Основные направления реализации социальной функции гражданского права

(Соловьев В. Н.) («Гражданское право», 2012, N 2)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА <*>

В. Н. СОЛОВЬЕВ

——————————— <*> Solov’ev V. N. Fundamental direction of realization of social function of civil law.

Соловьев Владимир Николаевич, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

В статье анализируется назначение социальной функции гражданского права, обусловленной общественными интересами. По мнению автора, социальная функция гражданского права проявляется практически во всех отношениях, составляющих предмет гражданского права.

Ключевые слова: право собственности, частная собственность, обязательства, функции гражданского права, социальная функция.

The article analyses purpose of social function of civil law conditioned by public interests. The author believes that social function of civil law is manifested practically in all relations being a subject-matter of civil law.

Key words: ownership right, private ownership, obligations, functions of civil law, social function.

Отдельные ученые утверждают, что содержащиеся в Конституции РФ социальные цели достигаются исключительно государственными социальными средствами (а непосредственно — через отрасль права социального обеспечения). Иные средства, в том числе гражданско-правовые, атрибутом социального государства не являются <1>. ——————————— <1> См.: Воробьева Н. Ю. Государство как субъект социальной политики (Историко — и теоретико-правовой аспекты): Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 98; Андреев П. П. Соотношение понятий: социальное государство, социальная защита, социальные риски, социальное обеспечение. Владимир, 2005. С. 52.

Известно, что в системе российского права гражданское право является фундаментальной отраслью. Оно имеет свою внутреннюю системность благодаря такому базовому элементу в имущественных отношениях, как собственность. В этой связи подчеркнем, что в гражданско-правовой науке возрос интерес к исследованию социальной функции гражданского права, что связано с повышением роли государства в социальной сфере. В Конституции РФ в качестве одного из основополагающих принципов деятельности государства закреплено создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предоставление ему ряда гарантий. Реализация социальных функций государства невозможна без правоотношений собственности, за счет которых обеспечивается развитие социальных институтов. В связи с чем однозначным является вывод, что социальная функция изначально присуща и гражданскому праву <2>. ——————————— <2> См.: Рыбаков В. А. О функциях гражданско-правового регулирования // Гражданское право. 2009. N 1. С. 12.

Социальное назначение гражданского права точно подметил Ф. Энгельс, считая, что его роль, в сущности, «сводится к тому, что… санкционирует существующие при данных обстоятельствах нормальные, экономические отношения между отдельными людьми» <3>. ——————————— <3> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 509 — 510.

Во-первых, в предмет правового регулирования отрасли гражданского права включается также признание, осуществление и защита потребностей, прав и интересов в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений всех участников гражданских правоотношений <4>. Во-вторых, специфика социального назначения гражданского права обусловлена задачами, стоящими перед государством, и, следовательно, функциями государства. ——————————— <4> См.: Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. М., 2003. С. 43; Калмыков Ю. Х. О значении общих положений гражданского законодательства // Избранное: Труды. Статьи. Выступление. М., 1998. С. 261 — 273.

Традиционно гражданско-правовое регулирование распространяется на две группы имущественных общественных отношений: статики и динамики. Проецируя данный подход к правовому регулированию имущественных отношений, возникающих в социальной сфере, мы приходим к выводу, что для изучения социальной функции гражданского права в узком смысле необходимо исследовать отношения по принадлежности материальных благ, а также по их переходу. Исходя из традиционной классификации имущественных отношений в цивилистике, следует рассмотреть особенности гражданско-правового регулирования отношений статики и динамики. Отношения по принадлежности материальных благ в указанной сфере характеризуются изложенными ниже особенностями. Учитывая необходимые направления реализации социальной функции, гражданско-правовое регулирование отношений должно обеспечивать гарантии интересов собственника, создание резервов социальных выплат и эффективное использование публичной собственности. Итак, для эффективного достижения социальных целей, по нашему мнению, немаловажным является обеспечение прав частного собственника. Следует согласиться, что обладание гражданином собственностью является условием и дополнительной гарантией, так или иначе приближающей его к «достойной жизни» и обеспечивающей его «свободное развитие» <5>. В соответствии с положениями п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а значит, извлечение дохода; соответственно собственность — это возможность без вмешательства (и помощи) государства решать свои жизненные проблемы, «подниматься по социальной лестнице». ——————————— <5> Алейников Б. Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008 N 1. С. 7; Солгалова Г. С. Правовое регулирование государственной собственности // Административное и муниципальное право. 2011. N 3. С. 81 — 84.

