Роль некоммерческих организаций в формировании правосознания и правовой культуры граждан
(Осипов М. Ю.) («Гражданское общество в России и за рубежом», 2013, N 1)
РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН
М. Ю. ОСИПОВ
Осипов Михаил Юрьевич, старший научный сотрудник НОУ ВПО «Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации», кандидат юридических наук.
Одной из актуальных проблем в теории права является проблема формирования правосознания и правовой культуры граждан. В настоящей статье рассмотрена роль некоммерческих организаций в формировании правосознания и правовой культуры граждан.
Ключевые слова: правосознание, правовая культура, некоммерческие организации, граждане.
The role of noncommercial organizations in formation of legal conscience and legal culture of citizens M. Yu. Osipov
One of the topical problems in the theory of law is the problem of formation of legal conscience and legal culture of citizens. The present article considers the role of noncommercial organizations in formation of legal conscience and legal culture of citizens.
Key words: legal conscience, legal culture, noncommercial organizations, citizens.
Проблема формирования правосознания и правовой культуры граждан — это одна из актуальных проблем в общей теории права. Актуальность этой проблемы связана с тем, что право есть, по сути дела, продукт деятельности человека и его содержание и исполнение во многом зависит от людей, от их сознания. В связи с этим Г. В.Ф. Гегель писал: «Существуют законы двоякого рода: законы природы и законы права. Законы природы абсолютны и имеют силу, так как они есть: они не допускают ограничения. Правовые же законы — это законы, идущие от людей. Внутренний голос может вступить с ними в коллизию либо согласиться с ними. Человек не останавливается на налично-сущем, а утверждает, что внутри себя обладает масштабом правового: он может подчиниться необходимости и власти внешнего авторитета, но никогда не подчиняется им так, как необходимость природы, ибо его внутренняя сущность говорит ему, как должно быть, и он в самом себе находит подтверждение или неподтверждение того, что имеет силу закона» <1>. То, посредством чего индивид оценивает существующие законы, именуется в юридической науке правосознанием. Так что же такое правосознание и какова его структура? Правосознание — это форма человеческого сознания, представляющая собой отражение правовой реальности, совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивидуума, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности <2>. ——————————— <1> Гегель Г. В.Ф. Философия права / Пер. с нем., ред. и состав. Д. А. Керимов, В. С. Нерсесянц. М., 1990. С. 57. <2> Гранат Н. Л. Понятие, структура и общая характеристика правосознания // Общая теория права. Академический курс в 3-х т. М., 2007. Т. 3. С. 441.
В структуру правосознания входят два элемента: а) правовая идеология; б) правовая психология <3>. Правовая идеология — это совокупность знаний и представлений о действующем праве и явлениях правовой реальности <4>. Правовая психология — это совокупность убеждений, чувств, эмоций, оценок действующего права и явлений правовой реальности <5>. ——————————— <3> Там же. <4> Гранат Н. Л. Понятие, структура и общая характеристика правосознания // Общая теория права. Академический курс в 3-х т. М., 2007. Т. 3. С. 441. <5> Там же.
Формирование правосознания также предполагает использование механизмов информационного и ценностно-мотивационного правового воздействия. По мнению автора, механизм информационного воздействия права представляет собой систему средств, направленных на доведение содержания правовых норм до субъекта права <6>. Он включает в себя следующие этапы: 1) обнародование нормативно-правового акта международного договора; 2) восприятие правовой информации <7>; 3) формирование соответствующих знаний и представлений о действующем праве (правовой идеологии). ——————————— <6> Указанные средства представляют собой ряд действий, направленных на формирование правовой идеологии. К числу таких действий можно отнести: действия, направленные на доведение правовой информации до субъекта права, а также действия, направленные на восприятие правовой информации. Подробнее об этих действиях см. в тексте. <7> Лазарев В. В. Социально-психологический механизм правоприменения. Казань, 1982. С. 77.
