О специфике выявления мошенничества, совершенного военнослужащими с использованием служебного положения

(Янин С. А., Шумигай И. Н.) («Военно-юридический журнал», 2010, N 7)

О СПЕЦИФИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА, СОВЕРШЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

С. А. ЯНИН, И. Н. ШУМИГАЙ

Янин С. А., старший преподаватель кафедры криминалистики ВА МВД России, кандидат юридических наук, майор милиции.

Шумигай И. Н., старший следователь СО УФСБ России по Северо-Кавказскому военному округу, майор юстиции.

Анализ совершенных в войсках преступлений свидетельствует о сохранении негативных тенденций в динамике преступлений против собственности, посягающих на военное имущество и денежные средства. В воинских частях из данной категории преступлений наиболее распространенными являются присвоение и растрата, кражи и мошенничество. Разворовывание сотен миллионов бюджетных средств, как справедливо отметил в своем выступлении на совместной коллегии Главной военной прокуратуры и Министерства обороны, прошедшей в 2009 г., Главный военный прокурор России С. Н. Фридинский, приводит к тому, что в войска поступают некачественные вооружение и техника, не выполняются госзаказы, а в конечном итоге не в полном объеме выполняются задачи укрепления обороноспособности государства, боеспособности Вооруженных Сил. По приведенным им данным, только за 2008 г. ущерб от экономических преступлений составил 2 млрд. руб. <1>. ——————————— <1> Это и есть «новый облик» Вооруженных Сил? URL: http:// www. gosnews. ru/ analytics/ army/ 16.

При этом сохраняется рост хищений государственных средств и имущества должностными лицами органов военного управления, в том числе путем мошенничества с использованием своего служебного положения. Показательным примером тому является приведенный в указанном выше выступлении главного военного прокурора. Так, ущерб в размере 430 млн. руб. нанесен крупной мошеннической операцией, которую провернули чиновники нескольких центральных управлений Минобороны. Они продавали коммерческим структурам ракетное топливо по цене, заниженной в 40 раз, как якобы непригодное. Затем то же самое топливо закупалось уже по рыночной цене. Солидная разница откладывалась в карманах махинаторов <2>. ——————————— <2> Там же.

Выявление данного вида мошенничества в войсках имеет свои особенности и специфику. Непосредственным выявлением данной группы преступлений занимаются: 1) сотрудники органов ФСБ в войсках (военная контрразведка), которыми согласно изученной практике <3> выявлено 48% таких мошенничеств; ——————————— <3> Всего были изучены материалы 190 уголовных дел, оконченных производством, расследованных следователями Военно-следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России по Северо-Кавказскому военному округу и Следственного отдела Управления ФСБ России по СКВО (включающему Волгоградский, Астраханский, Владикавказский РСО-А, Дагестанский, Ставропольский гарнизоны), а также опрошены оперативные работники и следователи УФСБ РФ по СКВО, следователи ВСУ СК при прокуратуре РФ по СКВО.

2) сотрудники органов военной прокуратуры — выявлено 23% мошенничеств; 3) представители органов военного управления — выявлено 14% мошенничеств; 4) другие правоохранительные органы — выявлено 12% мошенничеств. Следует отметить, что в юридическом смысле цель выявления преступлений сводится к отысканию поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В законе (ст. 140 УПК России) предусмотрены следующие поводы: заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Основаниями для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В практической деятельности правоохранительные органы могут получать информацию о фактах совершения мошенничества в войсках различными способами: оперативным — по 47% изученных дел; следственным — по 3% изученных дел; в ходе дознания, официальных проверок, служебных разбирательств и ревизий — по 27% изученных дел; при проверке информации по сообщениям, заявлениям и явкам с повинной — по 22 и 1% изученных дел соответственно. Таким образом, наиболее частым поводом к возбуждению уголовных дел рассматриваемой категории является непосредственное обнаружение органами дознания признаков преступления в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности. Данный вид деятельности закреплен и регламентирован Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», который определяет ее содержание и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая гласно и негласно, проводится в целях обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона «Об ОРД»). Учитывая специфику рассматриваемого вида мошенничества, наиболее распространенным и качественным способом выявления считается результат оперативно-розыскных мероприятий. Под таковыми понимаются «закрепленные в Федеральном законе «Об ОРД» действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства, методы, направленные на решение задач оперативно-розыскной деятельности» <4>. ——————————— <4> Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М.: Норма, 2006. С. 139.

