Безопасность транспорта

(Алексеева Л.)

(«Законность», 2005, N 10)

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТА

Л. АЛЕКСЕЕВА

Алексеева Л., заместитель начальника отдела прокуратуры Хабаровского края.

В связи с угрозами актов терроризма прокуратура Хабаровского края и входящие в ее состав Хабаровская, Ванинская, Комсомольская — и Николаевская-на-Амуре транспортные прокуратуры проводят надзорные мероприятия в сфере безопасности движения в комплексе мер, направленных на обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта.

Особое значение придается воздушному транспорту, так как он на Дальнем Востоке наиболее востребован из-за географической специфики Дальневосточного региона, характеризующейся отдаленностью от центра России и «разбросанностью» населенных пунктов по северным территориям. У воздушного транспорта здесь достаточно развитая инфраструктура. В Хабаровском крае он представлен такими авиационными предприятиями, как ФГУП «Дальневосточные авиалинии», ОАО «Авиакомпания Восток», КГУП «Хабаровские авиалинии», а также несколькими клубами, входящими в систему Федерации любителей авиации РФ и Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО).

Как показывают результаты прокурорских проверок, на воздушном транспорте на протяжении последних лет наблюдается коммерционализация полетов в ущерб безопасности, что приводит к возникновению проблем, требующих как вмешательства прокурора, так и разрешения на законодательном уровне.

Наибольшие проблемы, на наш взгляд, связаны с использованием воздушных судов «малой авиации», которая в последнее время активно развивается в системе Федерации любителей авиации РФ (составной части гражданской авиации), а также клубов РОСТО (относящейся к государственной авиации).

Так, деятельность субъектов авиации общего назначения длительное время не была урегулирована. Кроме того, указаниями первого заместителя Министра транспорта РФ субъектам авиации общего назначения разрешались полеты без сертификата эксплуатанта, тем самым легализовывались их фактически незаконные полеты.

Это позволяло субъектам авиации общего назначения функционировать без надлежащих разрешительных документов на эксплуатацию воздушных судов и полеты. Федеральные авиационные правила, регулирующие деятельность авиации общего назначения, введены в действие лишь с 1 января этого года.

Что касается Российской оборонной спортивно-технической организации, то федеральный закон, регулирующий деятельность государственной авиации, в том числе и организации РОСТО, до сих пор не принят.

Эта организация — правопреемник ДОСААФ, которое в свое время создавалось для выполнения мобилизационно-оборонных задач. Сегодня такие задачи клубы РОСТО фактически не выполняют, они занимаются организацией занятий авиационными видами спорта, используют воздушные суда для оказания авиационных услуг предприятиям и организациям. При этом клубы РОСТО подчиняются приказам Министерства обороны РФ, Генерального штаба вооруженных сил РФ, и их деятельность осуществляется на «льготных» условиях — без лицензий, а разрешения, выданные Центральным советом РОСТО (г. Москва), признаются достаточными.

Органы прокуратуры края в 2003 — 2004 гг. систематически выявляли нарушения как в деятельности указанных организаций, так и лиц, использующих воздушные суда «малой» авиации без полученных в установленном порядке свидетельств эксплуатанта о регистрации и годности воздушного судна к полетам, а также без разрешений территориальных органов по управлению воздушным движением.

Так, в 2003 — 2004 гг. клубами РОСТО не соблюдались требования о проведении обработки и дешифровании данных с первичных носителей средств объективного контроля, а также о проведении анализа параметров, регистрируемых средствами объективного контроля. В связи с чем не выявлялись отказы и отклонения в работе авиационной техники, не устанавливались их причины, не выявлялись нарушения экипажем воздушного судна режима полета и выхода за эксплуатационные ограничения и др.

По факту падения в сентябре 2004 г. в акваторию реки Амур в районе яхт-клуба, расположенного в г. Комсомольске-на-Амуре, гидросамолета ЧЕ-22, зарегистрированного в ФЛА России, было установлено, что полет на этом воздушном судне осуществлялся без разрешения территориальных органов по управлению воздушным движением, у судна не было свидетельства о годности к полетам, гидросамолет не был зарегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. Полет осуществляли двое граждан, у которых не было соответствующих свидетельств авиаспециалистов.

