Понятие телефильма как особого объекта авторского права
(Львова С. В.) («Бизнес в законе», 2013, N 5)
ПОНЯТИЕ ТЕЛЕФИЛЬМА КАК ОСОБОГО ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА
С. В. ЛЬВОВА
Львова С. В., адвокат, Межотраслевая коллегия адвокатов.
В настоящей статье автором на основании анализа положений законодательства и выводов ученых-правоведов делается попытка рассмотреть правовую природу телефильма, дать его понятие и определить индивидуально-определенные характеристики телефильма как особого объекта авторского права, что особенно важно для формулирования предмета лицензионного договора. В статье не только раскрыто понятие телефильма, но и обозначен момент, когда телефильм возникал как объект авторского права.
Ключевые слова: телефильм, индивидуально-определенные характеристики, творчество, воспроизводимость, объективное выражение.
Definition of TV movie as a special subject of copyright S. V. Lvova
Lvova S. V., Lawyer, Interdisciplinary Bar Associations.
In this article the author on the basis of an analysis of the legislation and the conclusions of lawyers, attempts to address the legal nature of a television movie, and give it to the concept of individually defined — certain characteristics of a television movie as a special object of copyright, which is particularly important for the formulation of the subject license agreement. The article not only revealed the concept of a television movie, but also indicates the moment when the TV movie arose as an object of copyright.
Key words: TV movie, individually — certain characteristics, creativity, reproducibility, objective expression.
После распада Советского Союза у нас осталось прекрасное наследство — телевизионные фильмы, споры о правах на которые не утихают до сих пор. Но прежде чем говорить о правах, хотелось бы выяснить правовую природу этого уникального объекта авторского права. Принадлежность прав на него юридическому лицу свидетельствует о том, что телефильм является особым объектом авторского права. А потому исследование правовой природы телефильма, определение его понятия на сегодняшний момент представляются весьма актуальными. Телевизионный фильм является аудиовизуальным произведением, понятие которого дано в пункте 1 статьи 1263 ГК РФ. Свое летоисчисление в качестве объекта авторского права аудиовизуальное произведение ведет с 1925 г., когда Основы авторского права 1925 г., утвержденные Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 30.01.1925, впервые включили в состав объектов авторского права «Кинематографические сценарии, имеющие свойства самостоятельных произведений» и «Киноленты». Основы авторского права, утвержденные Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 08.10.1928, восприняли ряд положений Основ 1925 г., но в числе объектов права называли не только кинематографические сценарии и киноленты, но и кинематографические произведения, под которыми подразумевались все другие результаты творчества кинематографии. В ГК РСФСР в качестве объектов авторских прав указывались кинофильмы и телефильмы. При этом их понятия не раскрывались. Анализ различных источников по толкованию этих понятий показал, что под кинофильмом следует понимать произведение творческого характера, объективируемое на плоскость путем динамических фотографических изображений событий, действий, различных сценических постановок <1>. ——————————— <1> Райгородский Н. А. Авторское право на кинематографическое произведение. Л., 1958. С. 5.
Телефильм (телевизионный фильм) — игровой фильм, снятый специально для показа по телевидению <2>, произведение телевидения и произведение кино <3>, сложный продукт взаимодействия кино и телевидения <4>. ——————————— <2> http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC (Википедия — 26.02.2012). <3> Бесклубенко С. Д. Телевизионное кино. Киев: Из-во «Мистецтво», 1975. С. 12. <4> Бесклубенко С. Д. Телевизионное кино. Киев: Из-во «Мистецтво», 1975. С. 15.
В первую очередь телефильм как объект авторского права является произведением. В соответствии со статьей 96 Закона СССР от 08.12.1961 «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» авторское право распространялось на произведения, выпущенные в свет или не выпущенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора (рукопись, чертеж, изображение, публичное произнесение или исполнение, пленка, механическая или магнитная запись и т. п.). Аналогичная норма содержалась и в статье 475 ГК РСФСР. По законодательству СССР телефильм как произведение, как результат творческого труда мог стать объектом авторского права лишь при соблюдении двух условий: 1) телефильм должен был быть выражен в объективной форме; 2) телефильм, выраженный в объективной форме, можно воспроизвести. Под объективной формой выражения произведения, требующейся для возникновения авторского права, следует понимать такую форму существования произведения во внешнем мире, которая позволяет иным лицам (кроме автора) ознакомиться с произведением <5>, и возможность его восприятия другими людьми, как правило, органами чувств <6>. ——————————— <5> Гаврилов Э. П., Еременко В. И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. С. 70. <6> Дельцова Н. В. Объекты интеллектуальной собственности: система признаков и система правового регулирования: Дис. к. ю.н. 2004. С. 70.