При наличии сведений о фактах совершения мошенничеств, в целях выявления таких действий, а также лиц, в них участвующих, ст. 6 Закона «Об ОРД» дает возможность осуществлять целый комплекс розыскных мероприятий. Принятие решения о проведении того или иного оперативно-розыскного мероприятия должно быть обоснованным. Основания для проведения вышеуказанных мероприятий следующие. 1. Наличие возбужденного уголовного дела и поручения следователя по нему, адресованного оперативным работникам. При этом в поручении не должно содержаться указаний на конкретные средства и методы проведения оперативно-розыскной деятельности. Оно должно носить характер постановки общей задачи перед органом дознания о проведении розыскных мероприятий, а орган дознания самостоятельно определяет мероприятия и формы их проведения. 2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого или совершенного противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотиков, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Как отмечает А. А. Койсин, тактика проведения конкретного оперативно-розыскного мероприятия зависит от складывающейся ситуации, опыта оперативного работника, наличия необходимых сил и средств, дефицита времени и множества других факторов, существенно влияющих на выбор как самого оперативно-розыскного мероприятия, так и на тактику его проведения. При этом необходимо отметить, что порядок и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий детально законом не регламентированы. При их проведении и документальном оформлении исходят из положений ведомственных приказов, а также практики использования результатов данных мероприятий при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства <5>. ——————————— <5> Койсин А. А. Проведение проверочной закупки по делам о незаконном обороте наркотических средств. URL: http:// ns. lawinstitut. ru/ science/ vestnik/ 20003/ koisin. cgi.

Ниже мы рассмотрим особенности некоторых оперативно-розыскных мероприятий, проводимых для выявления и раскрытия мошенничества, совершаемого военнослужащими с использованием своего служебного положения. Опрос. Опрос представляет собой сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретных задач ОРД со слов опрашиваемого человека, который реально обладает ею (или имеется информация, что он обладает ею) <6>. Данное оперативно-розыскное мероприятие является самым распространенным. С его помощью устанавливается как общая картина совершенного мошенничества, так и его детали, выясняется осведомленность лиц, в том числе должностных, о данном факте. Проводиться опрос может как гласно, так и с зашифровкой (цели; своей личности; статуса либо участия в беседе в качестве лица, которым он фактически не является). Нередки случаи фиксации результатов данного мероприятия с применением аудио — и видеотехники. При этом следует учитывать, что при гласном фиксировании необходимо добровольное согласие оппонента. В случае негласного — требуется подготовка пакета документов и соблюдение необходимой процедуры, так как указанная фиксация в дальнейшем может быть признана недопустимой. Опрашиваемыми лицами являются, как правило, военнослужащие из тех служб (обеспечения горюче-смазочными материалами, ракетно-артиллерийского вооружения и т. п.), в которых совершаются хищения имущества путем мошенничества. ——————————— <6> Киселев А. П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Опрос потенциальных подозреваемых представляет наибольшую сложность в связи с обладанием данными лицами специфическими знаниями, касающимися направления их службы. Оперативники, как правило, такими знаниями не владеют. В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, до проведения опроса оперативнику изучить особенности такой сферы, документооборот, организацию несения службы; для участия в опросе привлечь специалиста из такой же службы либо после проведения опроса проконсультироваться с таким специалистом. Учитывая специфику рассматриваемого вида преступлений и узкую (профессиональную) осведомленность объектов опроса, для внесения ясности в существо дела целесообразно проведение опроса с использованием полиграфа, но с условием добровольного согласия фигурантов. Наблюдение. Достаточно распространенное ОРМ, которое в общепринятом понимании и в специальной литературе толкуется так: наблюдать — внимательно следить глазами, используя технические средства, чтобы не упускать из виду, из поля зрения. В практике оперативно-розыскной деятельности наблюдение должно сопровождаться фото-, видео-, аудиодокументированием, что способствует не только качеству данного оперативно-розыскного мероприятия, но и изобличению подозреваемого (обвиняемого) в уголовном процессе на предварительном следствии <7>. ——————————— <7> Дубягин Ю. П., Дубягина О. П., Михайлычев Е. А. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

