Тенденции развития законодательства об интеллектуальной собственности Республики Беларусь в условиях международной интеграции
(Данилина И. В.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2013, N 2)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
И. В. ДАНИЛИНА
Данилина Ирина Викторовна, советник Финансового директора АНО «ТВ-Новости».
В статье рассмотрены перспективы развития законодательства об интеллектуальной собственности Республики Беларусь в рамках ее участия в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, а также в Договоре между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства.
Ключевые слова: Республика Беларусь; международная региональная интеграция; интеллектуальная собственность.
Intellectual property legislation trends in the Republic of Belarus under regional integration conditions I. V. Danilina
Danilina Irina Viktorovna, advisor to financial director ANO «TV-Novosti» (Autonomous Nonprofit Organization «TV-Novosti»).
In the article are shown the perspectives of development of intellectual property trends in the Republic of Belarus in frames of its activity in Treaty on Customs Union and a Single economic space, as well as in the Agreement between the Republic of Belarus and the Russian Federation on the establishment of the Union State.
Key words: Republic of Belarus; regional integration; intellectual property.
Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Эти процессы характерны для международной интеграции, следствием которой являются последующее слияние государственных правовых, фискальных, социальных и прочих систем. Таможенный союз является одной из форм региональной интеграции наряду с экономическим, валютным союзом, общим рынком, зоной свободной торговли. Целью Таможенного союза является отмена таможенных пошлин в торговле и коллективный протекционизм от третьих стран. Этот путь выбрали некоторые постсоветские государства, заключив Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве <1>, в соответствии с которым было решено создать единое экономическое пространство для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов стран-участниц. ——————————— <1> СЗ РФ. 2001. N 42. Ст. 3983.
8 декабря 1999 г. подписан Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства <2>. ——————————— <2> СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 786.
Существование единого социально-экономического пространства в рамках Союзного государства Беларуси и России предполагает создание эффективно действующего законодательства об интеллектуальной собственности, основанного на общих принципах и обеспечивающего равную правовую охрану интересов авторов и хозяйствующих субъектов. Развитие законодательства Беларуси в сфере интеллектуальной собственности осуществляется с учетом принципа гармонизации с международным законодательством об интеллектуальной собственности и законодательством Российской Федерации. Эта тенденция обусловлена несколькими факторами: одновременным участием Республики Беларусь и Российской Федерации в международной системе охраны прав интеллектуальной собственности и проводимой обоими государствами активной работе по приведению национального законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 г.); формированием унифицированного законодательства в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства; влиянием правовой доктрины Российской Федерации на развитие правовой науки Республики Беларусь. Законодательство Республики Беларусь в области охраны прав интеллектуальной собственности по кругу охраняемых объектов, объему предоставляемых прав, а также возможности реализации и защиты прав интеллектуальной собственности гармонизировано с законодательством Российской Федерации. Согласно норме ст. 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь <3> (далее — ГК Республики Беларусь) к охраняемым объектам интеллектуальной собственности относятся: ——————————— <3> http://www. pravo. by/main. aspx? guid=3871&p0;=HK9800218&p2;={NRPA}
произведения науки, литературы и искусства; исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; географические указания; другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами. В то же время имеются и принципиальные различия. В первую очередь это разные подходы к построению системы правовых норм в области права интеллектуальной собственности. В Республике Беларусь законодательство, обеспечивающее охрану результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, сформировано по двухуровневой схеме: основные положения закреплены в разд. V ГК Республики Беларусь, более детальное регулирование осуществляется специальными законами. В Российской Федерации основным источником законодательства является часть четвертая Гражданского кодекса. Остановимся на некоторых моментах развития законодательства Республики Беларусь об интеллектуальной собственности, наиболее, на наш взгляд, значимых. В области авторского права и смежных прав законодательство Беларуси претерпело существенные изменения, связанные с принятием Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. N 262-З «Об авторском праве и смежных правах» <4>. Его разработка потребовалась для решения проблем следующего характера: ——————————— <4> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011. N 60. 2/1813.
