Строительный надзор за объектами капитального строительства, проектная документация которых не подлежит экспертизе

(Рыжков Ю. М.)

(«Законность», 2013, N 8)

СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР ЗА ОБЪЕКТАМИ

КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КОТОРЫХ

НЕ ПОДЛЕЖИТ ЭКСПЕРТИЗЕ

Ю. М. РЫЖКОВ

Рыжков Юрий Михайлович, прокурор Костромской области, государственный советник юстиции 3 класса.

Автор предлагает один из вариантов решения проблемы отсутствия строительного надзора за объектами, проектная документация которых не подлежит экспертизе.

Ключевые слова: строительный надзор, экспертиза проектной документации, саморегулируемые организации застройщиков.

Construction supervision over capital construction facilities, which design documentation is not subject to examination

Yu. M. Ryzhkov

The author offers one of the options to solve the problem of absence of construction supervision over facilities which design documentation is not subject to examination.

Key words: construction supervision, examination of design documentation, self-regulating constructers’ organizations.

При осуществлении надзора за исполнением требований градостроительного и строительного законодательства часто выявляются факты злоупотребления застройщиками правом возведения объектов капитального строительства без проведения экспертизы.

Так, под видом жилых домов не более 3 этажей строятся многоквартирные 4 — 5-этажные дома без проведения экспертизы проектной документации и без проведения государственного строительного надзора в период строительства объекта.

Возможность осуществления таких действий возникла в результате отсутствия в действующем законодательстве положений, регулирующих вопросы осуществления надзора за соблюдением строительных норм при возведении некоторых видов объектов капитального строительства.

Процедура прохождения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства предусмотрена действующим градостроительным законодательством с целью обеспечения безопасности строящихся объектов для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, объектов инфраструктуры, имущества.

Статьей 49 Градостроительного кодекса РФ установлено, что застройщик или технический заказчик обязан провести государственную или негосударственную экспертизу проектной документации объекта капитального строительства.

В то же время при возведении определенных видов объектов капитального строительства застройщики освобождены от обязанности направлять проектную документацию на экспертизу.

В перечень объектов капитального строительства, при строительстве которых не требуется проведения экспертизы проектной документации, входят многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Застройщики используют возможность строительства цокольного этажа и мансарды, которые не включаются в этажность, учитываемую при отнесении объекта к видам, при возведении которых требуется проведение экспертизы проектной документации. При этом цокольный этаж и мансарда оборудуются под эксплуатацию в качестве жилых или офисных помещений.

Установить факт возведения многоэтажного объекта капитального строительства без проведения экспертизы проектной документации в этом случае можно только после строительства объекта.

Так, на территории г. Костромы многократно выявлялись факты возведения многоквартирных 4 — 5-этажных жилых домов под видом объектов капитального строительства с количеством этажей не более 3, без проведения экспертизы проектной документации. В указанных объектах площадь цокольного этажа оборудовалась под офисные помещения, мансардного — под квартиры.

Возведение многоэтажных объектов капитального строительства под видом жилых домов с этажностью не более 3 этажей позволяет застройщикам не только избежать процедуры проведения экспертизы проектной документации, но и избежать осуществления строительного надзора во время строительства объекта, поскольку градостроительным законодательством (ст. 54 Градостроительного кодекса РФ) предусмотрено проведение государственного строительного надзора только в отношении объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе.

Органы, уполномоченные на проведение государственного строительного надзора, фактически лишены права его проведения в отношении указанных объектов.

В этой ситуации у застройщика появляется возможность возведения объектов, не отвечающих требованиям безопасности (например, в целях экономии средств на возведение объекта, снижения себестоимости и т. д.), что может привести к возникновению угрозы для жизни и здоровья людей, объектов инфраструктуры, имущества. Их строительство нарушает права владельцев соседних земельных участков и строений (освещенность, пользование стоянками автомобилей, детскими площадками и пр.), увеличивает нагрузку на инженерные сети (водопровод, канализацию).

Наличие в действующем законодательстве нормы об обязанности проведения строительного контроля в период строительства объекта (ст. 53 Градостроительного кодекса РФ) не решает проблемы, поскольку строительный контроль осуществляется самим застройщиком и поэтому не снимает опасности возведения им объекта, не отвечающего требованиям безопасности.

Следует отметить, что даже в случае проведения строительной экспертизы впоследствии (например, при признании действий застройщика незаконными в судебном порядке) невозможно установить в полном объеме соответствие объекта требованиям безопасности, поскольку недостатки могут быть скрытыми и их выявление возможно только во время проведения строительных работ.

Представляется возможным решить эту проблему путем законодательного закрепления обязанности проведения строительного надзора (или контроля) в период строительства объектов за саморегулируемыми организациями строителей.

Институт саморегулирования введен Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью замены недостаточно эффективной системы лицензирования строительной деятельности и повышения качества строительства зданий и сооружений за счет создания механизмов обеспечения имущественной ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями осуществляемых работ.

Саморегулируемые организации осуществляют выдачу допуска застройщикам на выполнение работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.

Перечень этих работ определен Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и включает работы, без проведения которых фактически невозможно возведение любых объектов капитального строительства.

Таким образом, практически все строительные организации, осуществляющие возведение объектов капитального строительства, проходят процедуру получения допуска для проведения указанных работ в саморегулируемых организациях, в которых они состоят.

Наличие механизма регулирования строительной деятельности путем функционирования саморегулируемых организаций строителей позволяет решить проблему необходимости осуществления строительного надзора за объектами, возведение которых не требует проведения экспертизы проектной документации.

Так, представляется целесообразным введение в действующее законодательство норм, устанавливающих обязанность саморегулируемых организаций по проведению строительного надзора за объектами, возводимыми строительными организациями, являющимися их членами, не подлежащими государственному строительному надзору.

В рассматриваемом случае гл. 6.1 Градостроительного кодекса РФ необходимо дополнить статьей, устанавливающей обязанность саморегулируемой организации проводить строительный надзор и порядок его проведения.

Применение этого механизма позволяет не только решить вопрос осуществления строительного надзора за рассматриваемыми объектами, но и повысить ответственность саморегулируемых организаций за деятельность строительных организаций, являющихся их членами.

Предлагаемый вариант статьи:

«Статья 55.14.1 Строительный надзор за выполнением работ и строительных материалов в процессе строительства объектов, не подлежащих государственному строительному надзору

1. Саморегулируемой организацией проводится контроль соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, осуществляемых ее членами на объектах, не подлежащих государственному строительному надзору.

2. Контроль соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется в отношении всех работ, входящих в перечень, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.

3. Проведение проверок саморегулируемой организацией в рамках полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном документами саморегулируемой организации».

Часть 1 статьи 55.5 целесообразно дополнить п. 4 следующего содержания: «порядок проведения контроля соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объектов, не подлежащих государственному строительному надзору».

——————————————————————