Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

(Кокунова С. Д.) («Наркоконтроль», 2006, N 4)

КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ

С. Д. КОКУНОВА

Кокунова С. Д., г. Нижний Новгород.

Координация деятельности правоохранительных органов является одним из методов борьбы с преступностью. Законодательство СССР и Российской Федерации традиционно возлагало функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на прокуратуру. Координационная функция прокуратуры была закреплена в Законе «О прокуратуре СССР» <1>, а позднее — в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» <2>, ныне действующем в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г N 168-ФЗ <3>. ——————————— <1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 49. Ст. 843. <2> Российская газета. 1992. 18 февр. <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст. 4472.

Современное законодательство часто использует понятие «координация деятельности» применительно к полномочиям того или иного федерального органа исполнительной власти. Так, Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» <4>, а также Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» <5>, утвердившим Положение о ФСКН России, определено, что одной из основных задач ФСКН России является координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 12. Ст. 1099. <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3234.

В связи с образованием органов по контролю за оборотом наркотиков внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» <6> Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ <7>. В частности, в ст. 41 этого Федерального закона установлено, что противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий. ——————————— <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219. <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700.

При этом определено, что координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, каковым является ФСКН России. Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, как указано в п. 3 названной статьи, осуществляется на основе соответствующих федеральных целевых программ. При этом субъекты Российской Федерации также наделены правом принимать целевые программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Отсюда следует, что основными субъектами координационной деятельности ФСКН России являются: во-первых, поименованные в ст. 41 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» федеральные органы исполнительной власти при реализации ими возложенных на них законодательством Российской Федерации полномочий в области противодействия незаконному обороту наркотиков, а также при реализации федеральных целевых программ о противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; во-вторых, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при решении ими в пределах установленной компетенции вопросов противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также органы местного самоуправления. До настоящего времени нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлена форма осуществления ФСКН России координации при организации противодействия незаконному обороту наркотиков. Поэтому следует исходить из общих положений, согласно которым основными формами координации деятельности ФСКН России по отношению к МВД России, ФТС России, СВР России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России и иным федеральным органам исполнительной власти могут выступать не противоречащие имеющимся нормативно-правовым актам Российской Федерации действия: обмен информацией в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии, а равно исполнение запросов; проведение совместных совещаний с установленной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально), а также по мере необходимости; проведение совместных научно-практических семинаров; планирование и реализация в установленном законом порядке совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. Следует отметить, что органы наркоконтроля, наделенные правом координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере своих полномочий, не имеют полномочий по осуществлению надлежащего контроля за исполнением их поручений при осуществлении координационной деятельности. Основной формой координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, по-прежнему остается координация, осуществляемая органами прокуратуры в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Координация органами прокуратуры деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных и других правоохранительных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (с изм. от 25 ноября 2003 г.) <8>. ——————————— <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1958.

В соответствии с этим Указом и ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» координация деятельности правоохранительных органов и контроль за исполнением решений проводимых органами прокуратуры координационных совещаний возложены на Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и других территориальных прокуроров. Как устанавливает Положение, координация деятельности правоохранительных органов с учетом криминогенной обстановки может также проводиться на межрегиональном уровне по поручению руководителей федеральных правоохранительных органов или по согласованию с ними. Основной формой координационной деятельности правоохранительных органов является формирование прокуратурой и последующая организация деятельности координационного органа — координационного совещания руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью, — с назначением секретаря координационного совещания, рабочей группы по подготовке координационного совещания и утверждение его регламента. Основанием для проведения координационного совещания являются планы работы органов прокуратуры. Подготовка материалов к таким совещаниям осуществляется всеми правоохранительными органами в соответствии с вопросами их деятельности. Руководство проведением координационных совещаний осуществляется прокурором соответствующего уровня. В то же время при подготовке и проведении координационного совещания по вопросам борьбы с наркопреступностью с рассмотрением отчетов руководителей правоохранительных органов о мероприятиях, направленных на борьбу с преступлениями, связанными с наркотиками, и профилактику наркомании, заместителем руководителя (председателя) координационного совещания может назначаться руководитель органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Материалы координационного совещания должны быть тщательно подготовлены соответствующими межведомственными рабочими группами, создаваемыми с целью изучения и обобщения всей имеющейся в правоохранительных и иных органах информации по вопросам незаконного распространения наркотиков. В состав рабочих групп целесообразно помимо представителей органов по контролю за оборотом наркотиков включать работников прокуратуры, подразделений органов внутренних дел, представителей органов ФСБ, ФСИН России, а также комитетов (отделов) здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и т. п. Представляется также целесообразным в зависимости от рассматриваемых вопросов приглашать на координационные совещания по вопросам борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков председателей судов общей юрисдикции, представителей органов власти субъектов Федерации, глав органов местного самоуправления, руководителей и других представителей контролирующих органов, территориальных подразделений (комитетов (отделов)) здравоохранения, образования, руководителей медицинских учреждений, в ряде случаев представителей общественных объединений. Решения координационного совещания являются обязательными для исполнения всеми правоохранительными органами. При этом прокурор в соответствии с правами, предоставленными ему Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляет контроль за исполнением решений совещания с применением мер прокурорского реагирования. Координационные совещания должны разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на согласованную деятельность всех участников по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В качестве мероприятий могут рассматриваться: проведение совместных проверок предприятий, медицинских учреждений, занимающихся производством, хранением и реализацией лекарственных наркотических препаратов, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ; проведение межведомственных крупномасштабных операций по пресечению незаконного оборота наркотиков; анализ практики проведения следствия и дознания по уголовным делам о наркопреступлениях, составление обзоров, обобщений положительного опыта работы правоохранительных органов по этому направлению; анализ состояния работы по предупреждению наркомании, выявлению и пресечению каналов поступления наркотиков, мест их сбыта, привлечения к ответственности лиц, занимающихся изготовлением и распространением наркотических средств и психотропных веществ; разработка межрегиональных, региональных, местных комплексных целевых программ по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на определенный период; подготовка совместных обращений в средства массовой информации по активизации антинаркотической пропаганды и обеспечению населения объективной информацией о наркоситуации, о заболеваниях, сопутствующих наркомании; создание следственно-оперативных групп по расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; разработка специальных бюллетеней по организации работы по выявлению и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В ходе подготовки и осуществления совместных мероприятий по борьбе с наркопреступностью правоохранительные органы должны максимально полно использовать формы и средства взаимодействия: взаимное информирование, совместное планирование и проведение целевых операций, использование имеющихся материально-технических средств. Совместные мероприятия по борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ следует обязательно включать в планы основных организационных мероприятий.

——————————————————————