следовало более четко определить правовой режим отдельных объектов авторского права и смежных прав; усилить режим охраны личных неимущественных прав авторов и исполнителей; более подробно определить режим служебных произведений; пересмотреть возможности свободного использования объектов авторского права и смежных прав; изменить и дополнить правовые нормы, регулирующие договорные отношения по созданию и использованию объектов авторского права и смежных прав; ввести нормы, детализирующие порядок и способы коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами; закрепить особенности ответственности за нарушение авторских и смежных прав в сети Интернет. В новом Законе устранены очевидные недостатки, а также предприняты попытки решения отдельных проблем, существующих в правовом регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности. Закон объективно стал более понятным и удобным в применении. Также можно отметить то, что его нормы в большей степени учитывают требования документов, регулирующих авторское право на международном уровне. В области права промышленной собственности развитие законодательства Беларуси осуществляется путем постепенного изменения существующих правовых норм. С 3 февраля 2011 г. вступил в действие Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. N 167-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов» <5>. Часть изменений носит технический характер. В некоторых вопросах, таких, как определение условий патентоспособности и объема правовой охраны промышленных образцов, правовое регулирование режима служебных объектов промышленной собственности, рассмотрение споров, связанных с выдачей патентов и некоторых других, произошли существенные изменения. ——————————— <5> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. N 183. 2/1719.
Следует отметить, что патентное законодательство Республики Беларусь нуждается в более серьезных уточнениях. В числе основных проблем можно назвать следующие: отсутствие возможности патентной охраны технических решений, представленных в виде компьютерных программ, нечеткое определение правил о временной правовой охране изобретений, невозможность подачи заявки на получение патента в электронной форме, достаточно сложная процедура подачи заявки и рассмотрения возражений против выдачи патентов. В законодательство Республики Беларусь о товарных знаках и знаках обслуживания также были внесены некоторые изменения, направленные на приведение национального законодательства в соответствие с международными требованиями. Закон Республики Беларусь 15 июля 2009 г. N 44-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» <6> конкретизировал правовые нормы, относящиеся к определению правового режима общеизвестных товарных знаков, а также существенно упростил процедуры оформления и рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, сократил сроки административного рассмотрения жалоб на решения патентного органа, заменил процедуру регистрации договоров уведомлением, тем самым приведя законодательство Беларуси в соответствие с требованиями Сингапурского договора о законах по товарным знакам <7>. ——————————— <6> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. N 173. 2/1596. <7> СЗ РФ. 2010. N 23. Ст. 2801.
В области охраны нераскрытой информации в законодательстве Республики Беларусь ожидаются наиболее радикальные изменения. Они связаны с завершившейся разработкой проекта Закона Республики Беларусь «О коммерческой тайне» <8>. Необходимость принятия специального закона, посвященного правовой охране коммерческой тайны, назрела давно. Это обусловлено тем, что действующее законодательство Республики Беларусь в силу существующих пробелов и внутренних противоречий не позволяет обеспечить эффективную защиту интересов лиц, обладающих конфиденциальной информацией, имеющей значение для осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. ——————————— <8> Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 21.12.2012. 4/7403.
