Дополнительные меры государственной поддержки семей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
(Корсаков Д. В.) («Военно-юридический журнал», 2009, N 3)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ
Д. В. КОРСАКОВ
Корсаков Д. В., ведущий консультант аппарата Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, полковник юстиции запаса.
Государственные обязательства, направленные на материальную поддержку молодых семей и стимулирование рождаемости в стране, являются в настоящее время приоритетными. Об этом прежде всего свидетельствует особое внимание со стороны руководства страны и органов государственной власти к вопросу социальной защиты материнства и детства. Именно гарантии государства выступают в качестве конституционных ценностей Российской Федерации как социального государства и предполагают создание таких условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и выполнение гражданами своих социальных функций. В соответствии с ч. 1 ст. 38 и ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации семья, материнство и детство находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. Такая защита осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по защите материнства, охране интересов семьи и ребенка, укреплению семьи и обеспечению семейных прав, к которым относится и законодательное установление единой системы пособий гражданам, имеющим детей, закрепленной в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» <1>. Порядок и условия выплаты пособий установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» <2>. ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 21. Ст. 1929. <2> Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 313.
Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи <3>. ——————————— <3> Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2004. С. 282.
В настоящее время в систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, включены: — пособие по беременности и родам; — единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; — единовременное пособие при рождении ребенка; — ежемесячное пособие по уходу за ребенком; — ежемесячное пособие на ребенка; — единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Кроме того, Федеральным законом от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» <4> данный перечень дополнен двумя видами пособий, а именно: ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 44. Ст. 5281.
— единовременным пособием беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; — ежемесячным пособием на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Именно эти пособия мы и рассмотрим в настоящей статье, однако прежде всего следует проанализировать предпосылки к их законодательному закреплению. Некоторые авторы <5> высказывают мнение, что принятие Федерального закона от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» <6> и отменой ряда отсрочек от призыва на военную службу, связанных с наличием ребенка в возрасте до трех лет и жены, срок беременности которой составляет не менее 26 недель. ——————————— <5> Например, см.: Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Комментарий к статье 2. М.: Деловой двор, 2008. <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 29. Ст. 3122.
С такой точкой зрения можно согласиться лишь отчасти. Действительно, как неоднократно было заявлено (в том числе и представителями Минобороны России), отмена ряда оснований предоставления отсрочек от призыва на военную службу связана с сокращением срока военной службы по призыву до 12 месяцев. Полностью исключена отсрочка, связанная с наличием жены призывника, срок беременности которой составляет не менее 26 недель. Что касается отсрочки, связанной с наличием ребенка в возрасте до трех лет, то с 1 января 2008 г. она предоставляется только в том случае, если ребенок является инвалидом. Отменено и такое значимое основание, как наличие у гражданина матери (отца), которые кроме него имеют двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства и воспитывают их без мужа (жены). Она была обусловлена необходимостью оказания помощи одинокому родителю в содержании и воспитании братьев со стороны призывника, вместе с тем ее отмена никакими денежными выплатами не компенсирована. Кроме того, до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ <7> ежемесячное пособие на ребенка выплачивалось на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, в увеличенном размере. С 1 января 2005 г. его выплата возложена на субъекты Российской Федерации, которые в большинстве своем установили увеличенный размер пособия детям военнослужащих-призывников. ——————————— <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607.
Таким образом, целью введения новых видов пособий явилось в том числе дополнительное материальное стимулирование семей военнослужащих на время прохождения ими военной службы по призыву, что, безусловно, способствует повышению престижа военной службы в целом. В соответствии со ст. 12.3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (далее — единовременное пособие), устанавливается жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Исключением являются жены курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования. Размер указанного пособия с 1 января 2009 г. составляет 15190 руб. и выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации. Единовременное пособие назначается и выплачивается по месту жительства жены военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия беременной жене такого военнослужащего в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Для назначения единовременного пособия представляются: — заявление о назначении пособия; — копия свидетельства о браке; — справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет; — справка из воинской части о прохождении мужем военной службы по призыву с указанием срока службы. Единовременное пособие назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов. Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (далее — ежемесячное пособие), в соответствии со ст. 12.5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ имеют как мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, так и опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случаях, когда мать: — умерла либо объявлена умершей; — лишена родительских прав; — ограничена в родительских правах; — признана безвестно отсутствующей; — признана недееспособной (ограниченно дееспособной); — по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка; — отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; — находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; — уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов; — отказалась взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений соцзащиты населения и из других аналогичных учреждений. Право на ежемесячное пособие не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования. В случае если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется одновременно несколькими вышеназванными лицами, то право на получение ежемесячного пособия предоставляется одному из указанных лиц. Размер указанного пособия с 1 января 2009 г. составляет 6510 руб. Выплачивается на каждого ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, по месту жительства ребенка военнослужащего органом, уполномоченным производить назначение и выплату пособия в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Выплата ежемесячного пособия осуществляется: — матери ребенка военнослужащего — со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву; — иным лицам — со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Выплата ежемесячного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания военной службы по призыву отцом такого ребенка. Для назначения пособия в органы, осуществляющие его выплату, предоставляются: — заявление о назначении пособия; — копия свидетельства о рождении ребенка (детей); — справка из воинской части о прохождении отцом ребенка военной службы по призыву; — в случае наличия соответствующих оснований — копия свидетельства о смерти матери, выписка из решения об установлении над ребенком (детьми) опеки, копия вступившего в силу решения суда, копия заключения учреждения здравоохранения. Отметим, что единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву. Во исполнение ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 апреля 2008 г. издано Постановление N 275 «О порядке предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий» <8>, которым установлены правила предоставления такой информации. ——————————— <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 16. Ст. 1700.
