Подготовка прокурорских кадров
(Мухамедзянов И.) («Законность», 2006, N 9)
ПОДГОТОВКА ПРОКУРОРСКИХ КАДРОВ
И. МУХАМЕДЗЯНОВ
И. Мухамедзянов, старший помощник прокурора Республики Татарстан.
Не претендуя на всестороннее исследование проблемы, которая уже не раз поднималась на страницах журнала <*>, хочу остановиться на одном из аспектов — подготовке специалистов для прокуратуры в вузах. ——————————— <*> См., напр.: Законность. 2005. N 9.
В отдел кадров прокуратуры Республики Татарстан ежегодно обращаются сотни вчерашних студентов. Конечно, не все из них получают направление на психологическое тестирование и собеседование по проверке знаний. Но и из тех, кто был к ним допущен, положительные заключения получает даже не каждый десятый кандидат. И если проблему психического статуса выпускника нельзя прямо увязывать с работой вуза, хотя высшее юридическое образование предполагает формирование и психологической культуры, то пробелы в общем и высшем профессиональном образовании связаны с недостатками работы по набору студентов и их подготовке. Профессии прокурора и следователя требуют не только образования и соответствующих навыков, но и призвания. Однако многие молодые люди выбирают эти профессии, не имея ясного представления обо всей сложности предстоящей деятельности и требованиях, которые к ним будут предъявлены. Прокуратура, как и другие правоохранительные органы, остро нуждается в компетентных и надежных работниках, способных к интенсивной и напряженной работе в условиях штатного дефицита. Поэтому мы вынуждены затрачивать много усилий для того, чтобы сформировать кадровый резерв. Эти усилия оправдывают себя. К сожалению, приходится констатировать, что диплом, хорошие оценки да и хорошая характеристика не гарантируют профессиональной пригодности. Но, оказывается, предъявлять претензии можно не только к вузам. Так, недавно мы обратили внимание на то, что в половине казанских юридических вузов, включая Казанский государственный университет, не изучается курс судебной медицины. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021100 — юриспруденция, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 2000 г., не предусматривает в обязательном минимуме основной образовательной программы не только судебную медицину, но и судебную психиатрию. Интересно, что первые дискуссии о преподавании судебной медицины в Казанском университете датируются маем 1896 г., когда на заседании юридического факультета рассматривался вопрос о введении преподавания судебной медицины в качестве обязательного предмета. Из протокола заседания видно, что одни члены факультета придерживались мнения о важности изучения этой дисциплины, поскольку она «делает судебного следователя… самостоятельным при отправлении обязанностей как на предварительном, так и на судебном следствии», а другие указывали, что «содержание судебной медицины как науки является мало определенным», что «студенты и без того обременены обилием читаемых им курсов», поэтому необходимые медицинские сведения могут быть ими «добыты посредством самостоятельного труда» <*>. В результате дискуссий было признано желательным введение обязательного для студентов преподавания судебной медицины. ——————————— <*> Национальный архив Республики Татарстан. Фонд N 977, дело N 9480.
Прошло более ста лет после этих дебатов. Однако складывается впечатление, что сегодняшний юрист, по мнению администрации некоторых вузов, получив высшее образование, должен уметь только одно — правильно сформулировать вопрос эксперту: «Какова причина смерти?» А студенты при изучении дисциплины, как написано в одной из программ, «должны иметь элементарные знания по медицине». В расчет не принимается, что за окном XXI век, а судебная медицина сегодня — необходимый посредник между правом и огромными объемами информации медико-биологического плана, накопленными в недрах множества наук, начиная от традиционных — анатомии, физиологии, гистологии, биохимии — до суперсовременных: микробиологии, вирусологии, трансплантологии и т. д. В целях восполнения пробелов вузовского образования в прокуратуре Республики Татарстан ежегодно проводятся курсы повышения квалификации прокурорских работников с участием специалистов Республиканского бюро СМЭ МЗ РТ. Хорошо зарекомендовали себя активные формы обучения молодых следователей, деловые игры, моделирующие сложные следственные ситуации и принятие по ним решений в условиях дефицита времени. Одна из последних была посвящена теме «Организация осмотра места происшествия и планирования предварительного следствия при техногенных катастрофах». Однако повышение квалификации не предусматривает обучения молодых специалистов основам судебной медицины. Организация проведения судебно-медицинских исследований, самостоятельное использование судебно-медицинской информации в работе по раскрытию и расследованию преступлений требует значительной специальной подготовки. Поэтому считаю, что учебный курс судебной медицины является обязательным для изучения студентами юридических факультетов. При этом внимание следует уделять не только традиционному ознакомлению с возможностями судебно-медицинской экспертизы, но и вопросам использования результатов судебно-медицинских исследований в установлении фактических обстоятельств по уголовным делам; объектами же изучения должны быть уголовные дела, в ходе расследования которых проводились судебно-медицинские исследования. Судебная медицина лишь повод для того, чтобы руководителям правоохранительных органов дать оценку документу Министерства образования с точки зрения интересов государственной службы. Сегодняшняя система подготовки юристов в вузах нуждается во внимании и совершенствовании. Другое возможное решение этой проблемы — заказ на подготовку специалистов в вузах с последующей гарантией трудоустройства. Оформить его можно, например, трехсторонним договором. Следует также разработать единые критерии по отбору кадров в органы прокуратуры по медицинским показателям, а также продумать возможность заключения договоров с сотрудниками, получившими жилье за счет средств Генеральной прокуратуры РФ.
——————————————————————