При разработке этого законопроекта его авторы приняли за основу иную концепцию, отличную от законодательства Российской Федерации. Основная теоретическая проблема, связанная с определением правового режима охраны коммерческой тайны, состоит в определении ее правовой природы. В отношении нераскрытой информации может действовать лишь фактическая монополия ее владельца, выражающаяся в возможности устанавливать режим доступа к составляющим ее сведениям, а также принимать меры к недопущению их разглашения. Следовательно, право на нераскрытую информацию может быть определено только через запрет на раскрытие этой информации без разрешения ее владельца. В связи с этим правовая охрана коммерческой тайны должна обеспечиваться путем закрепления за ее обладателем не исключительного права, а права на неразглашение составляющих ее сведений с запретом их получения третьими лицами незаконными способами. В отношении все видов охраняемой информации, которая может выступать в качестве объектов гражданских прав, предполагается использование термина «нераскрытая информация». Предполагается, что данное понятие включает в себя понятия «коммерческая тайна» и «служебная тайна». При этом нераскрытая информация должна быть исключена из числа объектов права интеллектуальной собственности. Однако с учетом сложившейся практики правового регулирования и зарубежного опыта такую разновидность нераскрытой информации, как секреты производства (ноу-хау), предполагается сохранить в числе объектов права интеллектуальной собственности с одновременным уточнением, что данный объект охраняется в режиме коммерческой тайны и не является объектом исключительного права. Сведения, в отношении которых проект Закона Республики Беларусь «О коммерческой тайне» предполагает возможность введения режима коммерческой тайны, должны одновременно соответствовать следующим требованиям: не являться общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями; иметь коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам; не являться объектами исключительных прав; не принадлежать к государственным секретам. При этом сведения будут рассматриваться как имеющие коммерческую ценность только в случае, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. В законодательстве большинства государств СНГ нормы права интеллектуальной собственности представлены в виде специальных законов, посвященных отдельным объектам. Что касается зарубежных стран, то в таких странах, как Франция, Португалия и др., приняты кодифицированные законодательные акты, работа по кодификации законодательства ведется в Нидерландах. Следует отметить разработанный и принятый 7 апреля 2010 г. Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ Модельный кодекс интеллектуальной собственности <9>, который выступает как средство региональной интеграции. Этот документ направлен на гармонизацию национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности государств — участников Содружества Независимых Государств. ——————————— <9> Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2010. N 47. С. 133 — 183.
Наиболее полная систематизация законодательства возможна только при его кодификации, и именно поэтому в Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. N 205 <10>, кодификация определена в качестве приоритетного способа совершенствования различных отраслей законодательства. ——————————— <10> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 46. 1/3636.
Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности преследует несколько целей. Предполагается, что нормы, посвященные охране интеллектуальной собственности, должны быть объединены в одном акте, а положения, применимые ко всем объектам, выделены в качестве общих положений. Выделение общей части в праве интеллектуальной собственности позволит не только исключить дублирование в правовом регулировании, когда аналогичные нормы содержатся в разных законах, посвященных различным объектам, но и детально регламентировать общие положения об исключительном праве, особенностях его оборота и защиты. Кодификация позволит устранить существующие в настоящее время пробелы в правовом регулировании и гармонизировать действующие нормы в части соотношения прав на различные объекты и исключить коллизии между отдельными законодательными актами. Выделение общей части права интеллектуальной собственности может стать основой для регулирования складывающихся новых правоотношений. Прежде чем принять решение о кодификации, необходимо понимание концептуального вопроса о форме, в которой она будет осуществлена: либо путем включения норм, относящихся к праву интеллектуальной собственности, в качестве самостоятельной части в Гражданский кодекс (далее — ГК), либо путем разработки самостоятельного кодифицированного акта. Второй вариант представляется предпочтительным в связи с тем, что право интеллектуальной собственности объединяет нормы, имеющие разную отраслевую принадлежность, что наиболее актуально для законодательства о промышленной собственности, нормы которого в части выполняемых патентным органом процедур относятся к административному праву. Нормы предлагаемого Кодекса аккумулируют положения действующих норм ГК и законов, посвященных отдельным объектам интеллектуальной собственности. Анализ законодательства об интеллектуальной собственности Республики Беларусь позволяет сделать вывод о необходимости его дальнейшего развития и систематизации. Участие Республики Беларусь в международной системе охраны прав интеллектуальной собственности требует приведения национального законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации. В контексте готовящихся изменений и дополнений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации важно координировать законопроектную деятельность двух государств в целях обеспечения максимальной гармонизации правовых норм, обеспечивающих регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
——————————————————————