В связи с выявленными нарушениями в отношении лиц, производивших полет, Комсомольским-на-Амуре транспортным прокурором были вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 11.4 КоАП. Виновные привлечены к ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. В связи с тем что уголовно наказуемых последствий не было (причинение тяжкого вреда здоровью, смерть человека), в возбуждении уголовного дела по этому факту отказано.

Положение дел с использованием воздушных судов «малой авиации» усугубляется тем, что расположенные в регионах территориальные органы Министерства транспорта РФ не осуществляют контроль за исполнением воздушного законодательства субъектами авиации, не прошедшими в установленном порядке сертификацию или регистрацию. Федерация любителей авиации РФ (г. Москва) не контролирует деятельность входящих в ее систему субъектов авиации общего назначения, так как является общественной организацией и не уполномочена принимать меры воздействия к членам своей организации. Наряду с этим в регионах нет органов, осуществляющих государственный контроль за субъектами государственной авиации. Этот вид авиации не подконтролен территориальным органам Минтранса РФ, поскольку государственное регулирование в области государственной авиации осуществляется специально уполномоченным органом в области обороны (Министерством обороны РФ).

Ситуация, складывающаяся в авиации, требует внесения изменений в действующее федеральное законодательство.

За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта предусмотрена ответственность по ст. 263 УК РФ лиц, которые в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязаны соблюдать эти правила. Лица, на которых в силу выполняемой работы не возложена обязанность соблюдать правила безопасности движения, за их нарушение отвечают по иным статьям УК (за угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; причинение вреда здоровью, имущественного ущерба и т. д.).

В большинстве случаев допустившие нарушение правил безопасности движения не несут уголовную ответственность, так как последствия, предусмотренные ст. 263 УК (причинение тяжкого вреда здоровью человека; смерть человека; смерть двух или более лиц), не наступают.

Полагаю, что в ст. 263 целесообразно было бы предусмотреть ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта независимо от наступивших последствий, как это было предусмотрено в УК РСФСР 1960 г.

Субъектом этого преступления следовало бы рассматривать лиц, допустивших нарушение правил безопасности движения, независимо от того, возложена ли на них обязанность соблюдать правила безопасности движения в силу выполняемой работы.

Учитывая, что ст. 263 УК подразумевает посягательство на безопасность транспорта, это преступление фактически является преступлением террористической направленности и его можно было бы включить в раздел УК «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

Необходимо принятие соответствующего федерального закона, предусматривающего регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними. Ведение Единого государственного реестра прав на воздушные суда способствовало бы снижению количества нарушений при их эксплуатации.

Согласно ст. ст. 130 и 131 ГК РФ воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты относятся к недвижимым вещам и подлежат государственной регистрации. То же установлено в ст. 33 Воздушного кодекса РФ. Порядок государственной регистрации недвижимости определяется ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако действие этого Закона не распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты — в отношении этих объектов до принятия соответствующих федеральных законов применяется действующий порядок регистрации.

В то же время действующие в авиации Правила регистрации воздушных судов не предусматривают регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними. В силу п. 4 ст. 33 ВК воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в России, приобретает лишь национальную принадлежность РФ.

В результате воздушные суда переходят из одной категории авиации в другую с упрощенной процедурой их использования, приобретаются физическими лицами, в том числе для совершения несанкционированных полетов.

При этом установленные в гражданской авиации требования по эксплуатации воздушных судов, влияющие на безопасность полетов, отличаются от требований к воздушным судам, эксплуатируемым в других видах авиации. Требования, определяющие сертификацию эксплуатантов гражданской авиации, их регистрацию, инспектирование и контроль их деятельности, летную годность воздушных судов, подготовку авиационного персонала, предъявляемые Министерством транспорта РФ, выше, чем в других видах авиации.

Представляется, целесообразно создать единый вневедомственный контролирующий орган с подразделениями в регионах, на который необходимо возложить обязанности по выявлению субъектов, осуществляющих деятельность в области авиации в нарушение требований воздушного законодательства, с проведением такой работы в координации с органами власти и правоохранительными органами, а также по проведению служебных расследований по фактам происшествий на воздушном транспорте.

——————————————————————