В советском законодательстве кроме объективного выражения и воспроизводимости в статье 475 ГК РСФСР назывался такой признак произведения, как творческий характер. В юридической науке вопрос о понятии творчества является дискуссионным. Творческая деятельность — это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира. Однако, для того чтобы быть объектом охраны, произведение науки, литературы и искусства должно быть доступно для восприятия человеком, т. е. должно существовать в какой-либо объективной форме <7>. ——————————— <7> Свечникова И. В. Авторское право: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2009. С. 10.
Ни советское законодательство, ни современные нормы гражданского права не раскрывают таких понятий, как «творчество» и «творческая деятельность». Однако в некоторых нормативных актах все-таки была предпринята попытка сделать это. Так, в статье 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, было определено, что творческая деятельность — создание культурных ценностей, под которыми подразумеваются нормы и образцы поведения, произведения культуры и искусства, результаты исследований культурной деятельности и т. д. и их интерпретация <8>. ——————————— <8> Ведомости СНД и ВС РФ. 19.11.1992. N 46. Ст. 2615.
Из вышеуказанного определения видно, что понятие творческой деятельности неотделимо от произведения, которое является продуктом творческой деятельности и на создание которого направлена творческая деятельность конкретного лица или лиц. Статьей 486 ГК РСФСР было установлено, что авторское право на кинофильм и телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку <9>. Однако юридическое лицо никогда не может рассматриваться как творец, ибо творчество присуще только физическому лицу. ——————————— <9> Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.
Поэтому телефильмы являются уникальными объектами авторского права. Они создавались благодаря творческим усилиям группы людей, а авторское право на них возникало у юридического лица. Когда мы говорим о конкретном произведении, то подразумеваем его индивидуально-определенные характеристики. Ни ГК РСФСР, ни ГК РФ не раскрывали и не раскрывают понятия индивидуально-определенных характеристик телевизионного фильма или фильма вообще. Индивидуально-определенные характеристики телефильмов описывались в соответствующих нормативных актах, издаваемых Госкино и Гостелерадио, которые утверждали типовые договоры, типовые формы актов передачи и т. д. Первая попытка дать определение фильму на уровне закона была предпринята в Федеральном законе от 22.08.1996 N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». В части 3 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона было дано определение фильма, под которым понималось аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Фильм продолжительностью не менее чем 52 минуты является полнометражным фильмом. Фильм продолжительностью менее чем 52 минуты является короткометражным фильмом <10>. ——————————— <10> Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. N 35. Ст. 4136.
Распоряжением Роскультуры от 01.02.2007 N Р-5 «Об утверждении примерных форм контрактов о государственной финансовой поддержке производства национальных фильмов» утверждены примерные формы контрактов на полную и частичную государственную финансовую поддержку производства национальных фильмов, в которых и сформулированы индивидуально-определенные характеристики фильма, к которым относятся: название фильма, жанр фильма, количество серий, время демонстрирования, носитель, звук, формат, цвет, режиссер, автор сценария, композитор <11>. ——————————— <11> Неопубликованный документ. [Электронный ресурс] (СПС «КонсультантПлюс»).
Законодатель, указывая в статье 475 ГК РСФСР на то обстоятельство, что авторское право распространяется на произведения, выпущенные в свет или не выпущенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора (рукопись, чертеж, изображение, публичное произнесение или исполнение, пленка, механическая или магнитная запись и т. п.), так и не определил, когда именно телефильм становится объектом авторского права. Из буквального толкования положений статьи 475 ГК РСФСР вытекает, что телефильм как объект авторского права возникал после того, как весь процесс работы съемочной группы был запечатлен на пленке, т. е. в монтажно-тонировочном периоде, когда разрозненные кадры, записанные на пленку реплики, музыка и шумы монтируются в соответствии с режиссерским сценарием. По мнению В. А. Дозорцева, момент возникновения права на фильм — появление фильма в объективной форме, для фильма это момент его завершения <12>. ——————————— <12> Вестник ВАС РФ. 2000. N 3.
Что понимается под завершением фильма, В. А. Дозорцев не разъясняет, но из его утверждения можно предположить, что это момент, когда телефильм получил объективное выражение, т. е. он был записан на носителе. По мнению С. А. Чернышевой, любое произведение может получить статус объекта авторского права только с момента его объективизации. Для аудиовизуальных произведений, к которым относятся и телефильмы, — с момента их записи на пленку <13>. ——————————— <13> Чернышова С. Художественное творчество и закон. М., 1980. С. 53.
