Законен ли призыв аспирантов?
(Пискунова О. В.)
(«Военно-юридический журнал», 2011, N 8)
ЗАКОНЕН ЛИ ПРИЗЫВ АСПИРАНТОВ?
О. В. ПИСКУНОВА
Пискунова О. В., начальник юридического отдела Центра правовой помощи призывникам.
Весенне-летний призыв 2011 г. уже сейчас ознаменован тем, что помимо молодых людей, подлежащих призыву на военную службу, в армию массово стали призывать молодых ученых, которые согласно действующим законодательным нормам имеют право на отсрочку. До января 2011 г. получение отсрочки по факту обучения в аспирантуре не вызывало сложностей, и предоставлялась она на весь период обучения, составляющий 3 года. В чем же кроются причины призыва аспирантов сейчас и законен ли такой призыв?
В настоящее время повестки на отправку уже вручены десяткам аспирантов в Москве, которые вынуждены обращаться за защитой своих прав в судебные инстанции, правозащитные организации и даже к самому Президенту России Д. Медведеву.
Начался призыв молодых ученых с города Воронежа, где военкоматы осуществили «пробные» призывные акции, в результате чего воронежские призывники вынуждены были обратиться в судебные инстанции, но из-за отсутствия юридического образования и незнания норм законодательства в области призыва на военную службу большинство судебных дел ими были проиграны. Это и послужило для военкоматов основанием расширить территорию призыва молодых ученых, в настоящее время уже призваны аспиранты Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других городов.
Поводом к призыву аспирантов является требование военкоматов предоставить свидетельство о наличии аккредитации программ послевузовского образования, а именно аспирантур. Однако ни в одном вузе России аккредитации программ послевузовского образования нет. При этом отсутствует она у многих крупных и известных вузов, в т. ч. МГУ, где осуществляется подготовка молодых ученых более чем по 200 неаккредитованным послевузовским программам.
В чем же кроются причины призыва аспирантов на военную службу и законен ли такой призыв?
Военкоматы при призыве на военную службу аспирантов опираются на внесенные изменения в законодательство — Закон «Об образовании», трактуя их своеобразным образом.
Да, действительно, с 1 января 2011 г. вступили в силу поправки к Закону «Об образовании», где в ст. 33.2 предусматривается необходимость государственной аккредитации. При этом согласно закону «государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные стандарты или федеральные государственные требования». На сегодняшний день эти государственные требования к программам послевузовского образования не установлены, поэтому императивная норма данной статьи на аспирантуру не распространяется. Не определена процедура проведения аккредитации в отношении программ послевузовского образования, таким образом, даже если институт займется проведением аккредитации аспирантур, он просто не сможет это сделать. На данное обстоятельство в своем разъяснении указывает и государственный орган, непосредственно занимающийся проведением аккредитации, — Рособрнадзор.
Чтобы понять причину отсутствия требований к проведению аккредитации по программам послевузовского образования, необходимо обратиться к п. 5 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного Постановлением Правительства N 522, согласно которому уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит государственную аккредитацию высших учебных заведений. При принятии решения о государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации выдается свидетельство. Свидетельство является документом, подтверждающим для образовательных учреждений государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации (п. 21 указанного приложения). В приложении к свидетельству указываются образовательные программы, прошедшие государственную аккредитацию. А также квалификации, которые будут присваиваться выпускникам образовательных учреждений.
Таким образом, аккредитация необходима вузу для ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования, и вуз имеет право выдачи диплома о высшем образовании студентам по окончании обучения (данное положение подтверждается ответом на запрос из МГУ N 11-11/2). На право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования приказом Министерства образования и науки РФ вузам выдается лицензия, где указаны специальности, по которым аспиранты проходят обучение в данном вузе. Аккредитации на эти специальности не требуется, т. к. по окончании аспирантуры и после защиты кандидатской диссертации диплом кандидата наук выдает не вуз, а ВАК Министерства образования и науки.
Согласно ст. 11 ФЗ N 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» образовательные программы для соответствующих уровней высшего профессионального образования и направления подготовки (специальности) определяются лицензией. Лицензирование образовательной деятельности высших учебных заведений осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Что предусмотрено Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 277? В лицензии указывается лицензируемый вид образовательной деятельности. В приложениях к лицензии указывается перечень образовательных программ, направлений подготовки (специальностей), по которым лицензиату предоставляется право ведения образовательной деятельной, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения.
Аналогичные разъяснения предоставляла и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: для получения отсрочки по факту обучения в аспирантуре необходима не аккредитация аспирантуры, а направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования, что также подтверждается требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях», утвержденного Приказом Минобрнауки N 286, согласно которому при открытии аспирантуры образовательные учреждения представляют копии лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, соответствующие заявляемым специальностям, и свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения.
Таким образом, для получения отсрочки по факту обучения в аспирантуре вузу не требуется наличие аккредитации послевузовских программ, а достаточно лишь наличие лицензии, в которой прописывается программа подготовки и специальность аспирантуры.
О данном факте свидетельствует ряд других нормативно-правовых документов, в т. ч. приложение N 32 к Приказу Министра обороны N 400. Согласно п. 3 данного приложения для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются лишь такие документы, как копия диплома, справка об обучении и копия лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования. Таким образом, решение о предоставлении отсрочки выносится на основании данных документов, список которых является исчерпывающим. К такому же выводу уже пришли некоторые районные суды г. Москвы, обязав военкоматы предоставить аспирантам отсрочку от призыва на время обучения.
Думаю, военкоматам следует исходить не из буквальной трактовки законодательной нормы, а рассматривать в совокупности с другими НПА — Конституцией, ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Приказом N 400 Минобороны, а также разъяснениями Минобразования, Рособрнадзора, тогда не возникает и сомнения в наличии у аспирантов права на отсрочку. Но военкоматы можно понять — у них план призыва, который нужно выполнять, а зачастую законным способом выполнить план невозможно.