Следует отметить, что интерес в таком собственнике возникает и у государства, поскольку у последнего отпадает необходимость затрачивать силы и механизмы на создание условий, обеспечивающих гражданам достойную жизнь, что влечет снижение финансовой нагрузки на бюджет. Таким образом, задача государства — создать гарантии права собственности, что позволит социально активным слоям населения обеспечивать свои потребности самостоятельно, без обращения к средствам бюджета. На наш взгляд, ссылка на такие гарантии в настоящее время существует в гл. 13 — 18, 20 раздела II «Право собственности и другие вещные права» ГК РФ. Также одним из важнейших направлений гражданско-правового регулирования в социальной сфере на протяжении последних десятилетий является положение о социальной функции частной собственности. Данная правовая тенденция не стала исключением и была поддержана законодателями Европы. Фактически она проявилась в том, что в гражданском законодательстве России и европейских государств укоренились такие институты, как национализация частной собственности; принудительное заключение договора и установление цены договора государственными и иными уполномоченными органами (тарифное регулирование) и многие другие ограничения прав собственника. В государствах англосаксонской системы права активное применение получила концепция функциональной собственности, которая также исходит из возможности ограничения права частной собственности в публичных интересах. Б. Д. Клюкин указывает, что в государствах англосаксонской и романо-германской систем права в последние десятилетия прослеживается тенденция по дифференциации права собственности на личную и экономическую (производственную) собственность. При этом последняя приближается по своему содержанию к понятиям народной, или государственной, собственности в бывших социалистических странах. При таком делении собственник в первом случае не ограничен в правомочиях по распоряжению личной собственностью, а во втором — правомочия собственника могут быть существенно ограничены в случае, если собственность несет на себе большую социальную и общественную нагрузку <6>. Эту позицию разделяет Д. Каллегари, который вполне обоснованно считает, что «право собственности… есть институт, который служит не только индивидуальным интересам, но также общим интересам коллектива, имеет социальную функцию, поэтому оно подчинено ограничению. Ограничения, таким образом, одна из черт права собственности» <7>. ——————————— <6> Клюкин Б. Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. М., 2000. С. 46 — 47. <7> Callegari D. Istituzioni di diritto privato. Torino, 1960.

Безусловно, государство может и иным образом получать доходы на социальные цели, например от использования государственного имущества <8>. Реализация прав государства как публичного собственника, в том числе и для выполнения функций обеспечения достойного уровня жизни каждому члену общества, является сугубо цивилистической категорией, регулируется гражданско-правовыми нормами. ——————————— <8> Винницкий А. В. Участие публичных образований в имущественных отношениях: проблемы сбалансированности административно-правового и гражданско-правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2010. N 11. С. 82 — 91.

Однако, по мнению В. Г. Голубцова, которое мы поддерживаем, «в российском праве еще пока не сложились теоретически осмысленные, четко сформулированные, отвечающие требованиям осуществления радикальной экономической реформы и постреформенного периода представления о социальной и юридической природе государственной собственности в постсоциалистическую эпоху. Но на сегодняшний день уже созрели объективные предпосылки, которые требуют не только создания современной доктрины, концептуальной основы государственной собственности, но и ее практического воплощения в адекватных законодательных формах» <9>. ——————————— <9> Голубцов В. Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2005. С. 129 — 130.

