Влияние международной интеграции на национальное законодательство об интеллектуальной собственности

(Данилина И. В.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2013, N 1)

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

И. В. ДАНИЛИНА

Данилина Ирина Викторовна, советник финансового директора АНО «ТВ-Новости».

В статье рассмотрены некоторые аспекты изменения законодательства об интеллектуальной собственности в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). Названы международные конвенции, к которым Российская Федерация уже присоединилась.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность; международная интеграция; Всемирная торговая организация (ВТО).

Impact of international integration process on the intellectual property national legislation I. V. Danilina

Danilina Irina Viktorovna, advisor to financial director ANO «TV-Novosti» (Autonomous nonprofit organization «TV-Novosti»).

The article considers some perspectives of changing in the intellectual property legislation from the standpoint of the entry of the Russian Federation to World Trade Organization (WTO). The author mentions the International Conventions to which the Russian Federation has already acceded.

Key words: intellectual property; international integration; World Trade Organization (WTO).

Международная интеграция является одной из сторон процесса развития современного общества, касающейся всех сфер жизнедеятельности человека. Она проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров, укреплении взаимозависимости экономик различных стран и регулирующего их права. Специфическими средствами международной интеграции, изменяющимися по мере ее углубления, являются: сотрудничество посредством создания организаций для координации экономического развития; организуемые государствами зоны свободной торговли; общие рынки товаров и услуг; общие рынки капитала и рабочей силы; межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры и др. Примером процесса универсальной интеграции является создание в 1995 г. Всемирной торговой организации (далее — ВТО) <1>, которая заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) <2> в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. ——————————— <1> См.: http://www. wto. org/english/docs_e/legal_e/04-wto_e. htm (дата обращения — 27 ноября 2012 г.). <2> См.: http://www. wto. org/english/docs_e/legal_e/06-gatt_e. htm (дата обращения — 27 ноября 2012 г.).

22 августа 2012 г. Российская Федерация стала членом ВТО. Участие в ВТО дает государствам множество преимуществ, получение которых и является целью присоединения к ВТО: недискриминационные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг, доступ к международному механизму разрешения торговых споров, возможность реализации своих интересов путем участия в выработке новых правил международной торговли, равноценную защиту прав на интеллектуальную собственность и т. д. Теперь эти преимущества может использовать и Российская Федерация. 15 апреля 1994 г. было подписано Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (далее — ТРИПС) <3>, которое является приложением к Марракешскому соглашению, учредившему Всемирную торговую организацию. ТРИПС охватывает все области интеллектуальной собственности, устанавливает стандарты защиты прав и порядок правоприменения. Соглашение формулирует требование принятия странами-участницами различных административных форм охраны авторских прав. ——————————— <3> См.: http://www. uspto. govcom/doc/uruguay/finalact. html (дата обращения — 12 ноября 2012 г.).

В частности, предоставляется возможность для использования высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов, имеющихся в ВТО, применительно к интеллектуальной собственности. Например, если в одной стране совершено нарушение прав автора из другой страны, то последняя, проведя спорный вопрос через процедуры ВТО по разрешению конфликтов, может повысить пошлину на ввоз определенного товара из страны-нарушителя на свою территорию. Для Российской Федерации положения ТРИПС стали обязательными для соблюдения с момента вступления в ВТО. Поскольку Соглашение ТРИПС строится на подписанных ранее международных конвенциях в сфере прав на интеллектуальную собственность, оно сегодня является наиболее обширным соглашением в области прав на интеллектуальную собственность и представляет собой статутное закрепление процесса универсальной интеграции. Существует ряд документов, регулирующих право интеллектуальной собственности на международном уровне. Положения некоторых из них были отражены в Соглашении ТРИПС. В первую очередь, это Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений <4>. Бернская конвенция, подписанная 9 сентября 1886 г., стала первой многосторонней конвенцией в мире, регулирующей отношения такого рода. Ее текст неоднократно пересматривался (в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 гг.). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г. Она содержит общие принципы и основы охраны авторских прав. В ней говорится о международном режиме охраны для стран-участниц, содержатся правила копирайта. ——————————— <4> Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. N 9.

Еще раньше, в 1883 г., была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности (вступила в силу для СССР 1 июля 1965 г.) <5>. ——————————— <5> СПС «КонсультантПлюс». Ратифицирована с оговоркой в отношении п. 1 ст. 28 и с заявлением от 19 сентября 1968 г.

И Бернская, и Парижская конвенции закрепили принцип национального режима, т. е. обязанность государства-участника предоставлять иностранному автору тот же объем прав, который предоставляется национальному автору. «Привлекательность данного принципа состоит в том, что он позволяет добиться международной охраны прав, не отнимая у каждой отдельной страны свободу законотворческой и правоприменительной деятельности. Таким образом, с помощью принципа национального режима можно добиться международной охраны, не прибегая к гармонизации национальных законодательств» <6>. ——————————— <6> Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности. Авторское право. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. С. 28.

