Особенности информации, используемой пограничными органами ФСБ России

(Болотова С. В.) («Юридический мир», 2008, N 5)

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПОГРАНИЧНЫМИ ОРГАНАМИ ФСБ РОССИИ

С. В. БОЛОТОВА

Болотова С. В., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Хабаровского пограничного института ФСБ России.

В условиях радикальной реформы пограничных органов особое значение приобретает административно-правовая организация управления единым комплексом информационного обеспечения пограничных органов ФСБ России. Административно-правовая организация информационного обеспечения деятельности пограничных органов должна учитывать специфические особенности, свойства, формы, правовые аспекты информации, быть способной обеспечить функционирование системы органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации в пограничной сфере в условиях реформы, создавать условия для повышения эффективности их деятельности <1>. ——————————— <1> Административное право и административный процесс: Старые и новые проблемы // Государство и право. 1998. N 8. С. 5 — 32.

Термин «информация» широко используется в науке, существует множество его определений. Множественность определений информации во многом вызвана тем, что она как объект научного исследования и изучения предполагает выделение одновременно семантических, лингвистических, прагматических и технических аспектов. Информация (лат. — осведомление) означает буквально: сведения, данные, знания. Информация — это прежде всего одно из свойств объективного мира, которое связано с наличием в нем особого рода процессов, называемых информационными. Информационными процессами являются, например, общение людей друг с другом, работа какой-либо системы автоматического регулирования, познание мира человеческим мозгом <2>. ——————————— <2> Краткий словарь по философии. М., 1970. С. 117.

