Кто защитит детей военнослужащих
(Лысиков А.)
(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 43)
КТО ЗАЩИТИТ ДЕТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
А. ЛЫСИКОВ
Александр Лысиков, начальник отдела аппарата уполномоченного по правам человека в Астраханской области.
В феврале 2008 года к уполномоченному по правам человека в Астраханской области обратилась гражданка Ч., жена военнослужащего, призванного на срочную службу, с жалобой о нарушении прав ее семьи и ребенка, достигшего 3-летнего возраста. Семья жила на детское пособие — 130 рублей в месяц. В результате изучения указанной ситуации и проблемы в целом было установлено наличие ряда нерешенных законодателем вопросов, связанных с соблюдением конституционного права данной категории граждан на гарантированную государством защиту материнства и детства, а также их социальное обеспечение.
Пособие не для всех
В соответствии с п. «д» ст. 24 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ (в редакции от 24.07.2007) «О воинской обязанности и военной службе» до конца 2007 года правом на отсрочку от военной службы обладали граждане, имеющие ребенка в возрасте до трех лет.
При этом в случае призыва отца на военную службу после достижения ребенком трехлетнего возраста Федеральным законом от 19.05.95 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусматривалось, что ежемесячное пособие на ребенка возрастет на 50%. Учитывая, что сумма этого пособия всегда была крайне низкая, ее увеличение наполовину никак нельзя рассматривать как действенную меру социальной поддержки.
Законом N 53-ФЗ с 1 января 2008 года отменена отсрочка от службы в армии для граждан, имеющих ребенка в возрасте до трех лет (за исключением детей-инвалидов этого возраста). При этом в целях компенсации Федеральным законом от 25.10.2007 N 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» введен новый вид пособия — ежемесячная дотация на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в размере 6000 рублей.
Долг Родине должен быть взаимным
Конституция РФ и Закон N 53-ФЗ обязывают граждан Российской Федерации исполнять долг по защите Отечества.
То, что в настоящее время это является необходимостью, не вызывает сомнения.
Несомненно и то, что призванный на военную службу гражданин должен быть уверен, что его семья и ребенок не останутся без надежной государственной защиты и поддержки. Именно эти обязательства государства установлены ст. ст. 38 и 39 Конституции, в которых закреплено, что государство не только обеспечивает защиту материнства, детства и семьи, но и гарантирует каждому социальное обеспечение, в том числе при потере кормильца и для воспитания детей.
Конечно, если строго придерживаться терминологии гражданского и пенсионного законодательства, то под понятием «потеря кормильца» подразумевается его смерть. В рассматриваемом случае такой потери нет, но по воле государства в семье временно нет и кормильца. Как следует из ст. 53 Конституции РФ, «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти, или их должностными лицами».
С одной стороны, тот факт, что призывом гражданина, имеющего ребенка старше трех лет, на военную службу его семье в абсолютном большинстве случаев наносится значительный вред, является очевидным. Очевидно и то, что государство, призывая на военную службу граждан, действует правомерно.
С другой стороны, возникает вопрос — соответствует ли при этом духу и букве Конституции бездействие государства по оказанию этой категории детей достаточной для их жизнедеятельности социальной поддержки?
Также полагаем, что социальное обеспечение детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в размере, достаточном для нормальной жизни и развития, должно являться обязанностью федерального бюджета. Данный вывод основан на норме п. 3 ст. 1 Федерального закона N 233-ФЗ, которой установлено, что пособие на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, назначается и полностью выплачивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций федерального бюджета.
В свете рассматриваемой проблемы очень актуальной является позиция, изложенная в Определении Конституционного Суда РФ от 08.06.2000 N 134-О: «…Целями, на достижение которых направлен Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», являются установление для проживающих в Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единой системы государственных пособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства».
Нет денег — нет проблем?
Конкретные и жизненно важные вопросы заявительницы, а также неправомерные, на наш взгляд, действия государства позволяли надеяться на возможность оперативного реагирования компетентных органов.
На обращения уполномоченного по данному поводу в Государственную Думу и Федеральное Собрание были получены ответы, поддерживающие эту инициативу.
Так, в ответе уполномоченному председателя Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Ю. А. Шарандина от 14.04.2008 N 3.1-31/187 указывается: «Изложенная в Вашем обращении проблема, связанная с ограничением выплаты ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву, до достижения ребенком возраста трех лет (установленным в ст. 12.6 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), на наш взгляд, представляется важной и требующей законодательного решения. Информация об этом с нашей оценкой была в письменном виде доложена Председателю Совета Федерации С. М. Миронову. При этом было предложено для выработки согласованной позиции рассмотреть данный вопрос также в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитете Совета Федерации по социальной политике и Комитете Совета Федерации по бюджету».
Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Российской Федерации Е. Б. Мизулина в ответе уполномоченному от 02.06.2008 N 3.6-29/620 заявила, что данная проблема, по мнению Комитета, имеет «…два аспекта. Первый — это основания для введения и срока выплаты нового вида пособия — ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву, которое выплачивается до достижения возраста трех лет.
Основанием введения этого пособия послужило принятие Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву», предусматривающего отмену ряда отсрочек от призыва на военную службу. В частности, была отменена отсрочка от призыва на срочную военную службу граждан, имеющих ребенка в возрасте до трех лет. Исходя из этого следует, что продолжительность выплаты вновь введенного пособия соотнесена со сроком утраченного права на отсрочку, а выплата этого государственного пособия является своего рода компенсацией отмены этой отсрочки.
В этой части Комитет не усматривает каких-либо противоречий статьям 38 и 39 Конституции Российской Федерации.
