Ровесник службы

(Мухамедзянов И.)

(«Законность», 2006, N 7)

РОВЕСНИК СЛУЖБЫ

И. МУХАМЕДЗЯНОВ

И. Мухамедзянов, старший помощник прокурора Республики Татарстан.

В октябре 2004 г. произошло два события, разные по сути и значимости, но удивительно взаимосвязанные. Служба прокуроров-криминалистов отметила 50 лет своего существования, а в ходе семинара ведущих специалистов, приуроченного к этой дате, коллеги отметили юбилей начальника отдела криминалистики прокуратуры Республики Татарстан Владимира Геннадьевича Карузина, на четыре дня опередившего своим рождением образование службы. Знамение это или случайное совпадение, но факт очевиден. Почти 30 лет Владимир Геннадьевич отдал криминалистике.

Страницы его личного дела образуют прямую восходящую линию. Родился в г. Казани в рабочей семье, школа, ДОСААФ и занятия спортом, заместитель командира взвода связи на о. Сахалин, инструктор ДОСААФ. Студент 1 курса вечернего отделения юридического факультета Казанского госуниверситета Владимир Карузин с учетом его способностей, в том числе в стрельбе, фотографии и радиоделе, 5 января 1977 г. был принят на работу техником-лаборантом созданного кабинета криминалистики. Но оформлен был, как того требовало штатное расписание, стажером. Кадровый секрет был раскрыт в 1980 г., когда заместитель Генерального прокурора СССР С. Шишков дал разрешение принять студента Карузина на должность следователя прокуратуры Бауманского района г. Казани. И при этом заметил, что студент уже 4 года занимал должность стажера, а фактически выполнял техническую работу, таким образом, штатная должность использовалась не по назначению. Прокуратуре Татарстана никогда не пришлось сожалеть о допущенном нарушении кадровой дисциплины.

В 1988 г. В. Карузин — уже старший следователь республиканской прокуратуры. Одно из первых успешно расследованных им уголовных дел имело большой общественный резонанс. 11 июня 1985 г. около 23 часов в своей квартире был обнаружен труп доктора медицинских наук, профессора Г. Николаева с признаками насильственной смерти, из его квартиры похищены радиоаппаратура и другие ценности. Несмотря на принятые меры, преступление оставалось нераскрытым, следствие приостановлено. В апреле 1988 г. Владимир Геннадьевич принял дело к своему производству и в результате кропотливой работы установил ряд свидетелей, знавших о готовящемся убийстве профессора. Тщательная обработка данных позволила расширить круг лиц, которым было известно о том, что два человека в мае 1985 г. подыскивали исполнителей убийства за вознаграждение. Некий М. Усманов признался на допросе, что он по просьбе родственника профессора А. Сулейманова и нашел киллеров.

Сулейманов, а потом и Усманов категорически отрицали свое участие в убийстве. Проявив высокое профессиональное мастерство, следователь использовал самые разнообразные тактические приемы. В частности, был этапирован в г. Казань местный авторитет по кличке Мартын, отбывавший наказание в одной из сибирских колоний. Установить свидетеля и привезти — само по себе хлопотно, а вот «разговорить» и склонить к даче показаний — дело, требующее таланта. В. Карузин изобличил виновных, добыл неопровержимые доказательства, отыскал и изъял часть похищенного имущества. Приговором Верховного суда республики Сулейманов и Усманов были осуждены за умышленное убийство.

29 марта 1990 г. юрист 1 класса В. Карузин стал прокурором-криминалистом. Не секрет, что на эту должность всегда, то есть с 19 октября 1954 г. и в настоящее время, назначались наиболее опытные и ответственные специалисты, способные не только расследовать самые запутанные преступления, но и помогать это сделать другим. Даже их перемещение по службе без согласования с начальником следственного управления прокуратуры СССР многие годы не допускалось. Не случайно о службе прокуроров-криминалистов говорят как об элите следствия или прокурорском спецназе. В 1993 г. Владимир Геннадьевич стал победителем первого республиканского конкурса следователей прокуратуры, МВД и ФСБ. Награда — трехкомнатная квартира от правительства — пришлась как нельзя кстати, потому что в интересах семьи, в которой росли уже дочь и сын, он просился на работу в районную прокуратуру, где проблему жилья тогда решить было легче.

В конце 1996 г. Владимир Геннадьевич возглавил отдел криминалистики. В 2001 и 2004 годах признан лучшим начальником отдела. Удостоен благодарности, ценного подарка от Генерального прокурора РФ, почетной грамоты РТ, благодарности Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. В конце прошлого года Указом Президента РФ удостоен звания «Заслуженный юрист Российской Федерации». Конечно же, как отмечает сам Карузин, всего этого не было бы без труда многих людей, сотрудников отдела, специалистов других служб и правоохранительных органов по раскрытию и расследованию особо тяжких преступлений и прежде всего убийств.

На расширенной коллегии Генеральной прокуратуры 3 февраля 2006 г. опыт Татарстана в раскрытии убийств, в том числе убийств прошлых лет, оценен положительно.

В республике уже много лет идет спланированная и решительная борьба с организованной преступностью. Здесь у прокуратуры не только координирующая и надзорная роли. Она взяла на себя планирование, аналитическую работу. Причем занимается этим отдел криминалистики. Позднее, имея информацию и намеченные пути ее реализации, за дело берутся следователи прокуратуры. Очень ценит Владимир Геннадьевич отношения с оперативными службами МВД и ФСБ.

