Медицинское право: проблемы кодификации
(Иванников И. А.) («Медицинское право», 2010, N 5)
МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ КОДИФИКАЦИИ
И. А. ИВАННИКОВ
Иванников И. А., доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону).
Автор статьи аргументирует на принципах кодификации необходимость принятия Медицинского кодекса РФ и окончательного признания медицинского права как самостоятельной отрасли российского права.
Ключевые слова: медицинское право, кодификация, законодательство, медицинский кодекс.
Medical law: problems of codification I. A. Ivannikov
The author of the article on the basis of principles of codification proves the necessity of adoption of Medical code of the RF and final recognition of medical law as an independent branch of Russian law.
Key words: medical law, codification, legislation, medical code.
Кодификация, бесспорно, считается особым видом систематизации законодательства, который обеспечивает более четкое и эффективное регулирование общественных отношений. Она способствует уменьшению коллизий и восполнению пробелов. Все привыкли, что есть УК, УПК, ГК и ГПК и другие кодексы. В то же время в ряде субъектов Российской Федерации приняты Библиотечный, Музейный и другие кодексы. Еще в СССР были предложения принять Медицинский кодекс, однако до сих пор его не приняли. С начала 1990-х годов в России стремительными темпами стало развиваться медицинское право. Казалось бы, что для законодателя очевидна необходимость принятия Медицинского кодекса и признания медицинского права как самостоятельной отрасли российского права. Этому есть много объективных причин: 1) развитие рыночных отношений (частной медицины, медицинского страхования и т. д.), повлекшее изменения правовой системы России; 2) детализация правовой регламентации медицинской деятельности, появление большого количества законов, регулирующих общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан и медицинской помощи; 3) возросшие требования населения России к качеству медицинских услуг; 4) в последние десятилетия произошли крупные сдвиги в медицинской науке и биологии, что привело к появлению новых проблем медицинского и этико-правового характера, требующих правового разрешения и регулирования. Новые биомедицинские технологии достигли нового уровня воздействия на организм человека (искусственное оплодотворение, генная инженерия, трансплантация органов и тканей и т. д.), поставив проблемы их правового регулирования. В силу этого интерес к медицинскому праву в обществе растет. Стоит согласиться с Ю. Д. Сергеевым и А. А. Моховым, которые считают, что уже давно назрела необходимость введения медицинского права «в процесс обучения студентов всех юридических вузов и факультетов в силу все нарастающей потребности юридической практики» <1>. Признавать придется не только медицинское право, но и ряд других «комплексных» отраслей права. В юридической науке выделяются такие комплексные отрасли права, как образовательное, предпринимательское, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, которые соединяют в себе разнородные нормы и институты. В настоящее время с развитием рыночных отношений сформировались новейшие комплексные отрасли права (коммерческое, договорное), а также отрасли, вызванные развитием научно-технологического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и другие. Сформированы уже и такие комплексные отрасли права, как медицинское, образовательное, транспортное и др. ——————————— <1> Сергеев Ю. Д., Мохов А. А. Основы медицинского права России: Учеб. пособие / Под ред. Ю. Д. Сергеева. М., 2007. С. 10.
Однако в цивилистике и в теории государства и права со сталинских времен устоялось мнение, что в основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимаются общественные отношения, все то, что подпадает под действие правовых норм. Это производственные, имущественные, семейные, политические, религиозные и другие социально значимые отношения между людьми. Под методом правового регулирования понимаются приемы, способы и средства воздействия права на общественные отношения. Наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права и не порождает его отраслей, но объективно или субъективно может привести к необходимости урегулирования данных отношений правом. В юридической науке выделено два основных метода регулирования: императивный и диспозитивный. Императивное регулирование — это детальное регулирование поведения участников общественных отношений на основе предписания по принципу: что предписано, то и следует делать, все остальное за пределами закона. Оно характеризуется неравноправием сторон. Диспозитивное регулирование — это регулирование основных отношений субъектов права, предоставляющее им значительные свободы по принципу «все незапрещенное разрешено». Кроме этих методов выделяют поощрительный и рекомендательный методы. Кроме императивного и диспозитивного методов используют альтернативный и рекомендательный, метод поощрений и наказаний. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение. Императивный метод применяется главным образом в уголовном и административном праве, а диспозитивный — в гражданском. В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Метод автономии и равенства сторон типичен в основном для процессуальных отраслей права, гражданского права. При этом необходимо учесть, что для выделения норм в отрасль достаточно и одного предмета правового регулирования. В 1982 г. на страницах журнала «Советское государство и право» были опубликованы материалы дискуссии по данной проблеме. Надо отметить, что были и мнения выделять один отличительный признак отрасли права — предмет правового регулирования, так как он не зависит от субъективного фактора. В чистом виде каждое регулирование не встречается. На преобладание императивного или диспозитивного регулирования влияют многие факторы: исторические традиции, уровень культуры, менталитет народа, характер правовой системы, особенности регулируемых отношений и т. д. Все нормы права в любом государстве не действуют изолированно друг от друга, а являются взаимосвязанными и составляют единую систему права данного типа. Система права строится в соответствии с системой регулируемых правом общественных отношений, порождается ими и характеризуется единством, так как отражает единую господствующую в данном обществе волю (волю народа, господствующего класса, нации и т. д.). Метод зависит и от предмета. Более того, в каждой отрасли права применяется не один, а несколько методов правового регулирования. Широта общественных отношений в сфере медицинской деятельности давно уже является достаточной для выделения такой отрасли права, как медицинское право. Право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, частной медицинской практикой имеют не все субъекты права, а только специальные. «Медицинская деятельность — это деятельность, направленная на предупреждение болезней, спасение жизни человека, избавление его от страданий или их облегчение» <2>. Медицинское право — совокупность юридических норм (установленных, санкционированных государством, международными организациями), регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности. В том числе в системе медицинского обеспечения права на жизнь и здоровье, физической и психической неприкосновенности, а равно по оказанию медицинских услуг. Это также действия или деятельность медицинских работников по сохранению, предоставлению пациентам достоверной информации об их диагнозе, динамике болезни, методах и предполагаемых конечных результатах лечения, врачебной тайны, трансплантации органов и тканей человека, вопросов эвтаназии, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и т. д.). Многие общественные отношения в сфере медицинских услуг и здравоохранения еще не урегулированы правом. Медицинская деятельность и образование давно заслуживают самостоятельного отраслевого регулирования. При этом многие аспекты правового регулирования в системе медицины и здравоохранения нуждаются в уточнении, конкретизации. Органы и ткани человека, предназначенные для пересадки, в условиях рыночных отношений фактически имеют правовой режим вещей, ограниченных в обороте, право собственности на которые принадлежит гражданину, у которого они изъяты, или его наследникам. Организация медицинской помощи (стационарная и амбулаторно-поликлиническая) должна быть детально регламентирована. Особой регламентации правом требует организация психиатрической помощи гражданам, ее классификация, виды и основания ее оказания. В России в настоящее время психиатрическая и иная помощь оказываются бесплатно без предъявления полиса лишь в строго оговоренных в законах случаях, что не соответствует реальным условиям жизни граждан (низкому уровню и качеству жизни подавляющей массы населения). Это свидетельствует о более высокой гуманности большинства советских нормативно-правовых актов, регулировавших общественные отношения в сфере медицины и здравоохранения. Медицинское право имеет свои специфические институты права: институт сертификации медицинской деятельности, институт медицинского страхования и др. Известные в России исследователи медицинского права считают, что «медицинское право — это система нормативных норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, а равно общественные отношения в процессе функционирования и развития сферы здравоохранения» <3>. ——————————— <2> Сергеев Ю. Д., Мохов А. А. Указ. соч. С. 14. <3> Сергеев Ю. Д., Мохов А. А. Указ. соч. С. 52.
1. Выделение в качестве универсальных критериев деления норм права на отрасли и институты при помощи таких критериев, как предмет правового регулирования и метод правового регулирования, не выдержали испытания временем, являются формализованными и мешают развитию науки об отраслях права. 2. Необходимо в качестве критериев классификации норм права на отрасли и институты выделять объект (все общественные отношения, регулируемые правом) и предмет правового регулирования (часть общественных отношений, входящих в объект, регулируемых данными нормами). При этом нельзя и отрицать наличие особых субъектов права (участников общественных отношений), методов правового регулирования, принципов, санкций, функций, самостоятельные виды юридической ответственности, которые могут быть факультативными критериями классификации норм права на отрасли и институты. 3. Широта общественных отношений в сфере медицинской деятельности является достаточной для выделения такой отрасли права, как медицинское право. 4. Наличие специальных понятий и категорий. Медицинское право как отрасль права — это реальность. И не нужно ждать его официального признания всеми юристами. Медицинское законодательство необходимо совершенствовать, систематизировать и кодифицировать. Кодификация законодательства всегда рассматривалась как прогрессивное явление, обеспечивающее его стабильность. Давно уже назрела необходимость принятия Медицинского кодекса, который вобрал бы в себя нормы права, рассредоточенные ныне в гражданском, трудовом, семейном, административном, уголовном и других отраслях права, в Основах законодательства Российской Федерации и других нормативно-правовых актах, что способствовало бы более эффективной и полной реализации норм об охране жизни и здоровья граждан. Это может произойти одновременно с принятием Судебного кодекса, Транспортного кодекса, Образовательного кодекса и других. Медицинский кодекс будет пользоваться спросом в обществе. Кодификация медицинского законодательства возможна на научной основе. Нормативного материала для этой кодификации достаточно.
——————————————————————