Наряду с информационным воздействием можно выделить ценностно-мотивационное воздействие права. Ценностно-мотивационное воздействие права имеет свой специфический механизм. Под механизмом ценностно-мотивационного воздействия права автор понимает систему приемов, факторов, способов, направленных на осознание права как ценности, формирование у индивидуума мотивации, проявляющейся в стремлении субъекта действовать по праву. Этот механизм предполагает наличие ряда стадий. Первой стадией механизма ценностно-мотивационного воздействия права является осознание ценности права. Второй стадией (вторым этапом) механизма ценностно-мотивационного воздействия является осознание не только своей, но и чужой свободы, т. е. признание принципа «моя свобода начинается и заканчивается там, где соответственно заканчивается и начинается свобода другого» <8>. Без этого осознания субъект права будет постоянно предъявлять другим претензии и одновременно нарушать чужие права. Такое постоянное игнорирование чужих прав может сформировать негативную установку по отношению к действующему праву <9>. Третьим этапом механизма ценностно-мотивационного воздействия права является осознание того, что право есть нормативная форма свободы, порядка, справедливости. Все эти этапы (стадии) обеспечивают понимание ценности права. Кроме того, к этапам (стадиям) ценностно-мотивационного воздействия права можно отнести: а) анализ полученной правовой информации с целью выявления в этой информации положений, обеспечивающих свободу субъекту права, а также порядок и справедливость; б) оценку значимости данных положений для индивидуума; в) формирование соответствующего отношения к действующему праву, к деятельности по толкованию норм права, к своим правам и обязанностям и к правам и обязанностям других субъектов права; г) осознание необходимости соблюдать нормы права или стремление игнорировать правовые предписания при каждом удобном случае и воплощение этого элемента в поведении субъекта права. ——————————— <8> Матузов Н. И. Право как мера политико-юридической свободы // Политология. М., 1999. С. 322. <9> Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986. С. 20 — 37.
Что же касается правовой культуры граждан, то ее формирование и воспроизводство осуществляются благодаря социокультурному механизму трансляции правовой культуры. Что же он собой представляет? Социокультурный механизм формирования и трансляции правовой культуры представляет собой систему социальных и культурных средств, при помощи которых формируются и транслируются образцы правовой культуры. К числу основных элементов этого механизма можно отнести: а) источники права; б) общественную среду; в) социокультурную таблицу; г) средства трансляции: правовое обучение, правовое воспитание, правовое образование; д) продукт правовой культуры; е) культуру правотворческого органа; ж) культуру правоприменительного органа. Анализ данного механизма показывает, что нормы, содержащиеся в источниках права, посредством информационного правового воздействия направляются в социальную среду, где просеиваются через так называемую социокультурную таблицу, которая транслирует только те нормы, которые соответствуют ценностям общества, закрепленным в социокультурной таблице. Затем благодаря средствам трансляции правовой культуры получаются продукты культуры в виде культурных элементов. Затем благодаря тем же средствам трансляции правовой культуры формируется культура правотворческого органа, которая проявляется в законах и других нормативно-правовых актах, направляемых во внешнюю среду. Таким образом, осуществляется социокультурный механизм трансляции правовой культуры. Одним из средств трансляции правовой культуры является правовое воспитание, правовое обучение, правовое образование. Что же они собой представляют? Правовое воспитание — это вид воздействия общества и его социальных институтов на индивидуум, в результате которого у последнего формируется определенное отношение к праву в целом и к правовой действительности в частности и вырабатываются необходимые для жизни в данном обществе социоправовые качества. Правовое обучение — это специально организованный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, в результате которого у обучаемых формируются определенные знания, умения и навыки в правовой сфере как результат их собственной учебно-познавательной деятельности. Правовое образование — это признаваемый обществом институционально регламентированный процесс и результат системного усвоения индивидом специально отобранной информации о правовой действительности, в результате которого у индивидуума формируются определенные заранее предписанные знания, умения, навыки и компетенции. При этом правовое воспитание, правовое обучение и правовое образование осуществляются некоммерческими организациями, как ведущими профессиональную образовательную деятельность (образовательными учреждениями), так и иными некоммерческими организациями, ставящими своей целью правовое просвещение граждан. В этих целях в Туле ветеранами органов внутренних дел был создан научно-образовательный комплекс «Будущее России» (руководитель проекта доктор юридических наук, профессор И. Б. Богородицкий, кандидат педагогических наук, доцент Т. А. Торопкина). Данный комплекс включает в себя Межрегиональную детскую общественную организацию «Юный друг закона», «Юридический колледж Международной полицейской ассоциации», «Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации». Межрегиональная детская общественная организация «Юный друг закона» имеет своей целью «содействие развитию внутрирегиональных, межрегиональных и международных контактов детей и подростков; повышение правовой культуры детей и подростков, расширение их кругозора; воспитание у молодого поколения активной жизненной позиции; пропаганду здорового образа жизни; участие в решении социальных проблем детей и подростков, организации их взаимопомощи в социальной сфере; содействие подросткам в получении профессионального образования; содействие ранней профессиональной ориентации подростков на будущую правоохранительную и правоприменительную деятельность» <10>. ——————————— <10> Устав межрегиональной детской общественной организации «Юный друг закона». URL: http://budushee-rossii. net/index. php? option=com_content&view;=article&id;=16&Itemid;=15 (дата обращения: 20.08.2012).
