Биомедицинское право России

(Сергеев Ю. Д.)

(«Медицинское право», 2006, N 4)

БИОМЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО РОССИИ

Ю. Д. СЕРГЕЕВ

Сергеев Ю. Д., заслуженный юрист РФ, член-корреспондент РАМН, профессор, президент Национальной ассоциации медицинского права, заведующий кафедрой медицинского права Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

2006 г. ознаменовался проведением двух больших научных форумов: XVI Всемирного конгресса по медицинскому праву (7 — 11 августа, Франция, г. Тулуза) и Всероссийской научно-практической конференции по медицинскому праву (13 — 14 сентября, г. Новосибирск).

Считаю необходимым поделиться с читателем мыслями, не столько навеянными этими событиями, сколько еще раз укрепившими в правильности возникавших у меня ранее суждений.

Медицинское право, которое на первом этапе своего становления ограничивалось в основном правоотношениями, связанными с юридической ответственностью медицинского персонала за профессиональные правонарушения (неоказание и ненадлежащее оказание помощи больному), продолжает интенсивно и многогранно развиваться. Оно уже включает в себя многообразные вопросы, связанные со здравоохранением и медицинской деятельностью в целом, весь комплекс отношений пациента и лечебного учреждения, страховой медицинской компании и здорового человека и т. д.

Диапазон проблем, требующих порой безотлагательного регулирования с помощью норм медицинского права, все увеличивается. Жизнь ставит перед ним новые дилеммы, связанные далеко не только с медициной, но и с биологией, этикой, техникой, серьезными социальными и общественно значимыми проблемами. Это и биобезопасность, и молекулярная медицина, и генная инженерия, криология, клонирование, использование стволовых клеток, правовой статус эмбриона человека, суррогатное материнство, медицинский эксперимент, трансплантация, эвтаназия и многое другое.

Право не может (и не должно) отставать от реальной жизни, научно-технического прогресса, достижений медицинской науки и практики. Вспомним, какую негативную роль для медицины и здравоохранения нашей страны сыграло в свое время отсутствие надлежащего и своевременного правового обеспечения трансплантации органов и тканей человека (в первую очередь пересадки сердца).

Представляется, что термин «медицинское право», имеющий огромное значение в становлении и развитии новой отрасли правовой науки, в недалеком будущем действительно необходимо будет трансформировать и привести в соответствие с объемом проблем регулирования и запросами времени.

Считаю, что уже сегодня мы доказательно можем говорить о «медицинском праве будущего», новых концепциях и новом, более широком и адекватном термине: «биомедицинское право» (термин наш. — Ю. С.).

Естественно, это только сформировавшаяся идея и проблема требует серьезного и заинтересованного обсуждения, научной дискуссии, а также определенного периода времени для осмысления, формирования теоретических основ, концептуальных подходов, вдумчивой работы правоведов-теоретиков.

Главное, что стремительно развивающаяся в России самостоятельная отрасль права — медицинское право, расширяя свои горизонты и овладевая новыми правовыми рубежами, трансформируется в процессе своего становления, видоизменяется, приобретая все большую многоаспектность и тем самым убедительно демонстрируя свою жизнеспособность, научную аргументированность и востребованность.

Творчески горд, что на практике подтверждаются слова, сказанные несколько лет назад на I Всероссийском съезде (Национальном конгрессе) по медицинскому праву: «В России у медицинского права заложен надежный фундамент и его ожидает большое будущее» (Медицинское право. 2003. N 3. С. 2).

Редакция приглашает читателей — специалистов в сфере медицинского права, ученых и практиков — высказать свое аргументированное мнение по данной важной проблеме на страницах нашего журнала.

——————————————————————