Полагаем, что гражданско-правовое законодательство о публичной собственности имеет существенные пробелы, которые, исходя из столь различных объектов государственной и муниципальной собственности, могли бы быть устранены только посредством принятия специального федерального закона о государственной и муниципальной собственности. В данном законе должны быть заложены принципы управления публичной собственностью, такие, как принцип эффективного использования; учета интересов публично-правовых образований, определенных национальными проектами и целевыми программами развития; взаимодействия публично-правовых образований. Следующая группа отношений, которые возникают в социальной сфере и являются объектом воздействия гражданского права, — это динамические отношения. В частности, ярким примером такого вида отношений является оказание социальных услуг. Социальные услуги являются неотъемлемым атрибутом современного социального государства <10>. Значимость этого явления приводит, по мнению одних ученых, к выделению самостоятельного этапа в развитии социального государства — государства социальных услуг <11>, по мнению других — к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной деятельности современного государства <12>. По мнению В. Е. Чиркина, в какой-то мере задачи по предоставлению социальных услуг населению государство выполняло всегда (осуществляло деятельность по строительству дорог, установлению связи между различными частями страны, ликвидации последствий природных и иных катаклизмов и т. д.) <13>. ——————————— <10> См.: Путило Н. В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. 2006. N 4. С. 16 — 24; Субботин Г. В. Социальная услуга как проблема общей теории государства и права // Адвокат. 2011. N 2. С. 52 — 59. <11> См.: Калашников С. В. Функциональная теория социального государства. М., 2002. С. 69. <12> См.: Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21 июня 2003 г. / Сост. Н. С. Нижник, Н. А. Чекунов; Под ред. Д. И. Луковской. СПб., 2003. С. 3. <13> См.: Чиркин В. Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) // Государство и право. 2005. N 5. С. 56.

В настоящее время основным актом, дающим законодательное толкование ряда вопросов, связанных с пониманием сущности социальных услуг, является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в ст. 1 которого дается определение понятия «набор социальных услуг» — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом. В данном Законе социальные услуги связываются лишь с социальной помощью, однако в ГОСТ Р 50646-94 услуги населению по функциональному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные. Под социально-культурными услугами понимаются услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности. Социально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К ним могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д. То есть социальная услуга связана не с функциями или субъектами, ее оказывающими, а со сферой реализации данной услуги <14>; она относится к категории услуг обеспечения минимального социального уровня, гарантированного гл. 2 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) <15>. ——————————— <14> См.: Административная реформа в России: Науч.-практ. пособие / Е. К. Волчинская, Н. А. Игнатюк, Н. М. Казанцев и др.; Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2006. С. 200. <15> См.: Автономов А. С., Виноградова Т. И., Замятина М. Ф., Хананашвили Н. Л. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России: Учебник / Под ред. А. С. Автономова. М., 2003. С. 114, 115.

В связи с этим представление о социальной услуге как «родовом понятии, объединяющем социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые и другие услуги, вне зависимости от условий их оказания и оплаты, осуществляемой в отношении лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации…» <16>, представляется нам неполным, поскольку исключает, например, такие социальные услуги, как всеобщая бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41 Конституции РФ), дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43 Конституции РФ), государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ст. 45 Конституции РФ), получение квалифицированной юридической помощи (ст. 47 Конституции РФ) и т. д. ——————————— <16> Барков А. В. Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг. М., 2008. С. 472.

Таким образом, социальная услуга не может быть связана исключительно с трудной жизненной ситуацией, в которой оказался гражданин РФ; она обусловлена обеспечением государством ряда конституционных гарантий. В конечном счете социальные услуги как объект гражданско-правового регулирования представляют собой определенный вид общественных отношений, экономическая сущность которых заключается в оказании услуг, а следовательно, положения гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации также следует распространять на отношения сторон по оказанию социальных услуг. Итак, социальная функция гражданского права заключается в том, что гражданско-правовое воздействие направлено на регулирование имущественных статических отношений (правоотношения собственности), причем именно гражданско-правовое регулирование может обеспечить достижение социальных целей посредством создания специальных принципов осуществления собственности публично-правовых образований (формирование которых уже начато судебными органами), а также ограничения в общественных интересах и одновременного создания гарантий права частной собственности. Кроме того, воздействию гражданско-правовых норм подвергаются и динамические имущественные отношения в социальной сфере, наиболее ярким примером которых является оказание социальных услуг, что также свидетельствует о реализации социальной функции гражданского права.

——————————————————————