Юридический колледж Международной полицейской ассоциации имеет своими целями: 1) реализацию образовательных программ для удовлетворения потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием; 2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, оказание платных образовательных услуг; 3) постоянное повышение качества подготовки обучающихся с учетом современных требований, новейших достижений науки и техники, формирование у обучающихся стремления к самостоятельному совершенствованию и пополнению своих знаний; 4) работу по воспитанию у молодежи любви к Отечеству, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, ответственного отношения к семье и окружающей среде <11>. ——————————— <11> Устав Юридического колледжа Международной полицейской ассоциации. URL: http://budushee-rossii. net/index. php? option=com_content&view;=article&id;=28&Itemid;=27 (дата обращения: 20.08.2012).
Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации имеет своими целями удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении среднего и дополнительного профессионального образования, высшего образования и квалификации по направлениями и специальностям в пределах гуманитарных и социально-экономических наук. Основными задачами Института являются: удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования, развитие наук посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников сферы высшего образования и научно-педагогических работников высшей квалификации; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня <12>. ——————————— <12> Устав Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации». URL: http://budushee-rossii. net/index. php? option=com_content&view;=article&id;=31&Itemid;=31.
На наш взгляд, создание подобного рода комплексов является одним из приоритетных направлений развития институтов гражданского общества в целом. Почему? Дело в том, что подобные комплексы позволяют организовать процесс правовой и иной социализации молодежи, превратив его из стихийного в управляемый, грамотно отбирать людей, способных и подготовленных к получению высшего юридического образования, и тем самым способствовать повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан России. Для придания правовой основы таким комплексам необходимо на законодательном уровне закрепить возможность создания подобного рода комплексов, с определением их прав, обязанностей и ответственности, а также включить показатель сотрудничества с общественными объединениями, занимающимися правозащитной деятельностью, в число показателей, необходимых для получения аккредитации юридическими вузами. Все это, на наш взгляд, будет способствовать активизации институтов гражданского общества в повышении правосознания и правовой культуры граждан России.
Литература
1. Устав Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации». URL: http://budushee-rossii. net/index. php? option=com_content&view;=article&id;=31&Itemid;=31. 2. Устав Юридического колледжа Международной полицейской ассоциации. URL: http://budusheerossii. net/index. php? option=com_content&view;=article&id;=28&Itemid;=27 (дата обращения: 20.08.2012). 3. Устав межрегиональной детской общественной организации «Юный друг закона». URL: http://budusheerossii. net/index. php? option=com_content&view;=article&id;=16&Itemid;=15 (дата обращения: 20.08.2012). 4. Гегель Г. В.Ф. Философия права / Пер. с нем., ред. и состав. Д. А. Керимов, В. С. Нерсесянц. М., 1990. 5. Гранат Н. Л. Понятие, структура и общая характеристика правосознания // Общая теория права. Академический курс в 3-х т. М., 2007. Т. 3. 6. Лазарев В. В. Социально-психологический механизм правоприменения. Казань, 1982. 7. Матузов Н. И. Право как мера политико-юридической свободы // Политология. М., 1999. 8. Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986.
——————————————————————