Системный подход к пониманию информационной деятельности в государственной сфере

(Устинович Е. С.) («Информационное право», 2007, N 4)

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СФЕРЕ

Е. С. УСТИНОВИЧ

Устинович Е. С., проректор по науке Курского института государственной и муниципальной службы, соискатель кафедры конституционного и муниципального права МГУ им. М. В. Ломоносова, доцент, кандидат политических наук.

На информационное развитие государственной и общественной сферы в России сегодня существенно воздействуют два основных фактора — ее поступательное и неуклонное движение по пути демократических преобразований и информационно-технологический прогресс. В свою очередь, демократизация общественных отношений в Российской Федерации оказывает также влияние и на политическую активность российских граждан, уровень их правосознания. Это отражается, в частности, на постепенном росте с их стороны интереса к информации, исходящей из государственных органов власти и степени ее востребованности. Поэтому должно происходить, пусть даже на начальных этапах медленно и противоречиво, но поступательное становление и развитие системы предоставления органами власти новых видов государственных услуг — информационных услуг и подготовка, производство ими информационных продуктов <1> (материалов). ——————————— <1> Информационный продукт — продукт трудовой деятельности, в которой информация является основным компонентом (см.: Мельник Л. Г., Ильяшенко С. Н., Касьяненко В. А. Экономика информации и информационные системы предприятия: Учеб. пособие. Сумы: ИТД «Университетская книга», 2004. С. 356). Однако в государственном управлении правильнее использовать термин «информационные материалы» вместо термина «информационный продукт», так как последний имеет все же в большей степени коммерческий (экономический) оттенок. — Прим. авт.

В названных условиях на современном этапе информационного развития государства и общества деятельность органов государственной власти Российской Федерации, в частности федеральных органов исполнительной власти РФ, стала более «информационной». В ней сегодня уже достаточно четко выделяются так называемые информационные направления, которые в своей совокупности составляют информационную деятельность государственных органов власти как особого и специфического вида деятельности. Отметим, что понятие «информационная деятельность» является для российской науки новым и не имеет пока своего правового закрепления в законодательстве. Наиболее детальное определение понятия «информационная деятельность» предлагает И. Л. Бачило. С ее точки зрения, под «информационной деятельностью понимается профессиональная деятельность в области создания, сбора, поиска, накопления, распространения, охраны и защиты информационных ресурсов, технологий и использования средств связи, осуществляемая в рамках правового статуса организации (юридического лица, органа государственной власти и местного самоуправления), персонала этих организаций в соответствии с их правами и обязанностями, а также действия физических лиц по удовлетворению потребностей в информации и средствах информатизации при соблюдении законодательства» <2>. Данное определение является универсальным, общим и потому применимым в отношении всех сфер — государственной, общественной, сферы бизнеса, но без учета специфики каждой из них. Однако ценность заключается в том, что информационная деятельность понимается как профессиональная деятельность, для чего, в частности, в государственных органах власти предполагается наличие для ее осуществления соответствующих организационных, технологических, правовых и кадровых предпосылок, которые, в свою очередь, становятся ее критериями и подчеркивают специфичность и особое место информационной деятельности в рамках общей управленческой деятельности. Что же касается информационной деятельности в государственной сфере, информационной деятельности государственных органов власти, то соответствующие определения в российской политической и правовой науке практически не представлены в связи с недостаточным объемом исследований по данной проблематике. Возникший пробел необходимо преодолевать хотя бы потому, что выделение информационной деятельности в государственной сфере в качестве особого специфического вида деятельности определяется целым рядом факторов. Так, если рассматривать ее внешнее направление, то информационная деятельность в государственной сфере становится сегодня фактически политико-правовым инструментом реализации принципа открытости власти, прозрачности ее деятельности. Неоспоримо также утверждение о том, что в истинно демократическом обществе граждане должны быть хорошо информированы о состоянии дел в различных сферах жизнедеятельности общества, о деятельности соответствующих министерств и ведомств, получать от них необходимую информацию. Только информированный гражданин может ориентироваться в сложных политических и общественно-экономических ситуациях, формировать собственное независимое мнение по поводу тех или иных событий и фактов. Сегодня для реализации этих информационных потребностей российских граждан уже недостаточно только печатных и аудиовизуальных средств массовой информации (СМИ), которые к тому же, в свою очередь, все больше становятся ангажированными и потому не всегда способны независимо и полноценно удовлетворить соответствующий информационный спрос. Информационную деятельность органов государственной власти Российской Федерации в самом общем виде можно определить как совокупность действий, направленных на удовлетворение информационных потребностей граждан, юридических лиц и государства, где информационная потребность выступает или в качестве потребности человека (групп людей) в информации, или в необходимости получения информации, что отвечает характеру работы потребителя информации. Важно, что законодательное закрепление получили источники, методы и средства информационной деятельности органов государственной власти РФ <3>. В структуру информационной деятельности входят два основных ее направления — внутриведомственное и внешнее. Внутриведомственное направление информационной деятельности органов государственной власти РФ состоит из традиционного (бумажного) и электронного документооборота. Внешнее направление — это работа с общественностью, важнейшей составляющей которой является взаимодействие со средствами массовой информации, собственные ведомственные средства массовой информации, издательская деятельность, рекламная деятельность, электронное направление информационной деятельности и т. д. Однако информационную деятельность органов государственной власти современной России нельзя понимать только лишь как сложение информационно емких направлений их деятельности. Это понимание было бы слишком упрощенным. В целях наиболее эффективного использования информационной деятельности государственных органов власти, прежде всего исполнительной, в качестве политико-правового инструмента для налаживания конструктивного, неформального, обоюдно полезного, ориентированного на фактические потребности граждан в конкретной информации, исходящей из органов власти инициативно или запрошенной у них гражданами, взаимодействия государства и общества, необходим системный подход к ее пониманию. Сегодня вполне справедливым является утверждение о том, что информационная деятельность органов государственной власти имеет все признаки своей системности. Напомним, что система в теории организации — это искусственно созданный набор взаимодействующих между собой элементов и подсистем, предназначенный для достижения определенной цели <4>. В теории государственного управления система — это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и образующих некоторое целостное единство <5>. Исходя из данных определений, а также проведенного автором эмпирического исследования, вполне справедливо вести речь и о системе информационной деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Более того, именно осознание необходимости подхода к совокупности информационных направлений деятельности органов власти как к системной информационной деятельности, позволит им использовать преимущества отдельных свойств, присущих любым системам. Создание системы информационной деятельности в органах исполнительной власти является объективной необходимостью, так как именно системный подход формирует условия для возникновения в ней такого свойства, как синергичность, что, по мнению, в частности, профессора Е. А. Барбашина, приведет к синергетическому эффекту — эффекту, по своим результативным критериям значительно превосходящему сумму результативных критериев элементов, образующих данную систему. Именно данное свойство системы способно дать значительный эффект в изменении характера взаимоотношений государства и общества при использовании в нем информационной деятельности в качестве политико-правового инструмента в сторону их демократизации. ——————————— <2> Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. <3> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448. <4> См.: Теория организации: Учеб. пособие / С. В. Рогожин, Т. В. Рогожина. М.: Издательство «Экзамен», 2003. С. 295. <5> См.: Добрынин Н. М. Теория и практика государственного управления: Учебник. Новосибирск: Наука, 2006. С. 18.

Исходя из вышеизложенного, предлагается рассматривать информационную деятельность в государственной сфере не только в качестве особого, даже специфического вида деятельности государственных органов власти, но и использовать на комплексной системной основе ее преимущества при построении нового стиля взаимоотношений государства и общества.

——————————————————————