О жилищном обеспечении сотрудников уголовно-исполнительной системы
(Каляшин А. В.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2014, N 1)
О ЖИЛИЩНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
А. В. КАЛЯШИН
Каляшин Андрей Владимирович, старший преподаватель кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы.
В статье исследованы проблемные вопросы и правовое регулирование обеспечения жильем сотрудников уголовно-исполнительной системы. Проведен анализ закрепленных в правовых актах вариантов по улучшению их жилищных условий, а также итоги работы Федеральной службы исполнения наказаний по данному направлению деятельности.
Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы, жилищный учет, жилые помещения, государственный жилищный сертификат, специализированный жилищный фонд, выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений.
On the housing guarantee of the colleagues criminal-executive system A. V. Kalyashin
Kalyashin Andrey Vladimirovich, senior instructor of the department administration and administrative-legal disciplines Vladimir Law Institute of the Federal Service for Execution of Sentences, candidate of Law, Lieutenant Colonel of the internal service.
In the article are investigated problematic questions of the legal regulation of the guarantee with housing of the colleagues of criminal-executive system. It is carried out the analysis of those variants fixed in the legal reports to an improvement in their housing conditions, and also the sums of the work of the Federal Penitentiary Service on this direction of activity.
Key words: the colleague of criminal-executive system, housing calculation, living quarters, state housing the certificate, specialized is available housing the payment of compensation for the hire (subletting) of living quarters.
Обеспечение жилыми помещениями сотрудников, пенсионеров уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) и членов их семей является на протяжении длительного периода времени одной из актуальных социальных проблем в Российской Федерации (далее — РФ). В настоящее время во ФСИН России остро стоит вопрос обеспечения жилыми помещениями: — вновь принимаемых на службу молодых сотрудников, в т. ч. выпускников образовательных учреждений УИС, которые не имеют жилья для постоянного проживания и не состоят на жилищном учете; — сотрудников УИС, переводимых по службе в другой территориальный орган и не обеспеченных жилыми помещениями для постоянного проживания по новому месту службы. Кроме этого, по состоянию на 1 января 2013 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах УИС состояли 15,9 тыс. семей работников и пенсионеров УИС (на 1 января 2012 г. — 17,7 тыс. семей), в т. ч. не имеющих жилья для постоянного проживания 6,6 тыс. семей работников и пенсионеров УИС (на 1 января 2012 г. — 7,4 тыс. семей) <1>. ——————————— <1> Об итогах работы по улучшению жилищных условий работников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы в 2012 г.: письмо ФСИН России от 18 апреля 2013 г. N 05-11781.
В 2003 г. представительный орган государственной власти обращался к руководству страны, указывая на то, что отсутствие жилья, в т. ч. у сотрудников УИС, а также ясных перспектив решения жилищной проблемы оказывает существенное дестабилизирующее воздействие на их морально-психологическое состояние, способность сосредоточиться на выполнении своих служебных обязанностей, отношения в семьях <2>. ——————————— <2> Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации В. В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации М. М. Касьянову по вопросам реализации Президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» и выделения в 2004 году финансовых средств на решение задачи обеспечения жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей: Постановление ГД ФС РФ от 21 июня 2003 г. N 4279-III ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 26. Ст. 2642.
Некоторые исследователи прямо указывают влияние недостатков в вопросах обустройства достойной жизни сотрудников УИС на состояние дел в системе, качество выполнения личным составом стоящих перед ним задач <3>. ——————————— <3> Кольев А. А., Рассадина М. Н. Проблема обеспечения жильем сотрудников УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 3.
Нормативное закрепление прав сотрудников УИС на обеспечение жилыми помещениями условно можно поделить на две даты — до 31 декабря 2012 г. и после 1 января 2013 г. Рассмотрим право сотрудников УИС на получение жилых помещений до 31 декабря 2012 г. Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (в ред. от 07.06.2013) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» <4> сохранила за гражданами, принятыми на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15; 2013. N 23. Ст. 2866.
Указанные положения в конституционно-правовом истолковании не предполагают возможности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет <5>. ——————————— <5> По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1549-О-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2010. N 2.
В связи со сказанным за работниками, пенсионерами УИС и членами их семей, принятыми на жилищный учет до 1 марта 2005 г., сохранено право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. До 31 декабря 2012 г. существовало три нормативных варианта решения жилищной проблемы сотрудниками УИС. В соответствии с: 1) Федеральной целевой программой «Жилище» <6> на 2011 — 2015 гг. получить государственный жилищный сертификат; ——————————— <6> О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 — 2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 5. Ст. 739; 2013. N 20. Ст. 2485.
2) Инструкцией о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство получить безвозмездную финансовую помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство <7>. ——————————— <7> Об утверждении Инструкции о порядке оказания сотрудникам УИС безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство: Приказ Минюста России от 5 сентября 2006 г. N 281 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 38.
