Некоторые вопросы охраны семьи, материнства и детства при прохождении военной службы женщинами в Вооруженных Силах Российской Федерации

(Стренина Е. А.)

(«За права военнослужащих», 2007)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА ПРИ

ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ЖЕНЩИНАМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. А. СТРЕНИНА

Стренина Е. А., юрисконсульт войсковой части, майор юстиции.

«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» — закрепляет Конституция Российской Федерации (п. 1 ст. 38). В своем Послании Федеральному Собранию 2006 г. Президент Российской Федерации особое внимание уделил защите и поддержке семьи, материнства и детства в Российской Федерации.

Военнослужащие женского пола, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства (Федеральный закон «О статусе военнослужащих», п. 9 ст. 10). К таким актам относятся: Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ, иные федеральные законы, Постановление Верховного Совета СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи» от 10 апреля 1990 г. N 1420-1, Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105, которое утверждает Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, постановления Министерства труда Российской Федерации, приказы Министерства здравоохранения и медицинской промышленности России, постановления Фонда социального страхования Российской Федерации, правовые акты Министерства обороны Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим женского пола в связи с необходимостью защиты семьи, материнства и детства, можно разделить на социальные гарантии при прохождении военной службы и гарантии и компенсации материального характера.

К социальным гарантиям и компенсациям, предоставляемым военнослужащим женского пола при прохождении военной службы, относятся установленные трудовым законодательством льготы по направлению в служебные командировки, привлечению к ночным и сверхурочным работам. Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 259).

Государство гарантирует беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. В соответствии с медицинским заключением беременные женщины имеют право быть назначенными с их согласия на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения. Военнослужащие женского пола, имеющие детей в возрасте до полутора лет, если они не могут выполнять служебные обязанности, назначаются на другую воинскую должность до достижения ребенком возраста полутора лет с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения (Положение о порядке прохождения военной службы, п. п. 19, 20 ст. 11).

Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на них распространяются социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет военнослужащим женского пола предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц.

Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность.

Не допускается увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, а также имеющих детей в возрасте до 3 лет, детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), кроме как по собственному желанию, и случаев, предусмотренных в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе»:

при достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в связи с признанием военно-врачебной комиссией военнослужащего женского пола не годным к военной службе;

в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно;

в связи с лишением воинского звания;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

В соответствии с ч. 2 ст. 271 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации запрещается назначать военнослужащих-женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для них нормы. Эти нормы установлены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105. Предельная масса поднимаемого и перемещаемого груза, при условии чередования с другой работой, не должна превышать 10 кг; при подъеме и перемещении тяжестей постоянно масса груза не может превышать 7 кг. Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа, не должна превышать: с рабочей поверхности — 1750 кг, с пола — 875 кг.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на социальное обеспечение для воспитания детей (п. 1 ст. 39). Законодательством установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Вопросы назначения этих пособий регулируются Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883. Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка имеют право на получение следующих пособий:

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

— ежемесячное пособие на ребенка.

Помимо этого, во время нахождения в отпуске по беременности и родам за военнослужащими женского пола сохраняется право на получение денежного довольствия и продовольственного обеспечения.

Вместе с тем законодательство о прохождении военной службы женщинами нуждается в совершенствовании. Так, некоторые из социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством об охране семьи, материнства и детства, продублированы в Положении о порядке прохождения военной службы. Часть социальных гарантий и компенсаций содержится в иных нормативных правовых актах, в частности в Трудовом кодексе Российской Федерации. С применением таких норм в отношении военнослужащих женского пола связано наибольшее количество сложностей, так как и командиры (начальники), и военнослужащие женского пола плохо знают законодательство, испытывают дефицит информации. Нередко возникают трудности с применением нормы, содержащейся в ст. 263 Трудового кодекса Российской Федерации, о предоставлении дополнительных отпусков: «Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается». В соответствии с требованиями данной статьи такие отпуска устанавливаются коллективным договором (а военнослужащие в соответствии с действующим законодательством не заключают коллективных договоров), предоставляются без сохранения заработной платы (что также не предусмотрено законодательством о статусе военнослужащих). Таким образом, предоставление указанных дополнительных отпусков военнослужащим в настоящее время не представляется возможным, так как механизм реализации указанной нормы недостаточно нормативно определен.

Решение правовых проблем охраны семьи, материнства и детства при прохождении военной службы женщинами в Вооруженных Силах Российской Федерации автор видит в дублировании норм законодательства об охране семьи, материнства и детства в военном праве, в частности в Положении о порядке прохождения военной службы, либо издании отдельного нормативного правового акта, регламентирующего правовое положение и порядок прохождения военной службы женщинами в Российской Федерации.

——————————————————————