Реализация права на труд и социальное обеспечение лиц старшего возраста в условиях вступления России в ВТО
(Истомина Е. А.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2013, N 3)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ТРУД И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО <*>
Е. А. ИСТОМИНА
——————————— <*> Istomina E. A. The realization of the right to work and social security of the elderly during Russia’s accession to the WTO.
Истомина Елена Александровна, доцент кафедры социального права Уральского института — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), кандидат юридических наук.
В статье рассматриваются некоторые аспекты трудовой деятельности и социального обеспечения лиц старших возрастных групп в контексте вступления России в ВТО. Анализируются предложения по реформированию пенсионного законодательства, направленные на обеспечение более позднего выхода граждан на пенсию по старости.
Ключевые слова: ВТО, социальное обеспечение, труд в пожилом возрасте, безработица, пенсия.
This article deals with some aspects of employment and social security of old age people in the context of Russia’s accession to the WTO. It contents analysis of proposals for the reform of the pension legislation aimed at ensuring the later retirement.
Key words: WTO, social security, labor in old age, unemployment, pension.
Вступление России во Всемирную торговую организацию, плюсы и минусы этого шага, его преимущества и недостатки — вопрос, который занимает умы даже после того, как наша страна стала ее 156-м членом. При этом одни эксперты заключают, что присоединение России к ВТО «не принесет каких-либо фатальных негативных последствий для отечественной экономики» <1>. «Главная цель ВТО, вопреки распространенному мнению, заключается не в либерализации международной торговли (правила ВТО разрешают применение торговых ограничений в определенных случаях), а в обеспечении справедливой конкуренции на мировом рынке, в чем заинтересованы предприниматели всех стран. Достижение этой цели осуществляется посредством принятия членами ВТО единых правил цивилизованного и экономически обоснованного взаимной выгодой поведения на мировом рынке» <2>. Другие крайне негативно отзываются о таком развитии событий, указывая на сложности для экономики нашей страны в первоначальном периоде вступления в ВТО. При массовом внедрении на наш рынок международных корпораций с более высоким качеством товаров и низким уровнем издержек российские предприятия могут потерять существенную долю внутреннего рынка. «Низкий уровень производительности труда и низкое качество продукции делают крайне уязвимыми машиностроение, авиационную и автомобильную промышленность, легкую промышленность, сельское хозяйство», — говорят эксперты Международной организации труда (МОТ). Возможны спад производства и сокращение рабочих мест в этих отраслях <3>. ——————————— <1> Алехина О. Ф. К вопросу о вступлении России в ВТО: возможности и угрозы // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2012. N 2(12). С. 10. <2> Шугуров М. В. Всемирная Торговая Организация: на пути к институту глобального развития // Право ВТО. 2012. N 2. С. 2. <3> Авилова В. В., Галлямова Д. Х. Проблемы и перспективы вступления РФ в ВТО // Вестник Казанского технологического университета. 2012. N 4. С. 177.
Влияние данного процесса на экономику уже изучено достаточно подробно. В гораздо меньшей степени рассмотрен вопрос влияния вступления России в ВТО на трудовые отношения, и, к сожалению, практически не затрагивается вопрос о воздействии этого процесса на социальное обеспечение. Это объяснимо, ведь Всемирная торговая организация — основной субъект, устанавливающий «правила игры» в мировой торговле. Реализуя задачу совершенствования межгосударственных экономических отношений, ВТО уже сформировала самостоятельную отрасль права — право ВТО, позволяющее регулировать более 90% всей мировой торговли. Благодаря праву ВТО происходит не только универсализация международного торгового права, но также его унификация и гармонизация (в широком смысле) с системой национального законодательства государств — участников ВТО <4>. Поэтому можно говорить о том, что деятельность ВТО напрямую не затрагивает социальную политику государства, не влияет и не может влиять на уровень социального обеспечения. ——————————— <4> Самородова-Богацская Л. В. ВТО — конструктивный подход. Экономико-правовой анализ российской перспективы // Право ВТО. 2012. N 4. С. 3.
