Особенности увольнения с военной службы военнослужащих — женщин

(Стренина Е. А.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 1, 2002)

ОСОБЕННОСТИ УВОЛЬНЕНИЯ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ — ЖЕНЩИН

Е. А. СТРЕНИНА

Е. А. Стренина, старший лейтенант юстиции, юрисконсульт Управления ФСБ России.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства (п. 2 ст. 7).

Порядок прохождения военной службы, в том числе увольнение с военной службы, регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными), определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих (в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства «О воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. N 9). Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Согласно п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — женщины пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с нормами трудового законодательства, иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. Этими положениями определяются особенности прохождения военной службы военнослужащими женского пола, в частности их увольнения с военной службы.

Основания и порядок увольнения военнослужащих — женщин с военной службы предусмотрены ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, а льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые указанной категории военнослужащих при увольнении, устанавливаются как военным, так и гражданским законодательством Российской Федерации.

Можно выделить три вида оснований увольнения военнослужащих женского пола с военной службы:

— когда они подлежат увольнению, т. е. дальнейшее прохождение военной службы невозможно;

— когда они могут быть уволены, т. е. дальнейшее прохождение военной службы связано с решением соответствующих должностных лиц;

— когда они имеют право на увольнение, т. е. могут сами решать, уволиться или продолжить военную службу.

1. Военнослужащая подлежит увольнению с военной службы:

а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п. 2 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает для военнослужащих — женщин предельный возраст пребывания на военной службе 45 лет), в том числе при истечении срока, на который ей продлена военная служба (в соответствии с п. 3 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» контракт с военнослужащей, достигшей предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться на срок до 10 лет), либо в течение указанного срока при нежелании продолжать военную службу;

б) по истечении срока контракта о прохождении военной службы и при отсутствии других оснований для увольнения;

в) по состоянию здоровья — в связи с признанием ее военно — врачебной комиссией негодной к военной службе, а также в связи с признанием военно — врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе военнослужащую, проходящую военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно;

г) в связи с лишением ее воинского звания по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;

д) в связи с назначением наказания в виде лишения свободы — при вступлении в законную силу приговора суда о назначении ей наказания в виде лишения свободы;

е) в связи с отчислением из военно — учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других оснований для увольнения военнослужащей, не имеющей воинского звания офицера или прапорщика (мичмана), а также военнослужащей, имеющей воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающей заключать новый контракт.

2. Военнослужащая, проходящая военную службу по контракту, может быть досрочно уволена с военной службы:

а) в связи с организационно — штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения:

— при сокращении занимаемой ею воинской должности (должности), в том числе при ликвидации (расформировании, реорганизации) воинских частей, органов или организаций и отсутствии ее согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

— при нахождении в распоряжении командира (начальника) свыше сроков, установленных п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и отсутствии ее согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

— при снижении воинского звания, соответствующего занимаемой ею воинской должности (должности), либо при изменении военно — учетной специальности, соответствующей занимаемой ею воинской должности (должности), переименовании воинской должности (должности) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой ею воинской должности (должности) либо на другой воинской должности (должности);

— при признании ее военно — врачебной комиссией негодной к военной службе по имеющейся военно — учетной специальности (не отвечающей специальным требованиям), но годной к военной службе или годной к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии ее согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

— при сокращении воинских должностей (должностей) в пределах их общей численности, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в том числе если занимаемая ею воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при ее согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию);

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно — исполнительной системы;

в) в связи с невыполнением военнослужащей условий контракта о прохождении военной службы;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или при лишении допуска к государственной тайне военнослужащей, занимающей воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения;

д) в связи с назначением наказания в виде лишения свободы условно — при вступлении в законную силу приговора суда о назначении военнослужащей наказания в виде лишения свободы условно;

е) по собственному желанию — по заключению аттестационной комиссии воинской части (организации) при наличии у военнослужащей уважительных причин. Необходимо учитывать, что желание женщины уволиться в период беременности либо до достижения ребенком, в том числе находящимся на попечении, возраста 14 лет (ребенком — инвалидом — 16 лет) является уважительной причиной для расторжения контракта (в соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин» от 25 декабря 1990 г. N 6 (с изменениями)).