Второй аспект не взаимосвязан с отменой вышеуказанной отсрочки. По существу, этот вопрос связан с тем, что призыв отца ребенка на срочную военную службу, сколько бы лет ни было ребенку, влечет за собой снижение уровня жизни семьи, уменьшение ее совокупных доходов и соответственно ухудшение положения детей. С такой позицией нельзя не согласиться.
Вместе с тем решение этой проблемы требует не только внесения изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» в части увеличения возраста ребенка, до которого выплачивается ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву, но и дополнительных затрат федерального бюджета.
В целях компетентного решения поставленной задачи Комитет по вопросам семьи, женщин и детей считает целесообразным обсудить Ваше предложение на заседаниях Экспертного совета по вопросам демографии и Экспертного совета по семейной и социальной политике, образованных в составе Комитета».
Особо хочется остановиться на ответах, полученных на аналогичное обращение уполномоченного в Министерство обороны РФ, в том числе — на ответе Министерства здравоохранения и социального развития РФ, куда Минобороны переадресовало наше письмо.
Министерство обороны (письмо от 02.06.2008 N 172/4/4141) однозначно отказалось поддержать рассматриваемую инициативу и сообщило уполномоченному, что «предложение о распространении права на выплату пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, независимо от возраста ребенка Минобороны России не поддерживает».
В унисон с этим заявлением звучит и ответ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.05.2008 N 1492-15-08. В нем нам детально разъясняется, что социальная поддержка этой категории граждан — обязанность субъектов Российской Федерации. В частности, сообщается, что «в соответствии с подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В связи с этим законодательством субъектов Российской Федерации могут вводиться дополнительные выплаты на детей в возрасте старше трех лет, чьи отцы проходят военную службу по призыву.
Необходимо также учитывать, что Ваше предложение в части выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте старше трех лет при прохождении отцом ребенка срочной военной службы потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета — около 1,5 миллиарда рублей в год (исходя из информации Министерства обороны Российской Федерации, что в настоящее время срочную военную службу по призыву проходят около 18 тысяч человек, имеющих ребенка в возрасте старше трех лет). Данные средства не предусмотрены Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Учитывая изложенное, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не поддерживает Ваше предложение в части выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте старше трех лет при прохождении отцом ребенка срочной военной службы».
При чтении подобных «разъяснений» невольно напрашивается вопрос: знают ли высокопоставленные чиновники этих министерств, в каких размерах субъектами РФ установлены ежемесячные пособия для детей малоимущих семей?
Принимая во внимание экономическое положение большинства субъектов Российской Федерации, можно предположить, что и в других регионах страны суммы ежемесячного пособия на детей не намного превышают 130 рублей. Такие пособия даже в увеличенном на 50% размере в лучшем случае способны обеспечить не месячный, а однодневный прожиточный минимум этих детей.
Анализ вышеизложенной ситуации приводит к выводу, что из-за необоснованного отказа отдельных ведомств от исполнения своей конституционной обязанности по защите прав человека на произвол судьбы оставлено 18 тысяч малолетних детей, для получения указанного пособия которым необходимо ежегодно дополнительно выделять не особо обременительную для федерального бюджета сумму — 1,5 миллиарда рублей.
Мы хорошо понимаем, что данная проблема нуждается в специальном изучении и экспертных заключениях компетентных органов и организаций, но считаем, что ее социальная значимость требует оперативного вмешательства.
Поэтому и было принято решение еще раз через широко известную и уважаемую среди правоведов газету «ЭЖ-Юрист» обратить внимание руководителей указанных, да и других заинтересованных федеральных ведомств на острую необходимость устранения нарушений прав названной категории граждан.
Мы очень надеемся, что в процессе подготовки Советом Федерации или Государственной Думой РФ соответствующего законопроекта Министерство обороны и Министерство здравоохранения и социального развития изменят свою точку зрения.
——————————————————————
Вопрос: Какие документы необходимо представить в территориальный орган ПФ РФ для получения сертификата на материнский капитал? И можно ли их направить по почте?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Какие документы необходимо представить в территориальный орган ПФ РФ для получения сертификата на материнский капитал? И можно ли их направить по почте?
Ответ: Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 873 утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее — Правила).
Согласно п. 5 Правил заявление о выдаче сертификата (далее — заявление) подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):
удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;
подтверждающих принадлежность к гражданству РФ ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в п. 3 Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в пп. «а» п. 3 Правил;
удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица;
подтверждающих рождение (усыновление) детей;
подтверждающих смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, совершение ею в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, — для лиц, указанных в пп. «б» п. 3 Правил;
подтверждающих смерть родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), объявление умершими родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), лишение родителей родительских прав, совершение родителями (усыновителями) в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, — для лиц, указанных в пп. «в» п. 3 Правил, их законных представителей или доверенных лиц.
Лица, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) в пределах РФ, представляют заявление о месте своего фактического проживания на территории РФ.
В соответствии с п. 4 Правил лица, указанные в п. 3 Правил, лично, их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган ПФ РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами, указанными в п. 5 Правил.
Указанные заявление и документы могут быть направлены в территориальный орган ПФ РФ по почте. В этом случае подлинники документов не направляются и установление личности, удостоверение верности копий прилагаемых документов и свидетельствование подлинности подписи лица на заявлении осуществляются:
нотариусом или иным лицом в порядке, установленном пунктом 3 статьи 185 ГК РФ;
должностными лицами консульских учреждений РФ в случае, если лицо находится за пределами территории РФ.
Направление указанных заявления и документов по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Датой приема указанных заявления и документов, направленных по почте, считается дата их регистрации в территориальном органе ПФ РФ.
Граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории РФ, подают заявление непосредственно в ПФ РФ.
В. Г.Крашенинников
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
——————————————————————