Однако состояние системы социального обеспечения, в значительной степени — ее развитие, обусловлено экономическими процессами, происходящими в государстве. Перераспределение средств на цели социального обеспечения возможно только при наличии у государства этих средств, возможности предоставить их в виде пенсий, пособий, компенсаций, др. Поэтому исследование вопроса о социальном обеспечении нетрудоспособных, лиц с детьми, инвалидов, пожилых людей в контексте вступления России в ВТО представляется необходимым. Социальный мир, стабильность в обществе во многом зависят от понимания гражданами необходимости действий, осуществляемых государством, обдуманности такого шага, как присоединение к ВТО. Важно также, чтобы независимо от развития ситуации законодательно было гарантировано, что лица, оказавшиеся в ситуации социального риска, будут защищены надлежащим образом. Поэтому право социального обеспечения не может остаться в стороне от этого процесса. Но развитие норм права о социальных предоставлениях должно быть обусловлено не только и не столько экономическими реалиями, сколько вопросами защищенности граждан. Зависимость социального обеспечения от состояния экономики и ее развития можно продемонстрировать на примере одного из основных социальных рисков — социального риска старости. Реформирование пенсионной системы, в первую очередь — трудовых пенсий по старости, обсуждается в обществе достаточно активно. На сайте Министерства труда и социальной защиты РФ недавно был представлен калькулятор будущей пенсии по старости <5>, который, в контексте Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, учитывает длительность трудовой деятельности и возраст выхода на пенсию по принципу чем позднее, тем лучше. Предполагается установление повышающего коэффициента для лиц, отсрочивших момент начала получения пенсии по старости. Аналогичным образом решен вопрос о страховом стаже — чем длительнее страховой стаж лица, тем выше соответствующий показатель. ——————————— <5> Пенсионный калькулятор. URL: http://calculator. rosmintrud. ru/ (дата обращения: 28.06.2013).
Закрепление названных правил в действующем законодательстве, как представляется, может иметь двоякое значение. С одной стороны, увеличение продолжительности трудовой деятельности будет способствовать тому, что больше рабочих мест будет занято, причем лицами, имеющими длительный стаж работы, что предполагает большой опыт и (зачастую) более высокую квалификацию. Любой работодатель, осуществляющий свою деятельность в условиях максимально свободной конкуренции, при наличии таких работников сможет делать это более эффективно, получать большую прибыль либо более качественно оказывать услуги. С другой стороны, нельзя не учитывать социальный риск безработицы, который актуализируется для тех работников, чьи работодатели не смогут выжить в условиях ВТО. Как уже было отмечено, прогнозируется сложная ситуация для сельского хозяйства, легкой промышленности, машиностроения и др. Реализация данного социального риска означает потерю заработка для лица, которое является трудоспособным, согласно действующим нормам права желает найти подходящую работу и готово приступить к ней и с этой целью обращается в службу занятости населения. Однако зачастую вакансии, содержащиеся в государственном банке вакансий, представленном на информационном портале Федеральной службы по труду и занятости, не удовлетворяют требованиям граждан, так как являются низкооплачиваемыми, не всегда — квалифицированными <6>. Очевидно, что лицо, достигшее определенного возраста и статуса, не пожелает занять подобное рабочее место, и заставить его сделать это нельзя. Кроме того, необходимо учитывать, что при существующей возможности выбора между обратившимися лицами, жесткой конкуренции на рынке труда работодатель самостоятельно выбирает потенциального работника и заполняет имеющуюся у него вакансию. При малейшей возможности такого выбора он предпочтет более молодого работника. В 90-е годы прошлого века социально-демографическая группа работников старшего возраста даже получила название «социально невидимой», «неинтересной» для работодателей, несмотря на наличие опыта, знаний, зачастую — неплохого здоровья, отсутствие необходимости сочетать работу с семейными обязанностями, в частности уходом за маленькими детьми. Уже достаточно давно «многие люди зрелого возраста вдруг ощутили свою ущербность в мире труда, столкнулись с предубеждениями и предрассудками…» <7>. Что касается основной социальной выплаты — пособия по безработице, — его размер, который не изменяется уже шесть лет подряд, не может служить эффективной защитой лица от наступившего социального риска. ——————————— <6> Работа в России. URL: http://www. trudvsem. ru/ (дата обращения: 26.06.2013) <7> Гафаров З. С. Основной закон для всех, кто работает // Чиновникъ. 2002. N 1. С. 15.
