Информационная компетентность государственных служащих как фактор оптимизации административных процессов
(Устинович Е. С., Барбашин Е. А.) («Информационное право», 2008, N 2)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
Е. С. УСТИНОВИЧ, Е. А. БАРБАШИН
Устинович Е. С., проректор по науке Курского института государственной и муниципальной службы, кандидат политических наук, доцент, соискатель кафедры конституционного и муниципального права МГУ им. М. В. Ломоносова.
Барбашин Е. А., декан факультета экономики и права Курской государственной сельскохозяйственной академии им. проф. И. Иванова, доктор экономических наук, профессор.
Демократическим преобразованиям в России уже почти два десятилетия. За этот период произошли значительные перемены в системе государственного управления, одновременно сопровождавшиеся процессами информатизации. Реализация положений Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», Концепции внедрения информационных технологий в деятельность федеральных органов исполнительной власти до 2010 года <1> привела к достаточно высокому уровню информатизации органов государственной власти Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время фактически сложились необходимые технологические предпосылки для осуществления управленческой деятельности в государственной сфере в совершенно новых условиях. Они позволяют повышать на основе использования инноваций (в нашем случае — информационных технологий) как эффективность деятельности самих органов власти, так и эффективность взаимодействия органов власти с гражданами и институтами формирующегося сегодня в России гражданского общества. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 гг.)».
В Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года <2> отмечается, что современная информационно-технологическая основа сформирована и заключается в росте численности сотрудников федеральных органов государственной власти, обеспеченных персональными компьютерами, отвечающими современным требованиям. Имеются компьютерные сети, в том числе и с доступом к сети Интернет. Успешно реализуются проекты внедрения автоматизированных информационных систем в сфере электронного документооборота <3>, формируются базы данных по основным направлениям деятельности федеральных органов государственной власти. Федеральные органы государственной власти создают и используют интернет-сайты для размещения информации о своей деятельности, а также для предоставления услуг и обеспечения интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций. Об уровне информационно-технологической оснащенности говорится также в Докладе о совершенствовании государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий, подготовленном Минэкономразвития России в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» <4>. ——————————— <2> Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р. <3> Положительные примеры использования преимуществ информационных технологий уже наработаны целым рядом федеральных министерств и ведомств, в частности Министерством юстиции Российской Федерации, в котором начиная с 2001 г. постепенно вводится Единая система электронного документооборота (источник: Борискин В. В., Поликарпова Н. М., Тихомиров С. Г. Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. С. 200). <4> Так, в частности, там отмечается, что многие из министерств и ведомств достигли достаточно высокого уровня технологической оснащенности. Практически все чиновники имеют персональные компьютеры, 80% государственных учреждений обеспечены системами бухгалтерского и финансового учета. В Федеральном казначействе и других подразделениях Министерства финансов Российской Федерации используется комплексная система управления государственными финансами. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации созданы обширные хранилища отраслевой информации на основе современных информационных технологий. Практически все властные структуры присутствуют в Интернете и имеют свои сайты.
Между тем следует отметить некоторые негативные тенденции развития системы информационного обеспечения государственного управления в России. Прежде всего их информатизация сегодня носит преимущественно технологический характер и не сопровождается оптимизацией административных процессов <5>. Кроме того, уже имеющийся опыт показывает, что сам по себе рост технической оснащенности органов государственной власти не приводит к упрощению и улучшению механизмов принятия административных решений. ——————————— <5> Доклад о совершенствовании государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Подготовлен Минэкономразвития России в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» // http://www. economy. gov. ru.
Проблемы информационного развития государственных органов власти в Российской Федерации лежат также и в плоскости, связанной с неготовностью к инновационным методам работы части персонала государственной службы. Ведь не секрет, что в связи с отсутствием жестких требований, связанных с обязанностью овладевать в необходимой степени информационными технологиями, значительная часть государственных служащих сегодня игнорируют в этой части, а порой искусственно сдерживают использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Можно вполне справедливо утверждать, что современные государственные служащие становятся фактором, объективно сдерживающим инновационное развитие государственной сферы. Институт государственной службы сегодня представлен несколькими категориями государственных служащих, различающихся существенным образом по своему информационному развитию друг от друга. Самая молодая категория государственных служащих, а потому естественным образом адаптированная к применению в своей профессиональной деятельности информационных технологий, находится сегодня в возрасте до 30 — 35 лет. Информационные технологии им понятны, они легко могут использовать их и те преимущества, которые они предоставляют, в своей профессиональной деятельности. Вторая категория государственных служащих приблизительно в возрастной категории от 35 до 40 — 45 лет. Это те государственные служащие, которые не застали начало стремительного развития информационно-телекоммуникационных технологий в годы становления своей профессиональной ориентации и получения образования. Им приходится разбираться в инновациях под названием «информационные технологии», чтобы идти в ногу со временем и не отставать ни в профессиональном, ни в личном развитии. Третья возрастная категория государственных служащих — от 50 лет. Представители данного поколения государственных служащих представляют сегодня собой самую сложную и проблемную в информационном развитии категорию. Для большинства из них информационные технологии во многом остаются чуждым явлением. Эта категория государственных служащих в течение многих лет сформировала модель своей деятельности, в которой место отведено методам и инструментам коммуникаций уже ушедшего XX в. и потому, понятно, устаревшим. Переход же на новый стиль своей деятельности на основе использования ИТ происходит медленно и не всегда повсеместно. А ведь следует помнить о том, что значительная часть именно этой категории государственных служащих занимает должности, связанные с принятием управленческих решений. Необходимо признать, что сегодня отсутствует система внешних стимулов и мотиваций у государственных служащих, которые требовали бы от них достижения соответствующей информационной компетентности. В системе государственной службы нет никакой системы поощрений государственных служащих за использование ИТ. Отсутствует единая государственная политика, которая бы стимулировала заинтересованность государственных служащих в повышении личного уровня информационной компетентности. Хотя сделать это не так уж и сложно. Ведь смогли же обязать через Федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <6> пройти через систему курсов повышения квалификации и получить соответствующие свидетельства с государственной регистрацией на право осуществления государственных и муниципальных закупок всех тех, кто ими занимается. ——————————— <6> Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // www. zakupki. gov. ru.