Так, командиры воинских частей, руководители учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в течение 10 дней после прибытия военнослужащего, имеющего беременную жену и (или) ребенка (детей) в возрасте до трех лет, для прохождения военной службы по призыву или получения информации о беременности жены военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и (или) наличии ребенка (детей) в возрасте до трех лет у военнослужащего, а также при переводе военнослужащего в другую часть направляют жене военнослужащего, матери (опекуну, другому лицу, имеющему право на получение пособия) ребенка военнослужащего и в военный комиссариат муниципального образования, направивший этого гражданина для прохождения военной службы по призыву, справку о прохождении им военной службы по призыву или извещение о переводе военнослужащего в другую воинскую часть. При досрочном увольнении военнослужащего по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», поступлении его в военное образовательное учреждение профессионального образования или заключении с ним контракта о прохождении военной службы командир воинской части в 2-дневный срок направляет извещение об этом жене военнослужащего, матери (опекуну, другому лицу, имеющему право на получение пособия) ребенка военнослужащего, а также в военный комиссариат муниципального образования. В свою очередь, военный комиссариат муниципального образования ведет учет таких военнослужащих и в течение пяти дней после получения вышеназванной информации направляет поступившую из воинской части в отношении этого военнослужащего справку или соответствующее извещение в орган, осуществляющий назначение и выплату пособий соответственно по месту проживания жены и (или) матери (опекуна, другого родственника, имеющего право на получение пособия) ребенка военнослужащего. Кроме того, при поступлении в воинские части и в военные комиссариаты запросов о прохождении гражданином военной службы по призыву в целях назначения и выплаты пособий командиры воинских частей и военные комиссариаты обязаны проинформировать заявителей в течение пяти дней. Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ установлено, что право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возникает у лиц, указанных в ст. ст. 12.3 и 12.5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ, при призыве граждан на военную службу начиная с 1 января 2008 г. Вместе с тем семьям военнослужащих, призванных на военную службу в 2006 — 2007 гг. и у которых дети родились после 1 января 2008 г., рассматриваемые пособия не выплачивались. В итоге была создана ситуация, которая ухудшала положение военнослужащих, призванных на военную службу до 1 января 2008 г., и их семей. Действительно, практика реализации Федерального закона от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ показала, что в случае рождения ребенка после 1 января 2008 г. военнослужащий, призванный на военную службу в 2006 — 2007 гг., не имеет право на досрочное увольнение, а его семья — на получение рассматриваемых пособий. Притом восстановить в полном объеме права этих военнослужащих и их семей в связи с рождением ребенка было возможно исключительно выплатой пособия, поскольку право на получение пособия сохраняется не только на весь срок прохождения военной службы отцом ребенка, но и в течение 6 месяцев после его увольнения. В связи с этим Государственной Думой Думой 24 декабря 2008 г. был принят разработанный группой депутатов Государственной Думы Федеральный закон N 303-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» <9>. ——————————— <9> Российская газета. 2008. 31 декабря. N 267.
Данным Федеральным законом распространяется право на получение единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, на членов семей военнослужащих, призванных на военную службу в период с 1 апреля 2006 г. по 31 декабря 2007 г. (со сроком военной службы 2 года в 2006 г. и 1,5 года в 2007 г.). При этом члены семей военнослужащих имеют право обратиться за пособиями не позднее шести месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона либо не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву. Федеральный закон N 303-ФЗ вступил в силу с 31 декабря 2008 г.
——————————————————————