Не случайно одной из немногочисленных мер, направленных на социальную защиту этой группы лиц от безработицы, выступает продление выплаты пособия по безработице, а в отдельных случаях — досрочное назначение трудовой пенсии по старости <8>. Закрепление таких правил означает признание факта, что пожилой человек сталкивается с трудностями в трудоустройстве, поэтому ему необходимо предоставлять социальные выплаты. Ни квот, ни резервирования рабочих мест для таких лиц не предусмотрено. ——————————— <8> Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 18. Ст. 565 (с изм. и доп.).
Возвращаясь к вопросу продолжения трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста, стоит отметить следующее. Даже если пожилой человек работает, это не всегда связано с его стремлением это делать. М. Л. Захаров справедливо отмечает, что многие пенсионеры работают не в силу своего желания, а в силу экономической необходимости, обусловленной низкими размерами пенсий. «Надо учитывать профессиональную усталость человека, возникающую в результате многолетнего труда, естественное желание отдохнуть, заняться любимым делом, домашними заботами, воспитанием внуков и т. д.» <9>. ——————————— <9> Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / Отв. ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. М.: Проспект, 2013. С. 211.
Медициной уже доказана теория ослабевающих функций организма, возникновение которых отмечается в 45 лет, причем физические характеристики 70 — 80-летнего человека составляют не более 40% от аналогичных характеристик 30-летнего человека. Исследования показывают, что в целях сохранения активного образа жизни предпочтительными для лиц пожилого возраста являются такие виды деятельности, как воспитание детей, внуков, а также работа в саду, и гораздо менее привлекательным — продолжение трудовой деятельности <10>. Согласно критериям ВОЗ и МОТ, лица старше 60 лет считаются пожилыми. ——————————— <10> Чернышкова Е. В. Проблематизация активной старости в медико-социальном дискурсе // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Т. 6. N 2. С. 481 — 482.
Кроме того, немаловажное значение имеет характер профессиональной деятельности человека. Значительный период жизни каждого проходит «в труде», именно характер трудовой деятельности может как способствовать сохранению здоровья, развитию социального и духовного благополучия, так и обусловливать развитие профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, социальную неудовлетворенность и дезадаптацию. Конкретные особенности взаимодействия системы «человек — труд» при этом складываются из возможностей соответствия индивидуальных особенностей работника (биологические, психологические, социальные и др.) и элементов трудовой деятельности (содержание, организация, гигиенические и эргономические условия труда, возможности удовлетворения материальных потребностей, личного и профессионального роста) <11>. ——————————— <11> Максимов С. А., Иванова О. А., Максимова Е. В. Влияние биологических и социальных факторов на работоспособность работников умственного труда // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2012. N 5(87). Ч. 2. С. 86.
Очевидно, что физический труд раньше приводит к изнашиванию организма. Если обратиться к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ», можно констатировать, что большинство случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости связано именно с тяжелым физическим трудом, осуществляемым во вредных, опасных, тяжелых и иных особых условиях труда <12>. Безусловно, умственный труд также требует больших (а иногда и ) усилий со стороны человека, однако он позволяет работать дольше. Умственный труд зачастую более разнообразен, связан с получением и обработкой новой информации, что способствует сохранению активности лица и в более позднем возрасте, чем общеустановленный пенсионный. ——————————— <12> Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920; 2012. N 50 (ч. 5). Ст. 6966.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что необходимость продолжения трудовой деятельности лицами пожилого возраста, особенно в контексте вступления нашей страны в ВТО, ставит перед законодателем вопросы гарантий занятости таких лиц. Обеспечить такие гарантии достаточно сложно, в связи с чем актуальным становится социальное законодательство. Поэтому его реформирование должно носить более взвешенный и осторожный характер. В рамках пенсионной системы — установление стимула более позднего выхода гражданина на пенсию по старости не должно лишать его базовой гарантии — получения пенсии в достойном размере при выходе на пенсию сразу по достижении пенсионного возраста, если он выберет либо будет вынужден выбрать такой вариант. Поэтому можно констатировать существование достаточно тесной, хотя и не прямой связи между процессом вступления нашей страны в ВТО и социальным обеспечением граждан. Говорить о том, что насущные вопросы социального обеспечения окажут влияние на деятельность ВТО, в обозримой перспективе нельзя, поскольку в функции названной организации социальная защита и социальное обеспечение не входят. Это — задача государства.
——————————————————————