3. Военнослужащая, проходящая военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта о прохождении военной службы в отношении военнослужащей;

б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военнослужащей военно — врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе;

в) по семейным обстоятельствам:

— в связи с невозможностью проживания члена ее семьи по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащая проходит военную службу, и при отсутствии возможности ее перевода к новому месту военной службы, благоприятному для проживания этого члена семьи;

— в связи с изменением места военной службы мужа — военнослужащего, связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

— в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико — социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами первой или второй группы или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

— в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащая воспитывает без отца.

Необходимо отметить, что перечень семейных обстоятельств, предусмотренный законодательством, является исчерпывающим. Вопрос об увольнении при возникновении иных семейных обстоятельств решается по заключению аттестационной комиссии в соответствии с подп. «е» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы;

г) в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

д) в связи с избранием ее депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

Не допускается увольнение с военной службы беременных женщин — военнослужащих, женщин — военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей — инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по следующим основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»:

— по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

— в связи с признанием военно — врачебной комиссией не годными к военной службе;

— в связи с признанием военно — врачебной комиссией ограниченно годными к прохождению военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно;

— в связи с лишением воинского звания;

— в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

— в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

или когда увольнение осуществляется по их желанию (п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы).

Военнослужащая, на иждивении которой находятся двое и более членов семьи либо которая воспитывает ребенка (детей) без отца, имеет право на гарантии, предусмотренные ст. 34 Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗоТ), в виде оставления на военной службе в случае организационно — штатных мероприятий.

Довольно распространенной является такая ситуация: во время нахождения военнослужащей в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком истекает срок контракта о прохождении военной службы. Что делать? В данном случае возможны два варианта.

1. Женщина желает продолжить военную службу. Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность. Исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающей ее военнослужащей в отпуске по уходу за ребенком может быть возложено на военнослужащего с его согласия (п. 2 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы) либо эта воинская должность может быть замещена лицами гражданского персонала соответствующих специальностей. С лицами гражданского персонала заключаются срочные трудовые договоры в соответствии с КЗоТ и директивой министра обороны СССР от 17 октября 1990 г. N Д-58.

После окончания отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком военнослужащая заключает новый контракт в течение одного месяца с момента прибытия в воинскую часть. При этом военнослужащей, не достигшей предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда она подлежит досрочному увольнению с военной службы, а также при наличии следующих оснований:

— военнослужащей вынесен обвинительный приговор и назначено наказание;

— в отношении военнослужащей ведется дознание или предварительное следствие либо уголовное дело в отношении ее передано в суд;

— военнослужащая имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

— военнослужащая отбывает наказание в виде лишения свободы.

2. Женщина не хочет продолжать военную службу. Женщина — военнослужащая, находящаяся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, не может быть исключена из списков личного состава воинской части и, следовательно, не может быть уволена. Во время отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, даже при истечении срока контракта, она продолжает прохождение военной службы, за ней сохраняется статус военнослужащей. Увольняется в таком случае военнослужащая после прибытия в воинскую часть после окончания указанных отпусков (в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы).

Законодательством гарантируется предоставление женщинам отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком, и это право каждой женщины — военнослужащей не может быть ограничено, т. е. неправомерными являются действия командиров, увольняющих военнослужащих женского пола в связи с тем, что, по их мнению, женщины слишком часто это право используют. При этом основанием увольнения является невыполнение военнослужащей условий контракта. Такое увольнение противоречит действующему законодательству.

В заключение необходимо отметить, что государство гарантирует женщинам — военнослужащим, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе (45 лет), приобретение права на пенсию за выслугу лет: они не могут быть уволены без их согласия, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 февраля 1993 г. имеют:

— лица, имеющие выслугу на военной службе 20 лет и более;

— лица, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями, достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба.

С военнослужащей, которая достигла 45-летнего возраста, но не приобрела права на пенсию за выслугу лет (не хватает стажа), может быть заключен новый контракт в порядке, определенном ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы. Однако необходимо учитывать, что волеизъявления военнослужащего в данном случае недостаточно, решение о заключении такого контракта принимается соответствующим должностным лицом.

——————————————————————