Сами же представители военкоматов утверждают, что аспиранты имеют право на отсрочку и сейчас не призываются. В интервью «Радио России» начальник направления призыва и подготовки граждан к военной службе ГОМУ Генштаба России А. Б. Князев заявил, что «аспиранты, которые обучаются в вузах на законных основаниях, конечно, призываться не будут. Они должны принести в военкомат справку и подлинник диплома о высшем образовании; в этом случае никаких проблем не возникает». Однако сложившаяся действительность свидетельствует об обратном: аспирантов как призывали, так и продолжают призывать.
И тем более весьма странным выглядит призыв молодых ученых на военную службу на фоне прозвучавшего на днях высказывания вице-президента Российской академии наук А. Некипелова, который заявил, что «российская наука выжила в 1990-е годы, но сейчас рискует исчезнуть. Беспокоит и то, что проделана «большая» работа по дискредитации науки в глазах общества. Наука понесла серьезный ущерб, но пока держится на приемлемом уровне».
По данным Центра правовой помощи призывникам, только 4% студентов, незаконно отправленных в армию, вернулись и продолжили получение образования в вузе. Возникает риторический вопрос: а сколько аспирантов, вернувшихся из армии, продолжит написание научной работы?
——————————————————————
Вопрос: Распространяется ли на военнослужащих женского пола, проживающих и проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и сельской местности, норма 36-часовой рабочей недели?
(«Право в Вооруженных Силах», 2011, N 7)
Вопрос: Распространяется ли на военнослужащих женского пола, проживающих и проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и сельской местности, норма 36-часовой рабочей недели?
Ответ: В соответствии со ст. 320 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Данная статья ТК РФ размещена в гл. 50 «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (не в главе «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями»).
При этом в соответствии с правилами ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Раскрывая содержание ст. 320 ТК РФ, следует отметить, что 36-часовая рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может быть установлена коллективным договором или трудовым договором.
Поскольку данные виды договоров военнослужащие не заключают, в связи с этим положение ст. 320 ТК РФ на военнослужащих женского пола не распространяется.
С. В.Шанхаев
Кандидат юридических наук
——————————————————————
Вопрос: Возможно ли в настоящее время присвоение воинского звания «старший прапорщик» военнослужащему в воинском звании «прапорщик» Вооруженных Сил Российской Федерации? Каким образом возможна профессиональная переподготовка по гражданской специальности членов семьи военнослужащего, увольняющегося по предельному возрасту из Вооруженных Сил Российской Федерации?
(«Право в Вооруженных Силах», 2011, N 7)
Вопрос: Возможно ли в настоящее время присвоение воинского звания «старший прапорщик» военнослужащему в воинском звании «прапорщик» Вооруженных Сил Российской Федерации? Каким образом возможна профессиональная переподготовка по гражданской специальности членов семьи военнослужащего, увольняющегося по предельному возрасту из Вооруженных Сил Российской Федерации?
Ответ: Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
Согласно п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, срок для прохождения службы в воинском звании «прапорщик» и «мичман» установлен три года.
Новеллой Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, является возможность применения поощрения в виде «присвоения воинского звания старшего прапорщика и старшего мичмана на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности» (ст. 26 Дисциплинарного устава). Присвоение производится должностными лицами, имеющими право присваивать данные воинские звания.
При этом применение указанного поощрения отнесено к компетенции командующего армией (флотилией), командующего войсками военного округа, фронта, флотом, им равных и выше.
Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусмотрено право на прохождение профессиональной подготовки без взимания платы только военнослужащих, увольняемых с военной службы.
С. В.Шанхаев
Кандидат юридических наук
——————————————————————
Вопрос: Военнослужащая, выслуга — 16 лет, есть приватизированная в общедолевую с соседями 1/2 дома (1/4 доля — моя, 33 кв. м, 1/4 доля — сына, 33 кв. м), разведена, 49 лет, сыну — 28. Дом без удобств, Ленинградская область. Могу ли я рассчитывать на разрешение поставить меня на улучшение жилищных условий? Что надо сделать для этого?
(«Право в Вооруженных Силах», 2011, N 7)
Вопрос: Военнослужащая, выслуга — 16 лет, есть приватизированная в общедолевую с соседями 1/2 дома (1/4 доля — моя, 33 кв. м, 1/4 доля — сына, 33 кв. м), разведена, 49 лет, сыну — 28. Дом без удобств, Ленинградская область. Могу ли я рассчитывать на разрешение поставить меня на улучшение жилищных условий? Что надо сделать для этого?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При этом следует отметить, что в соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, для признания военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — военнослужащие), имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее — нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к названной Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации)), к которому прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей — граждан Российской Федерации (далее — члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);
г) документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей с 1991 г.:
— выписки из домовых книг;
— справки (сообщения) бюро технической инвентаризации до 31 января 1998 г.;
д) копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
е) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г.;
ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи.
В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подп. «г» и «д», не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Кроме указанного, следует отметить, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. ч. 4 — 5 ст. 50 ЖК РФ).
При этом, как правило, учетная норма устанавливается в пределах 6 — 10 квадратных метров на каждого члена семьи. Поскольку, как следует из Вашего вопроса, в Вашей собственности (совместно с сыном) находится жилое помещение размером 66 квадратных метров, наиболее вероятно, что Вы не можете быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма.
В то же время если дом, в котором у Вас есть доля собственности, будет признан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 аварийным и подлежащим сносу или занимаемые Вами жилые помещения — непригодными для проживания, Вы будете иметь право на постановку на учет нуждающихся.
С. В.Шанхаев
Кандидат юридических наук
——————————————————————