Ряд положений был закреплен без отсылки к внутреннему законодательству. Таким образом, каждое государство-участник для ее применения было обязано привести в соответствие свое законодательство. 6 сентября 1952 г. в Женеве принята Всемирная конвенция об авторском праве <7>. Это первое международное соглашение, охраняющее авторские права, к которому присоединился СССР (27 мая 1973 г.). В ст. I Всемирной конвенции был расширен перечень объектов охраны авторского права, в качестве которых теперь признаются литературные, научные и художественные произведения — письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, живописи, графики и скульптуры. Впоследствии Россия присоединилась к Всемирной конвенции 9 марта 1995 г. ——————————— <7> СП СССР. 1973. N 24. Ст. 139.

В 1961 г. в Риме заключена Конвенция по охране прав интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций <8>. Россия присоединилась к ней 26 февраля 2003 г. В 1971 г. в Женеве была заключена Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Конвенция вступила в силу для России с 13 марта 1995 г.) <9>. ——————————— <8> Бюллетень международных договоров. 2005. N 7. <9> Бюллетень международных договоров. 1999. N 8.

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписана в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г. <10>. ——————————— <10> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1991. Вып. XLV. С. 492.

Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее — ВОИС), была подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. и изменена 2 октября 1979 г. Вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г. Согласно п. viii ст. 2 Конвенции, учреждающей ВОИС, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио — и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях <11>. ——————————— <11> См.: http://www. wipo. int/treaties/ru/convention/trtdocs_wo029.html#article_2 (дата обращения — 12 ноября 2012 г.).

Статья 1225 Гражданского кодекса РФ учитывает положения п. viii ст. 2 Конвенции, учреждающей ВОИС. Но в отличие от ст. 1225 ГК РФ в Конвенции перечень объектов интеллектуальной собственности является открытым. Второе существенное отличие состоит в том, что интеллектуальной собственностью по Конвенции являются права, а не результаты интеллектуальной деятельности. В 1996 г. в Женеве под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) были разработаны и заключены два международных договора: Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Основные понятия были заимствованы из Бернской конвенции. С 5 февраля 2009 г. Россия участвует в двух вышеупомянутых Договорах ВОИС <12>. ——————————— <12> См.: http://www. rosvois. ru/index. php? id=5&tx;_ttnews[tt_news]=38&tx;_ttnews[backPid]=4&cHash;=2c9ab5197a (дата обращения — 11 ноября 2012 г.).

Соглашение ТРИПС предусматривает признание членами ВТО всех существующих стандартов охраны, вытекающих из Бернской и Парижской конвенций. В ТРИПС вошел ряд основополагающих пунктов, дополняющих положения Бернской конвенции. В соответствии с ними охрана авторских прав распространяется на компьютерные программы, удлиняется срок действия охраны и ограничивается осуществление международной торговли компьютерными программами и другими объектами интеллектуальной собственности со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав. Таким образом, ВТО выступает как инструмент международной интеграции, объединяя регулирующее законодательство стран-участниц. «Система ВТО представляет собой в правовой форме своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами» <13>. ——————————— <13> http://auditr. ru/articles/1470 (дата обращения — 28 ноября 2012 г.).

С момента вступления Российской Федерации в ВТО вступил в силу Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению, подписанный ранее (16 декабря 2011 г.) <14>. В нем обозначен целый ряд обязательных условий для Российской Федерации, исполнение которых делает возможным ее членство в ВТО. ——————————— <14> СЗ РФ. 2012. N 37. Ст. 4986.

В процессе проведения предварительных переговоров о вступлении России в ВТО был подписан еще один официальный документ: Доклад Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО от 16 — 17 ноября 2011 г. <15> (далее — Доклад). В ст. 1353 этого документа представитель Российской Федерации подтвердил, что Российская Федерация будет применять полностью положения Соглашения ВТО по ТРИПС с даты присоединения к ВТО, включая положения для принудительного применения права, без использования переходного периода. ——————————— <15> См.: http:// docsonline. wto. org/ imrd/ gen_searchResult. asp? RN= 0&searchtype;= browse&q1;= %28+%40meta%5FSymbol+WT%FCACC%FCRUS%FC%2A%29+&language;=1 (дата обращения — 28 ноября 2012 г.).