Кроме того, вопрос информационной компетентности государственных служащих может быть решен в правовом аспекте в случае, если современное информационное законодательство будет учитывать соответствующий вектор развития. Имеется в виду следующее. Российское информационное законодательство сегодня развивается в направлении расширения конституционных норм, связанных в основном с обеспечением доступа граждан к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления. Соответствующий законопроект уже с апреля 2007 г. находится в Государственной Думе на рассмотрении. Однако, как нам кажется, интерес российских граждан, в первую очередь той ее части, для которой Интернет уже стал неотъемлемым атрибутом их жизни, лежит уже в несколько другой плоскости. Этой категории граждан интересно общаться с властью через Интернет, напрямую, исключая какое-либо посредничество в этом вопросе. Граждане России хотели бы и многие уже имеют соответствующую технологическую возможность получать государственные услуги через Интернет. «Электронные средства связи создадут необходимую инфраструктуру для новой экономики, основанной на знаниях, и новой демократии — с прямым обращением граждан к власти и с ее подотчетностью власти гражданам» <7>. Если исходить из аксиомы, что общество первично, а государство в лице его институтов, государственного аппарата служит интересам общества, каждого гражданина, то сегодня интерес каждого гражданина и формирующегося в России гражданского общества состоит в том, чтобы получать значительное число государственных услуг быстро, удобным способом, качественно, без необходимости личного посещения административных государственных учреждений, ритуального стояния в очередях и без необходимости осуществления дополнительных непродуктивных коммуникаций. Взаимоотношения власти и граждан, организаций должны быть равными и достойными, между ними должен развиваться равный демократический диалог. Эти возможности сегодня способны предоставить информационные технологии. К сожалению, не внедряя инновационные (информационные) методы работы, государственные органы власти, в первую очередь на региональном уровне, фактически расписываются в старых методах работы (методах прошлого века), ориентируясь преимущественно на граждан России старшего поколения. Что, с одной стороны, удобно для определенной части государственных служащих. С другой стороны, реально тормозится развитие гражданского общества и взаимодействие власти и граждан на демократических началах. В проекте Доклада о состоянии гражданского общества в Российской Федерации в 2007 г. указывается на отсутствие внятного законодательства, регулирующего интернет-коммуникацию, как на фактор, серьезно сдерживающий поступательное развитие онлайновых технологий <8>. ——————————— <7> Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества / Под науч. ред. А. В. Короткова. ООО «ТРЕЙН», 2007. С. 198. <8> Информационное право и становление основ гражданского общества в России // Сборник статей по материалам 5-го семинара по теоретическим проблемам информационного права в Институте государства и права РАН. С. 120.
Современный государственный служащий любого уровня должен ежечасно, ежеминутно быть готов к ситуации мобильного, компетентного реагирования на обращения граждан, организаций, что предполагает профессионализм и высокий уровень информационной компетентности. Возможно, пока бытует представление, как само собой разумеющееся, что все государственные служащие независимо от возраста и уровня их деятельности обладают достаточным уровнем информационной компетенции, что далеко не так. «Обученных кадров для работы с Интернетом в министерствах и ведомствах, иных органах государственной власти не хватает. Не произошло, по нашим наблюдениям, и коренного перелома в сознании чиновников: размещение социально значимой информации на официальных сайтах делается по принуждению, без осознания значимости этой работы и для министерства, и для общества» <9>. Таким образом, наличие сегодня у государственных служащих необходимого уровня информационной компетентности — явное заблуждение. ——————————— <9> Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества / Под науч. ред. А. В. Короткова. ООО «ТРЕЙН», 2007. С. 196.
Что бы ни говорили сегодня о недостаточности финансирования процессов информатизации государственных органов власти и проблемах, связанных с их оснащением компьютерной техникой и доступом к сети Интернет, а также прочих преградах на пути ломки сложившихся в предыдущие годы стереотипов взаимоотношений властно-управленческих структур и граждан, организаций, основной камень преткновения информационного развития государственной сферы — это информационная компетентность государственных служащих. Недостаточный уровень информационной компетентности государственных служащих становится естественной причиной неэффективности государственной службы в плане взаимодействия этого института с гражданами, медленных темпов смены сложившегося забюрократизированного стиля управления. От повышения уровня компетентности государственных служащих сегодня также напрямую зависит эффективность проводимых административных реформ и оптимизация в этой связи административных процессов.
——————————————————————