В ходе наблюдения оперативный сотрудник визуально и негласно фиксирует реакцию восприятия фигурантами и другими лицами (связями) на происходящее, а также события и процессы, связанные с фактом совершения мошенничества. Основная цель наблюдения заключается в получении информации о противоправной деятельности лица оперативной заинтересованности, его контактах (служебных, гражданских и иных), связях, маршрутах передвижения, поведении на службе и в окружении, составе преступной группы, роли каждого, взаимоотношениях членов преступной группы. Кроме этого, наблюдение дает возможность получить данные о вероятных местах сокрытия похищенного (деньги, военное имущество, техника и т. д.), орудиях и средствах совершения преступления (бланки документов, оттиски печатей, журналы, чернила, машинные носители и т. д.), внезапно приобретенном имуществе, явно выходящем за пределы финансовых возможностей, и других элементах оперативной обстановки. В случае совершения мошенничества в отношении специфических предметов преступления (например, горюче-смазочных материалов, техники), наблюдение дает возможность раскрыть механизм совершения преступления, особенности оставляемых следов, что можно будет использовать позже в процессе доказывания. Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) — это совокупность действий по негласному получению звуковой информации из телефонных переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи, передаваемой лицам (лицами), подозреваемым в совершении преступлений <8>. ——————————— <8> Киселев А. П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Принимая во внимание, что исследуемые преступления относятся к категории тяжких, оперативник имеет право при наличии оснований прослушивать телефонные переговоры фигурантов в целях ознакомления и выявления событий, имеющих значение для дела, а также проводить их оценку и фиксировать с помощью звукозаписывающих технических средств на соответствующих носителях информации. ПТП в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона «Об ОРД» осуществляется с использованием оперативно-технических сил и средств органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В ходе выявления рассматриваемого вида мошенничества привлекаются технические возможности территориальных управлений ФСБ России (оперативно-технических отделов управлений). Учитывая, что данное ОРМ затрагивает конституционные права личности, проводиться оно может лишь при наличии судебного решения. Согласно п. 5 ст. 9 Закона «Об ОРД» данное ОРМ может проводиться в течение шести месяцев со дня его вынесения. При необходимости продления срока судья выносит дополнительное решение на основании вновь представленных материалов. Прослушивание телефонных переговоров может осуществляться на любых сетях электросвязи (общего пользования, ведомственных, внутрипроизводственных, выделенных). Прослушиваться могут переговоры двух и более абонентов, односторонняя передача информации одного абонента на автоматическое записывающее устройство другого, внутригородские, междугородние, международные переговоры. В правовом отношении для данного мероприятия не имеют значения технические характеристики используемых каналов связи (проводные линии, радиотелефонные каналы, каналы сотовой, космической связи и т. д.). Исключение составляет только радиосвязь, осуществляемая с помощью радиостанций, для прослушивания которой судебного решения не требуется. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О связи» предприятия и операторы связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности на территории Российской Федерации обязаны оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим ОРД, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, а в случае использования средств связи в преступных целях допускается прерывание прослушиваемых переговоров. Право на прерывание предоставления услуг связи в случае возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, а также угрозы государственной безопасности закреплено в ч. 1 ст. 15 Закона «Об ОРД». Данное оперативно-розыскное мероприятие имеет крайне важное значение, позволяя выявить круг лиц, причастных к совершению мошенничества, определить роль каждого, установить места хранения и сбыта похищенного, подтвердить или опровергнуть данные, полученные в ходе проведенных ОРМ, выявить новые эпизоды преступной деятельности, а также задокументировать ее в установленном порядке. С учетом личного опыта следственной работы авторов можно констатировать, что предъявление фигурантам материалов ПТП является весьма действенным тактическим приемом как опроса, так и допроса, позволяя наглядно продемонстрировать бессмысленность занятой позиции в случае отрицания каких-либо обстоятельств хищения и склонить такое лицо к сотрудничеству с правоохранительными органами. ПТП сопровождается фиксацией получаемой информации на магнитные носители. Порядок проведения ПТП и оформление его результатов регламентируются специальными ведомственными и межведомственными нормативными актами. Магнитные носители информации с оригиналами записей контролируемых переговоров в случае необходимости использования в процессе доказывания могут передаваться следователю с разрешения исполнителя мероприятия, если при этом не будут разглашены сведения, составляющие государственную тайну. На основе полученных результатов ПТП в ходе предварительного следствия затем проводится фонографическая экспертиза, дающая неопровержимые доказательства совершения виновными конкретного преступления, в том числе поэпизодно. Необходимо отметить, что на практике, как правило, в ходе планирования, выдвижения версий и проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и доказывание рассматриваемого мошенничества, сотрудник не ограничивается одним или двумя мероприятиями, а проводит целый их комплекс. Так, например, при выявлении мошенничества, совершенного военнослужащими Ч. и З., которые 3 февраля 2004 г. в г. Знаменске Астраханской области с использованием служебного положения по справке-расчету N 16 начислили себе денежную компенсацию взамен положенного вещевого имущества и, злоупотребляя доверием должностных лиц части, похитили путем обмана деньги в размере 5254 руб. 39 коп., проводились следующие ОРМ: опросы виновных и лиц, которые якобы получили денежные средства; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования (образцы почерка); исследование предметов и документов (ведомости выдачи денежных средств, рапорта на денежную компенсацию взамен вещевого имущества), а также обследование помещений (служебных кабинетов бухгалтерии и вещевого склада) <9>. ——————————— <9> Архив Знаменского гарнизонного военного суда. Уголовное дело N 3405. 2005 г.

Таким образом, подводя некий итог изложенному, очевидно, насколько велика роль оперативно-розыскных мероприятий в ходе выявления и раскрытия мошенничества, совершаемого военнослужащими с использованием своего служебного положения, с учетом специфики Вооруженных Сил. Знание такой специфики поможет оперативникам, следователям эффективнее бороться с означенным видом преступлений, не допуская прекращения уголовных дел в связи с недостатками доследственной проверки и ухода виновных от установленной ответственности.

——————————————————————