Естественные права авторов
(Цветков Д.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 46)
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРОВ
Д. ЦВЕТКОВ
Дмитрий Цветков, студент, Российская академия правосудия, г. Москва.
В соответствии со ст. 1226 ГК РФ права на результаты интеллектуальной деятельности подразделяются на имущественные, неимущественные и иные. Деление прав субъектов на имущественные и неимущественные (моральные) не только не ограничивается одним лишь нормативным аспектом, но и является следствием развития естественно-правовой теории и взаимодействия романо-германской и англосаксонской правовых семей.
Континентальное и общее
Как известно, естественное право (jus naturale) зарождается еще в античные времена. Цицерон считал jus naturale основой права, которая одновременно есть высший разум, справедливость и служит связующей нитью между людьми и богами <1>. В этом смысле право понималось исключительно в тесной связи с моралью. Именно римское право, равно как и его рецепция в Средние века, оказало решающее влияние на романо-германское (континентальное) право. ——————————— <1> Утченко С. Л. Цицерон и его время. М.: Мысль, 1972.
В Новое время политическое и экономическое развитие Запада обусловливает полноценное развитие как интеллектуальной собственности, так и jus naturale. Видный идеолог естественно-правовой теории Дж. Локк считал интеллектуальную собственность естественным правом, а не позитивным. Характерно, что из естественно-правовой теории исходит тезис о том, что правомочия автора результата интеллектуальной деятельности есть его природное право, существование которого не обусловлено государством. Франция в XVIII веке предопределяет интенсивное развитие континентального права интеллектуальной собственности. В. Лебедь отмечает, что общественное мнение того времени исходило из постулата: из всех видов собственности интеллектуальная собственность автора на его произведение является наиболее справедливой и священной <2>. ——————————— <2> Лебедь В. В. Творческие произведения как объекты французского авторского права // Право. 2010. N 2.
Англосаксонское (общее) право исходило из несколько иной предпосылки, уделяя большее внимание имущественным правам и интересам издателей и правообладателей. В отличие от континентального права в Англии и США не проводилось формального закрепления jus naturale, вместо этого на ограниченный срок власть предоставляла исключительное право. То есть данный подход целиком базировался на предшествующей системе привилегий, а правообладатели законодательно не дифференцировались. Вследствие этого романо-германская концепция прав, смежных с авторскими, не была для общего права актуальной. Стоит обратить внимание на терминологию. Россию большинство исследователей относит к романо-германской правовой семье. Для определения прав на конкретное произведение применяется термин «авторское право», аналогичный французскому le droit d’auteur. А в странах общего права применяется термин copyright — «право на изготовление копий». Соответственно приоритет охраны континентального права — сам автор, а права общего — непосредственно произведение.
Мораль и авторское право
Глобализация повлияла на правовое регулирование интеллектуальной собственности в XIX веке, когда были приняты Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года. В результате ратификации данных конвенций большинством государств, в том числе и Россией, а также имплементации их норм континентальное право и общее право интеллектуальной собственности сближаются и имеют все больше общих черт. Общее право воспринимает французские droit moral (личные неимущественные права) как moral rights (моральные права) на результаты интеллектуальной деятельности. Континентальное право уделяет не меньшее внимание исключительным правам. Интеллектуальная собственность продолжает развиваться, и при всех новых веяниях моральный компонент сильно влияет на авторское право и промышленную собственность. О тесной связи данного права с моралью свидетельствует в том числе и название первого закона об авторских правах — английского Акта о поощрении учености путем наделения авторов и покупателей правами на копирование печатных книг на нижеуказанный период времени 1709 года (Статута Анны). Первоначальной целью Статута Анны было именно развитие науки и литературы. Часть 1 ст. 44 Конституции РФ играет немаловажную роль в контексте взаимосвязи морали и авторского права. Она гласит: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Следовательно, развитие культуры и духовной жизни общества невозможно без охраны прав авторов, а право на доступ к культурным ценностям не может ущемлять интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что jus naturale является философско-социальной основой интеллектуальной собственности и своеобразным вектором дальнейшего ее развития. Квинтэссенция естественно-правового характера интеллектуальной собственности точно отражена в Законе штата Массачусетс от 17.03.1789: «Нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда».
——————————————————————