Указанные варианты решения жилищной проблемы работников и пенсионеров УИС позволили в 2012 г. около 1,3 тыс. семей улучшить свои жилищные условия посредством получения государственных жилищных сертификатов — 1034 семьям; посредством получения безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство — 84 семьям сотрудников УИС. Сказанное позволяет сделать вывод, что ФСИН России на протяжении более 8 лет решала жилищные проблемы в основном только тех сотрудников и пенсионеров УИС, которые встали на жилищный учет в учреждениях и органах УИС до 1 марта 2005 г. Одним из вариантов решения вопроса обеспечения жильем сотрудников, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания в населенном пункте по месту службы, являлось предоставление сотрудникам УИС в соответствии со ст. 93 и 94 ЖК РФ <8> жилых помещений специализированного жилищного фонда (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях) при условии наличия таковых на балансе соответствующего учреждения или органа УИС. Реализация указанного варианта возможна путем реализации полномочий ФСИН России по осуществлению функции государственного заказчика по жилищному строительству <9>. ——————————— <8> Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ: в ред. от 2 июля 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14; 2013. N 27. Ст. 3477. <9> Положение о Федеральной службе исполнения наказаний: Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314: в ред. от 29.06.2013 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний». Подп. 7, п. 7, раздел II «Полномочия» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 42. Ст. 4109; 2013. N 26. Ст. 3314.
По состоянию на 1 января 2013 г. на балансе учреждений и органов УИС состояли 3963 объекта специализированного жилищного фонда, в т. ч. 1217 служебных жилых помещений и 2746 помещений в общежитиях. В то же время на 1 января 2012 г. на балансе учреждений и органов УИС состояли 4362 объекта специализированного жилищного фонда, в т. ч. 1146 служебных жилых помещений и 3643 помещения в общежитиях. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 852 (в ред. от 17.12.2010) «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации» <10> сотрудникам УИС, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, предусмотрена ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений. ——————————— <10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5516; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7104.
В 2012 г. 3,3 тыс. семей сотрудников УИС, не имевших жилых помещений для постоянного проживания, в т. ч. переводимых по службе в другой территориальный орган, выплачивалась ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений. Объемы финансирования на выплату сотрудникам УИС компенсации за наем составили 287,7 млн. руб. Вторая дата — 01.10.2013 — связана: — с утверждением в 2010 г. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, в которой в рамках обеспечения высокого социального статуса и престижа труда работника УИС было закреплено положение законодательного определения системы социальных гарантий, в т. ч. выделения жилья работникам ФСИН России и членам их семей <11>. В плане мероприятий по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года <12> в III квартале 2011 г. была запланирована подготовка проекта Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудников уголовно-исполнительной системы»; ——————————— <11> О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р: в ред. от 31.05.2012. Раздел 7 «Кадровое обеспечение и социальный статус работников уголовно-исполнительной системы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544; 2012. N 24. Ст. 3213. <12> О плане мероприятий по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Приказ Минюста РФ от 26 мая 2011 г. N 167 (в ред. от 06.05.2013) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. N 8.
— со вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <13>. ——————————— <13> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7608; 2013. N 27. Ст. 3477.
В ч. 1 ст. 4 Закона закреплено право сотрудника УИС, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в т. ч. в учреждениях и органах. В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 4 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации (начало действия — 08.05.2013) <14>: ——————————— <14> О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 18. Ст. 2269.
1) утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах УИС, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ; 2) ФСИН России постановлено утвердить в 3-месячный срок: — порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; — порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с указанного учета (в т. ч. о лицах, сведения о которых в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну). По нашему мнению, принятие и вступление в законную силу рассматриваемых правовых актов укрепят правовую основу обеспечения жильем сотрудников УИС, в соответствии с их социальным статусом и сложностью выполняемых задач, а также устранят имеющиеся пробелы правового регулирования, возникшие в связи с изменением жилищного законодательства РФ.
Литература
I. Правовые акты и официальные документы
1. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ: в ред. от 7 июня 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15; 2013. N 23. Ст. 2866. 2. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ: в ред. от 2 июля 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14; 2013. N 27. Ст. 3477. 3. О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ: в ред. от 2 июля 2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7608; 2013. N 27. Ст. 3477. 4. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний: Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314: в ред. от 29 июня 2013 г. «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний». Подп. 7, п. 7, раздел II «Полномочия» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 42. Ст. 4109; 2013. N 26. Ст. 3314. 5. О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 852: в ред. от 17 декабря 2010 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5516; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7104. 6. О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 — 2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 5. Ст. 739; 2013. N 20. Ст. 2485. 7. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 1772-р: в ред. от 31 мая 2012 г. Раздел 7 «Кадровое обеспечение и социальный статус работников уголовно-исполнительной системы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544; 2012. N 24. Ст. 3213. 8. О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 18. Ст. 2269. 9. Об утверждении Инструкции о порядке оказания сотрудникам УИС безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство: Приказ Минюста России от 5 сентября 2006 г. N 281 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 38. 10. О плане мероприятий по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Приказ Минюста РФ от 26 мая 2011 г. N 167: в ред. от 6 мая 2013 г. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. N 8. 11. По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1549-О-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2010. N 2. 12. Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации В. В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации М. М. Касьянову по вопросам реализации Президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» и выделения в 2004 году финансовых средств на решение задачи обеспечения жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»: Постановление ГД ФС РФ от 21 июня 2003 г. N 4279-III ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 26. Ст. 2642. 13. Об итогах работы по улучшению жилищных условий работников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы в 2012 году: письмо ФСИН России от 18 апреля 2013 г. N 05-11781.
II. Периодические издания
14. Кольев А. А., Рассадина М. Н. Проблема обеспечения жильем сотрудников УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 3.
——————————————————————