Об особенностях правового статуса военнослужащих преподавательского состава военно-учебных заведений
(Спицын А. И.) («Военно-юридический журнал», 2008, N 7)
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
А. И. СПИЦЫН
Спицын А. И., доцент Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова, полковник юстиции.
В соответствии с законодательным определением, приведенным в ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» <1>, под статусом военнослужащего понимается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных названным Законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ——————————— <1> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331.
Таким образом, структуру правового статуса военнослужащих составляют следующие элементы: 1) права и свободы военнослужащих; 2) гарантии государства по реализации прав и свобод военнослужащих; 3) обязанности военнослужащих; 4) ответственность военнослужащих. Так как военнослужащие преподавательского состава военно-учебных заведений представляют собой одну из категорий военнослужащих, то структура их правового статуса также будет включать вышеуказанные четыре элемента. Военнослужащие преподавательского состава согласно п. 23 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования <2> относятся к постоянному составу высшего военно-учебного заведения. Права и обязанности постоянного состава высшего военно-учебного заведения определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа и уставом высшего военно-учебного заведения. ——————————— <2> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 650 «Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 27. Ст. 3361.
Военнослужащие-преподаватели военно-учебных заведений обладают всеми правами и свободами, предоставление которых гарантируется государством всем категориям военнослужащих и имеет свое юридическое закрепление в нормативных актах военного законодательства. Однако, учитывая специфику основного вида деятельности — образовательной деятельности, указанной категории военнослужащих предоставляются следующие дополнительные права: — право на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности; — право избирать и быть избранными в установленном порядке в ученый совет высшего военно-учебного заведения (факультета); — право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, воспитательной, методической, научной работы и других направлений деятельности вуза; — право выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество усвоения слушателями и курсантами учебного материала; — право выбирать темы для научных исследований и методы их проведения <3>. ——————————— <3> См.: п. 103 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (приложение к Приказу министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 27.
В уставах некоторых высших военно-учебных заведений для преподавательского состава также закрепляются следующие права: — право повышать квалификацию с периодичностью, устанавливаемой нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; — право принимать участие в научных исследованиях, научных семинарах, конференциях, симпозиумах, проводимых в военно-учебном заведении; — право представлять свои работы для публикации в изданиях военно-учебного заведения; — право бесплатного пользования библиотеками, информационными фондами, спортивной базой, услугами учебных, научных и лечебных подразделений военно-учебного заведения <4>. ——————————— <4> См., например: п. 6.3.3 Устава Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова.
На преподавательский состав военно-учебного заведения также возлагаются и дополнительные обязанности: — обязанность обеспечивать эффективность образовательного и научного процессов и высокое качество подготовки офицеров; — обязанность систематически повышать свою профессиональную квалификацию; — обязанность развивать у слушателей и курсантов самостоятельность, инициативу и творческие способности, быть для них образцом безупречного выполнения служебного долга, дисциплинированности, высокой культуры и нравственности <5>. ——————————— <5> См.: п. 103 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (приложение к Приказу министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80).
Исходя из анализа задач, которые стоят перед высшими военно-учебными заведениями, следует, что образовательная деятельность является основным видом их деятельности. Непосредственное осуществление образовательной деятельности ведется преподавательским составом. Образовательная деятельность определяет содержание всей деятельности военнослужащих-преподавателей, а следовательно, будет являться основным фактором, определяющим правовое положение данной категории военнослужащих. Анализ содержания правового регулирования деятельности военнослужащих преподавательского состава военно-учебных заведений позволяет сделать вывод о том, что их деятельность регулируется не только военным законодательством, но и иными нормами, регулирующими специфическую сферу их деятельности — образование. Основным предназначением преподавательского состава военно-учебного заведения помимо исполнения обязанностей военной службы является осуществление педагогической деятельности. Педагогическая деятельность обладает рядом специфических особенностей, которые не могут не учитываться в ходе правового регулирования трудовой деятельности педагогических работников и законодательного определения их правового положения. Это нашло свое отражение при принятии нового Трудового кодекса Российской Федерации <6>, в котором особенностям регулирования труда педагогических работников посвящена отдельная глава. ——————————— <6> См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3.
Профессиональная деятельность военнослужащих преподавательского состава учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации в значительной степени, включая их права и обязанности в вопросах осуществления образовательной деятельности, регулируется Законом РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) <7>, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <8> и иными правовыми актами в области образования. ——————————— <7> См.: Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 150. <8> См.: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 35. Ст. 4135.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «Об образовании» законодательство в области образования включает в себя Конституцию РФ, названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. При этом в п. 3 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» указано, что действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности <9>. ——————————— <9> См.: Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 150.
Таким образом, правовое положение военнослужащих преподавательского состава военно-учебных заведений должно определяться не только Федеральным законом «О статусе военнослужащих» <10>, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» <11>, но и законодательством в области образования. Следовательно, правовой статус военнослужащих преподавательского состава учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации является правовым статусом двойного регулирования. ——————————— <10> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331. <11> См.: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475.
Исходя из вышеизложенного можно определить, что правовой статус военнослужащих преподавательского состава учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих и для педагогических работников.
——————————————————————