В свою очередь, существует множественность аспектов информации как объективного явления: — теоретико-отражательный, раскрывающий роль информации в процессах отображения объективной действительности; — гносеологический, раскрывающий представление об информации как средстве познания; — семантический, предполагающий содержание и значение информации; — аксиологический, формирующий концепции ценности информации для различных сфер деятельности; — количественный, приобретающий значение для принятия решений при определении, например, емкости «памяти» информационно-поисковых систем; — коммуникативный, раскрывающий сложную организационно-техническую природу информационной связи, и другие. Все это обусловило большое количество попыток определения информации как научного понятия. Каждое такое определение, если оно применяется в сфере своего действия, верно отображает какую-то сторону или особенность информации. В связи с этим следует отметить, что одни ученые определяют информацию через различные свойства материи, другие выделяют ее содержательный (семантический) аспект, третьи — ценностный (прагматический) аспект и т. д. Из многочисленных определений понятия информации следует выделить: информация — сведения о лицах, предметах, явлениях, фактах, событиях, процессах и т. д., являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования, использования. Наибольший интерес для деятельности пограничных органов ФСБ России представляет информация как знак. Знак — материальный, чувственно-воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающий как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки. Особое значение приобретают неязыковые знаки, которые играют большую роль в передаче информации о каких-то предметах, явлениях, эти виды знаков делятся на знаки-копии, знаки-признаки, знаки-символы. Признаки могут характеризовать целый класс предметов, явлений, систем — родовые признаки или какую-то однородную группу предметов из этого класса — видовые признаки (например, дерево — родовой признак, лиственное — видовой) и индивидуальные признаки. Признаки несут информацию о внешних свойствах объектов. В совокупности все признаки дают затем возможность составлять целостное представление о сущности данного предприятия, занимающегося, например, производством оборонной техники. Опытный разведчик по признакам распознает объект, определит производимую им продукцию, примерный объем производства и др. Выводы свои он делает на основе прежних знаний — знания родовых и видовых признаков подобных объектов. Знание признаков военных и оборонных объектов позволяет разведчикам добывать ценную информацию путем визуального наблюдения, дополняемого нередко использованием технических средств разведки. С учетом того что признаки о предмете несут информацию о самом предмете, его сущности, строится и система дезинформации противника: обычному или ложному объекту, предприятию искусственно придают признаки военного или оборонного объекта и вводят тем самым противника в заблуждение. В качестве основных признаков информации следует выделять: системность, селективность, субстанциональную несамостоятельность, преемственность, неисчерпаемость, старение во времени, массовость, неэквивалентность качественной и количественной оценки, ценность, трансформируемость, универсальность, способность к ограничению, качество. При этом к числу внешних ее качеств (присущих информации, находящейся или используемой только в определенной системе, подсистеме) наряду с прочими относят: защищенность, достоверность (помехоустойчивость, помехозащищенность), сохранность (целостность, готовность) и конфиденциальность (доступность, скрытность, имитостойкость). Сущность и характер отношений, возникающих в информационной сфере пограничных органов ФСБ России, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации — основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения. К основным юридическим особенностям и свойствам информации можно отнести следующие: 1) свойство физической неотчуждаемости информации. Оно основано на том, что знания неотчуждаемы от человека — их носителя. Исходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения информации должна заменяться передачей прав на ее использование и передаваться вместе с этими правами; 2) свойство обособляемости информации. Для включения в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн. Вследствие этого она обособляется от ее производителя и существует отдельно и независимо от него; 3) свойство информационной вещи. Оно возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как единство содержания информации и ее носителя. Это свойство позволяет распространить на информацию действие двух правовых институтов: института собственности и института авторского права. Федеральный закон «Об информации…» дает определение обладателя информации (ст. 2): лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам; 4) свойство распространяемости (тиражируемости). Информация, находящаяся в обороте, как правило, представляется в документированном виде. Это свойство дает возможность закреплять факт принадлежности информации конкретному лицу; 5) свойство экземплярности информации. Оно заключается в том, что информация распространяется на материальном носителе, что позволяет обеспечить учет экземпляров информации через учет носителей. Нельзя не отметить, что для реализации функций и задач, возложенных на Пограничную службу ФСБ России, необходима достоверная информация. В силу специфики деятельности пограничных органов, особенностей решаемых ими задач предъявляются специальные требования к используемой информации. Эффективного решения профилактических и оперативно-тактических задач можно достичь только на основе систематизированной, комплексной информации, сочетающей в себе различные сведения, полученные из различных источников и логически увязанные. Важным требованием является адекватность уровня поступления информации. Это вполне объяснимо: чем более отдалено исполнение от момента, благоприятного для получения необходимой информации, тем больше опасность ее искажения, а следовательно, и допущения ошибок в принятии решений. Это требование предполагает централизацию «местной» информации. Систематизированная, осмысленная и подготовленная к использованию информация обеспечивает выполнение частных тактических и профилактических задач. Чем выше в иерархии соподчинения региональная система накопления информации, тем большее количество низовых аппаратов могут ею пользоваться. Непременным требованием к информации является ее оптимальность, полнота. Сложность обеспечения заключается в том, что в практике не выработано единых критериев полноты по многим вопросам, отнесенным к компетенции пограничных органов. Особенно страдают в этом отношении представления об основаниях постановки граждан на различные виды учета, пределы изучения лиц, состоящих на том или ином виде учета, набор сведений, необходимых для определения момента розыскного и профилактического вмешательства, фиксация информации, получаемой при скрытом наблюдении и оперативной установке. Следующее требование — точность информации. Оно характеризует степень ее детализации, приближение к оригиналу. Точность неразрывно связана с достоверностью, объективно верным отражением событий, явлений, состояния объекта, окружающей его среды. Детализация, достоверность и полнота взаимосвязаны. Важным требованием, предъявляемым к информации пограничных органов ФСБ России, следует считать лаконичность сообщений при максимальной нагрузке. Лаконичность повышает их насыщенность, сокращает время на передачу и восприятие информации. Однако лаконичность не должна достигаться в ущерб полноте, достоверности и детализации. Логичность изложения — непременное условие восприятия текстовой информации. Она предполагает последовательность, доказательность, убедительность (за счет устранения противоречивых данных), отсутствие ненужных деталей, пропорциональность места, отведенного в сообщении тому или иному вопросу, значимости этого вопроса, ясность цели, достижению которой призвано служить сообщение. Логичность предполагает однозначность информации: в системе пограничных органов информация должна сохранять свое содержание, смысл и формы выражения для того, чтобы она одинаково понималась всеми сотрудниками. Поэтому необходимо уточнение содержания различных понятий и терминов, их унификация, исключающая разночтения. Непременным требованием к информации является ее оптимальность, полнота. Сложность обеспечения заключается в том, что в практике не выработано единых критериев полноты по многим вопросам, отнесенным к компетенции пограничных органов. Особенно страдают в этом отношении представления об основаниях постановки граждан на различные виды учета, пределы изучения лиц, состоящих на том или ином виде учета, набор сведений, необходимых для определения момента розыскного и профилактического вмешательства, фиксация информации, получаемой при скрытом наблюдении и оперативной установке. Следующее требование — точность информации. Оно характеризует степень ее детализации, приближение к оригиналу. Точность неразрывно связана с достоверностью, объективно верным отражением событий, явлений, состояния объекта, окружающей его среды. Детализация, достоверность и полнота взаимосвязаны. Однако детализация, как и оптимальность, имеет свои пределы. Наступает момент, при котором затраты времени и усилий на получение полной и детальной информации становятся неоправданными с точки зрения поставленных целей. В теории управления констатируется состояние, когда в информационном обеспечении управления возникает момент, при котором детальная, более полная информированность стоит дороже, чем неинформированность. Таким образом, нельзя забывать, что применительно к информации, используемой пограничными органами, проблема заключается в ценности получаемых сведений, глубине характеристик явлений и социальных процессов, к которым они относятся. Если исследовать перечисленные требования с точки зрения практики, то первое, что обращает на себя внимание, — отсутствие полноты информации. Чаще всего оно является результатом субъективного подхода исполнителей к ее выбору из многообразия. И, как следствие, наблюдается субъективизм при необоснованных, скоропалительных решениях.

Список источников и литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства от 31 июля 2006 г. N 31 (ч. 1). Ст. 3448. 2. Кураков Л. П., Смирнов С. Н. Информация как объект правовой защиты. М., 1998. 3. Копылов В. А. Информационное право: Учеб. пособие. М., 1997. 4. Дружинин Г. В., Сергеева И. В. Качество информации. М., 1990. 5. Ловцов Д. А. Информационная безопасность больших эргатических систем: Концептуальные аспекты // Информационный сборник «Безопасность». 1999. N 4. С. 157 — 167.

——————————————————————