Осуждены приговорами суда организованные преступные группировки «Хади Такташ», «Жилка». Завершается судебное рассмотрение уголовного дела в отношении ОПС «29 комплекс». Ждут своей очереди «выступить» перед правосудием участники ОПС «Тагирьяновские» и другие особо опасные преступные формирования. Нет сомнений в том, что работа будет продолжаться, но о конкретных планах В. Карузин говорить не любит. Благодаря центральным телевизионным каналам успехи правоохранительных органов Татарстана хорошо известны россиянам, но в многочисленных фильмах Владимир Геннадьевич старается не появляться: он и без того известен, и не только в прокурорской среде.

Чего стоит нашумевшее дело о «Жилке» — одной из крупнейших российских банд. Впервые в материалах правоохранительных органов «Жилка», получившая название по наименованию микрорайона Жилплощадка в г. Казани, стала фигурировать в январе 1984 г. Тогда она спровоцировала массовое побоище в столице Татарстана, в ее рядах числилось около 700 «бойцов». Лидер группировки Хайдар Закиров по кличке Хайдер обладал большими организаторскими способностями, даром убеждения; разбираясь в психологии людей, он добился жесткой дисциплины в своей «гвардии». Осенью 1991 г., освободившись из заключения, куда попал за вымогательство, Хайдер начал собирать под своей крышей криминальные группировки других районов Казани, чтобы взять под контроль весь город. Вскоре группировка превратилась в закрытую организацию (ОПС).

Сначала в сферу влияния «Жилки» попали ОАО «Казаньоргсинтез», ПТК «КАМаз», АО «Булгар-Лада», Татстройбанк, торговый дом «Йорт», «Ингосстрах-Волга», вертолетный завод и другие предприятия. Постепенно финансовая база все больше пополнялась за счет «отчислений» за «крышу» из государственных и коммерческих предприятий за пределами Казани — в Перми (АОЗТ «Западный Урал»), Санкт-Петербурге, Москве, Севастополе (филиал казанской фирмы «Зифа»), Республике Марий Эл («КБ Аяр», завод «Красный стекловар»). Имперские амбиции простирались и в дальнее зарубежье.

Начало 1990-х годов — период большого раздела собственности — по всей стране сопровождался кровавыми разборками. На крупнейших криминальных группировках было завязано много интересов. «Жилка» стала одной из них…

1 сентября 2000 г. был убит Ислам Галимзянов по прозвищу Исламей, возглавлявший группировку после убийства Хайдера. С этого уголовного дела, возбужденного прокуратурой, и началось расследование деятельности ОПС «Жилка». Впоследствии с ним были соединены еще 25 уголовных дел, возбужденных в 1995 — 2001 гг., в том числе 20 уголовных дел, приостановленных раньше, по преступлениям, совершенным на территории Республики Татарстан, Пермской, Оренбургской и Ростовской областей. Была образована большая оперативно-следственная бригада, в которую вошли сотрудники не только прокуратуры Республики Татарстан, но и других правоохранительных органов.

Следствие длилось полтора года, установив 25 убийств; сколько их было на самом деле, наверное, не узнают никогда. Удалось привлечь 16 участников преступного сообщества по нескольким статьям УК, включая ст. 105 («Убийство»), ст. 209 («Бандитизм»), ст. 210 («Организация преступного сообщества»).

Десятки убийств, совершенных в 1980 — 90-е годы, раскрыты за несколько последних лет. Но сам Карузин очень ценит то, что предотвращен целый ряд убийств, причем организаторы их были осуждены.

В 2005 г. число убийств в РТ сократилось в сравнении с предыдущим годом на 46 и составило 502. Цифры сухие, но лет 6 — 7 назад регистрировалось до 800 убийств, а 46 — это сорок шесть жизней как минимум. Не боюсь сглазить, так как уровень раскрываемости убийств в последние годы стабильно составляет около 90%, что весьма отрезвляюще действует на тех, кто привык решать свои проблемы насилием.

Особая забота Владимира Геннадьевича — обучение молодых специалистов, распространение передового опыта. В его распоряжении — прекрасно оборудованный учебный класс криминалистики, библиотека, большой арсенал самой совершенной и разнообразной техники. Он постоянно заботится о том, чтобы следователи имели не только знания, необходимый криминалистический арсенал, но и были одеты так, чтобы форма была не только удобной, но и красивой. Первыми в России следователи прокуратуры Татарстана получили комплекты летнего, зимнего и демисезонного обмундирования, опробованные криминалистами. Как начальник отдела, заместитель председателя аттестационной комиссии Владимир Геннадьевич большое внимание уделяет поощрению следователей, участию в республиканских конкурсах профессионального мастерства.

Большинство подчиненных значительно моложе своего начальника, но за каждого из них он готов поручиться как за опытного и знающего специалиста, готового и способного в любое время суток выехать на место происшествия и профессионально произвести осмотр, закрепить улики и, по возможности, раскрыть преступление «по горячим следам». Сам же Карузин по-прежнему легок на подъем. Сожалеет, что мало времени для занятий спортом, но рад, что дети им увлечены, хотя скалолазание — из тех видов, что не могут не тревожить родителей.

Для всех, кто знает Владимира Геннадьевича, ясно, что он любит свою работу. Впрочем, с одинаковым упорством, настойчивостью, внешне не спеша, он выполняет любое дело, за которое берется, — строит ли деревянный дом, управляет ли автомобилем и моторной лодкой, накрывает ли стол для друзей. Среди них не только коллеги, но и известные мастера искусств и вообще люди разных профессий, очень ценящие этого немногословного, надежного человека. Хочется пожелать всем такого же удачного совпадения таланта и профессии, а нашему герою — здоровья и успехов.

——————————————————————