Однако данное утверждение, по мнению автора, является не совсем верным. С одной стороны, действительно, после того как съемка телефильма закончена и творческий процесс участников съемочной группы объективно выражен на пленке, можно говорить о возникновении объекта авторского права — телефильма. Однако из Положения о порядке запуска в производство, составлении и утверждении смет приема законченных производством телефильмов и других произведений для телевидения на кинопленке (видеомагнитной ленте), утвержденного Приказом Гостелерадио СССР N 470 от 01.08.1979 (в ред. Приказа N 620 от 07.12.1983), вытекало, что производство телефильма считалось законченным в момент, когда он принимался художественным советом и технической комиссией на двух пленках. Однако телефильм мог быть не принят или мог быть принят с замечаниями, которые киностудия обязана была устранить. После устраненных замечаний телефильм был уже видоизменен и это уже было другое произведение. Вышеуказанным Приказом N 620 было предусмотрено, что после доработки по полученным замечаниям все телефильмы (независимо от жанра) представлялись для консультативного просмотра в Главное управление местного телевидения и радиовещания Гостелерадио СССР. После внесения поправок по замечаниям Главного управления местного телевидения и радиовещания телефильмы при необходимости могли направляться в ГУМС для повторной консультации. После внесения всех поправок руководителем фильмопроизводящей организации давалось разрешение на перевод 35 мм телефильма на одну кинопленку, о чем составлялся акт по форме, согласно приложению к вышеуказанному Приказу. Телефильм засчитывался в выполнение плана производства после внесения поправок и доработки со дня принятия его на одной кинопленке (для 35 мм формата) или видеомагнитной ленте по акту, утвержденному руководителем фильмопроизводящей организации. После утверждения акта об окончании производства телефильма и зачета его в выполнение плана производства запрещалось вносить в телефильм поправки. Отдельные поправки могли быть внесены только по решению руководства Гостелерадио СССР. Именно с этого момента — момента принятия телефильма на одной пленке и утверждения акта об окончании производства телефильма, по мнению автора, телефильм возникал как объект авторского права. Определение понятия телефильма и его индивидуальных характеристик как аудиовизуального произведения чрезвычайно важно для формулирования предмета лицензионных договоров. Из положений статьи 1235 ГК РФ вытекает, что по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензионный договор должен предусматривать: 1) предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство); 2) способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. В связи с тем что телефильм является объектом авторского права, то, следовательно, в лицензионном договоре предмет неразрывно связан с объектом и не может существовать отдельно от него. Таким образом, для индивидуализации предмета лицензионного договора необходимо указать, какое право использования предоставляется пользователю и на какие конкретно произведения интеллектуальной деятельности, а именно на какие конкретно телефильмы. При отсутствии таких указаний в предмете договор может считаться незаключенным. Однако действующее законодательство не конкретизирует индивидуально-определенные характеристики телефильма. Это является пробелом в законодательстве, которое необходимо восполнить путем внесения соответствующих изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ, а именно путем указания на понятие телефильма. По нашему мнению, телефильм — особый вид аудиовизуального произведения, состоящего из частей или серий в виде совокупности связанных между собой изображений с сопровождением звука, объективно выраженного на кинопленке или ином виде материального носителя и соединенного в единое тематическое целое последовательно связанных между собой кадров, предназначенного для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Индивидуальными характеристиками телефильма как объекта авторского права являются: название телефильма, количество серий (частей), указание на режиссера, автора сценария, композитора, время демонстрирования, носитель, звук, формат, цвет.
Список литературы:
1. Райгородский Н. А. Авторское право на кинематографическое произведение. Л., 1958. 2. Бесклубенко С. Д. Телевизионное кино. Киев: Из-во «Мистецтво», 1975. 3. Гаврилов Э. П., Еременко В. И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. 4. Дельцова Н. В. Объекты интеллектуальной собственности: система признаков и система правового регулирования: Дис. к. ю.н. 2004. 5. Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. N 35. Ст. 4136. 6. Дозорцев В. А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник ВАС РФ. 2000. N 3. 7. Распоряжение Роскультуры от 01.02.2007 N Р-5 «Об утверждении примерных форм контрактов о государственной финансовой поддержке производства национальных фильмов» // Неопубликованный документ. [Электронный ресурс] (СПС «КонсультантПлюс»). 8. Чернышова С. А. Художественное творчество и закон. М., 1980.
Reference list:
1. Raigorodskii N. A. Copyright in a cinematographic work. L., 1958. 2. Besklubenko S. D. TV movie. Kiev: Published by «Art», 1975. 3. Gavrilov E. P., Eremenko V. I. Commentary of the fourth part of the Civil Code of the Russian Federation (by article). M.: Examination, 2009. 4. Deltsova N. V. Objects of intellectual property: the system features and system of legal regulation: Dis. Ph. D. 2004. 5. The Federal Law of 22.08.1996 N 126-FZ «On State Support of Cinematography of the Russian Federation» // Collection of Russian Federation legislation. 26.08.1996. N 35. Art. 4136. 6. Dozortsev V. A. The right to the film as a complex multi-layered work // Vestnik VAS of Russian Federation. 2000. N 3. 7. Decree of Roskultury dated 01.02.2007 N R-5 «On approval of exemplary forms of contracts for public financial support for the production of domestic films» // Unpublished document. [Electronic resource] (PCA «Consultant»). 8. Chernyshova S. A. Artistic creativity and the law. M., 1980.
——————————————————————