Остановимся на некоторых положениях, касающихся интеллектуальной собственности, наиболее, на наш взгляд, значимых. Некоторые члены Рабочей группы запросили разъяснения в отношении сферы применения и содержания термина «исключительное право», содержащегося в четвертой части Гражданского кодекса РФ. В частности, их интересовал вопрос: «Будет ли данный термин включать экономические права, такие, как право на вознаграждение, предусмотренное статьями 11 бис и 13 Бернской конвенции, статьей 12 Римской конвенции и статьей 15 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, которое отдельные члены Рабочей группы посчитали отличным от исключительного права» <16>. ——————————— <16> Пункт 1207 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (16 — 17 ноября 2011 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

Представитель Российской Федерации ответил, что право на вознаграждение в соответствии с российским законодательством считается частью исключительного права и входит в термин «исключительные права». Пункт 10.1 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» <17> гласит следующее: «По смыслу положений пункта 5 статьи 1229 ГК РФ право на вознаграждение входит в состав исключительного права». При этом п. 3 ст. 1255 ГК РФ прямо предусматривает наличие у автора права на вознаграждение за использование служебного произведения. ——————————— <17> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 6.

Некоторые из членов Рабочей группы проявили озабоченность относительно деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе без заключения соглашения с владельцем прав или его (ее) уполномоченным лицом <18>. Действительно, согласно п. 3 ст. 1242 ГК РФ возможно осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у организации такие договоры не заключены. ——————————— <18> См.: пункт 1213 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (16 — 17 ноября 2011 г.).

Представителем Российской Федерации было заявлено, что Российская Федерация пересмотрит свою систему коллективного управления правами, чтобы отменить недоговорное управление правами в течение пяти лет после вступления в силу части четвертой ГК РФ <19>. Напомним, что пятилетний срок истекает в январе 2013 г., при этом проект изменений в ГК РФ не предусматривает внесения изменений в статьи, касающиеся статуса организаций по коллективному управлению правами. ——————————— <19> См.: пункт 1218 Доклада.

Также Российская Федерация приняла на себя обязательство, касающееся осуществления надлежащего контроля деятельности организаций по коллективному управлению правами и привлечения их к ответственности, чтобы гарантировать правообладателям получение вознаграждения, которое им причитается <20>. ——————————— <20> См.: пункт 1216 Доклада.

Несколько пунктов Доклада содержат общие обязательства Российской Федерации по принятию необходимых мер в отношении того, чтобы процедуры гражданского судопроизводства против нарушителей прав интеллектуальной собственности предусматривали эффективный метод защиты правообладателей <21>. Также приняты обязательства по осуществлению оперативных мер против действий, нарушающих права интеллектуальной собственности, посредством быстрого воздействия, в том числе на основании жалоб, заявленных правообладателями или иными лицами. Российская Федерация обязалась проводить «эффективное и усовершенствованное применение законодательства относительно нарушения прав интеллектуальной собственности, включая наложение штрафов, что учитывает высокую степень общественного вреда от такого правонарушения, конкретные обстоятельства преступления и цель предотвращения будущих преступлений» <22>. ——————————— <21> См.: пункт 1303 Доклада. <22> Пункт 1312 Доклада.

В отношении пиратства в Интернете были отмечены значительные усилия Правительства РФ, направленные на закрытие серверов, расположенных на территории России, и веб-сайтов, которые осуществляют незаконное распространение контента, охраняемого авторскими или смежными правами. В первом квартале 2007 г. был осуществлен ряд крупномасштабных операций по раскрытию и пресечению функционирования ресурсов Интернета, которые занимаются распространением нелицензионного программного обеспечения и контрафактных аудиовизуальных работ и фонограмм. Деятельность 72 ресурсов (сайтов), которые действовали на территории Российской Федерации, была пресечена. В первые шесть месяцев 2007 г. соответствующие органы приостановили функционирование 90 интернет-сайтов, занимающихся незаконным распространением объектов авторских и смежных прав с серверов, расположенных на территории Российской Федерации, и было возбуждено 38 уголовных дел по ст. 146 Уголовного кодекса РФ в отношении лиц, занимающихся администрированием этих сайтов. Российская Федерация подтвердила свои обязательства по принятию мер против деятельности веб-сайтов с серверов, расположенных в Российской Федерации, которые осуществляют незаконное распространение содержимого, охраняемого авторскими или смежными правами, такого, как фонограммы (звукозаписи), и по выявлению и преследованию в судебном порядке компаний, которые незаконно распространяют объекты авторских или смежных прав по Интернету <23>. ——————————— <23> См.: пункт 1339.

В заключение следует отметить, что Российская Федерация пыталась вступить в ВТО в течение достаточно длительного срока, поэтому современное российское законодательство об интеллектуальной собственности уже в основном приведено в соответствие с Соглашением ТРИПС. Российская Федерация присоединилась к большинству международных конвенций, поэтому существенных изменений, за исключением некоторых корректировок, в отношении законодательства об интеллектуальной собственности произойти не должно.

Библиографический список

1. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности. Авторское право. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004.

——————————————————————