фиксации и надлежащее оформление данного факта. После этого руководитель оперативной группы должен оценить результаты эксперимента и принять решение о последующих действиях. Тактическая операция по задержанию взятковымогателя с поличным. После фиксации результатов оперативного эксперимента необходимо провести тактическую операцию по задержанию взятковымогателя с поличным. Производство осмотра места происшествия. После задержания взятковымогателя производится осмотр места происшествия с целью обнаружения предмета взятки. Освидетельствование. Во многих случаях в ходе осмотра места происшествия производится освещение рук задержанного ультрафиолетовым детектором с целью обнаружения на них частиц специальных флюоресцирующих химических веществ, которыми обрабатываются денежные купюры перед производством эксперимента. Во многих случаях обнаружение данных частиц оказывает на задержанного мощное психологическое воздействие, следствием которого является дача им правдивых показаний о происшедшем. Однако данный факт часто фиксируется в протоколе осмотра места происшествия, что, по нашему мнению, неверно, так как в данном случае имеет место отдельное следственное действие, а именно освидетельствование. С учетом того, что уголовно-процессуальный закон предоставляет право проводить его, как и осмотр места происшествия, до возбуждения уголовного дела, целесообразно провести его после осмотра места происшествия и надлежаще зафиксировать, составив протокол освидетельствования. В ходе его необходимо сделать смывы с ладоней задержанного. Опрос всех участников производства оперативного эксперимента (оперативников, понятых, взяткодателя, задержанного, свидетелей-очевидцев, если таковые есть). Назначение и проведение исследования по обнаруженным и изъятым следам. Составление постановления о рассекречивании результатов оперативно-розыскной деятельности. Составление постановления о передаче материалов оперативно-розыскной деятельности следователю (на основании Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147). Составление рапорта об обнаружении признаков преступления. Регистрация этого рапорта в книге Формы N 1 или книге Формы N 2 и передача в орган следствия для принятия решения в порядке ст. 145 УПК РФ. На наш взгляд, предложенный алгоритм проведения доследственной проверки по фактам вымогательства взятки в Вооруженных Силах позволит бороться с этим видом преступлений с максимальной эффективностью.
——————————————————————