Электронный терминал по приему обращений граждан
(Дворянский И. Н.)
(«Законность», 2011, N 4)
ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕРМИНАЛ ПО ПРИЕМУ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
И. Н. ДВОРЯНСКИЙ
Дворянский Игорь Николаевич, старший помощник прокурора Кировского района г. Казани Республики Татарстан.
В статье раскрыты преимущества и удобства пользования электронным терминалом по приему обращений граждан на примере эксперимента, реализованного прокуратурой Кировского района г. Казани.
Ключевые слова: электронный терминал, прием обращения (заявления, жалобы), гражданин, законодательство.
Electronic terminal of public claim acceptance
I. Dvoryanskiy
The article reveals the main advantages and conveniences of the use of Electronic terminal of public claim acceptance with the help of experiment implemented by Public prosecution office of Kirovskiy district Kazan.
Key words: electronic terminal, claim acceptance (applications, complaints), citizen, legislation.
Многие казанцы уже успели по достоинству оценить преимущества пользования терминалами, которые недавно появились в общественных местах и организациях г. Казани. Если ранее заполнение анкеты для оформления заграничного паспорта, оплата штрафов ГИБДД, запись на прием к руководству муниципального учреждения и подача обращений в такие ведомства занимали значительное время граждан, то теперь с появлением терминалов осуществлять указанные действия стало намного удобнее.
Понимая преимущества и достоинства таких устройств, прокуратура республики в порядке эксперимента впервые в регионе выступила с инициативой внедрения подобных терминалов в своих районных подразделениях. Первый такой терминал при содействии администрации г. Казани 22 января 2010 г. был установлен в прокуратуре Кировского района г. Казани. Теперь любой посетитель прокуратуры района может подать заявление (обращение, жалобу), затратив незначительное время.
Электронный терминал по приему обращений граждан представляет собой аппарат со встроенным персональным компьютером, сенсорным экраном и клавиатурой. Персональное обеспечение терминала предназначено для администрирования и управления, обеспечения пользовательского интерфейса. Это персональное обеспечение рассчитано для работы с программой Windows 95/98/2000/NT/XP и пригодно для установки на обычном персональном компьютере. Общее персональное обеспечение терминала отвечает за работу с пользовательской периферией, включающей в себя: сенсорный экран; VGA-дисплей; клавиатуру; мультимедийное оборудование и т. д.
Установка электронного терминала в прокуратуре Кировского района г. Казани направлена на достижение следующих целей: облегчение порядка составления и подачи заявления (обращения, жалобы) гражданами, усовершенствование порядка приема обращений.
Основная функция терминала — прием обращений (заявлений, жалоб) граждан. Дополнительными функциями являются правовое просвещение граждан, предоставление вспомогательных услуг сканера и копира.
Пользователь (гражданин) при обращении к услугам терминала на сенсорном экране обнаружит несколько окон, разделенных на две части. Первая часть окон посвящена правовому просвещению граждан, в каждом из таких окон содержатся основные законодательные акты Российской Федерации, здесь же размещены нормы законодательства, которые обязывают указывать в обращении только достоверную информацию и предупреждают о привлечении к соответствующей ответственности в случае несоблюдения этих требований. С помощью специальной функции гражданин может указать в обращении нормы законодательства, которые, по его мнению, нарушены. Кроме того, гражданин, изучив законодательство, сможет определиться с кругом вопросов, на которые он хочет получить ответы, и выбрать конкретную область поднадзорной деятельности прокуратуры района, что поспособствует ему в дальнейшем при подаче заявления.
Вторая часть окон служит непосредственно для приема обращений, каждое окно соответствует направлениям поднадзорной деятельности прокуратуры. Эта функция существенно облегчает составление самого обращения и не требует дополнительного указания в обращении, действия какого поднадзорного органа обжалуются. При выборе соответствующего окна посредством нажатия на сенсорный экран пользователь переходит к следующему этапу подачи обращения — на экране дисплея появляются обязательные для заполнения поля, в которых необходимо указать фамилию, имя, отчество заявителя и его место жительства. В случае если заявитель не заполнит эти поля, он не сможет перейти к следующему этапу подачи обращения.
Следующий этап — составление непосредственно самого обращения (заявления, жалобы). На этом этапе заявитель может в свободной форме с использованием клавиатуры изложить суть заявления (обращения, жалобы). Как для удобства заполнения указанного поля заявителем, так и для последующего разрешения обращения указаны рекомендательные положения, которые необходимо раскрыть заявителю в своем обращении. По результатам составления текста обращения заявитель может приложить к нему дополнительные документы как в электронном формате, так и в виде копий, воспользовавшись услугами сканера или копира. Готовое обращение (заявление, жалоба) распечатывается в двух экземплярах. Заявитель с двумя экземплярами обращения и документами, приложенными к нему, обращается в канцелярию прокуратуры района, где обращение заявителя принимается, а на втором экземпляре делается отметка о приеме, и оно передается заявителю. Последующее рассмотрение обращения проводится в установленном в органах прокуратуры порядке.
Необходимо отметить, принципиальная особенность электронного терминала состоит в том, что терминал обеспечивает надежность и безопасность при отправке заявления. Используются современные криптоалгоритмы и удаленное хранение заявлений на сервере прокуратуры. Информация, поступающая из внешних источников, автоматически сохраняется в памяти устройства и передается на хранение в сервер прокуратуры. Работа электронного терминала непосредственно связана с работой программы по приему обращений (заявлений, жалоб), которая установлена на персональном компьютере в канцелярии прокуратуры. Так, при поступлении обращения через электронный терминал на персональном компьютере сотрудника канцелярии автоматически отображается информация о таком поступлении, программа сама обрабатывает обращение и заносит его в общую базу.
Работа с обращениями граждан с использованием терминала существенным образом облегчает труд сотрудников канцелярии и в целом совершенствует и оптимизирует документооборот в подразделении.
——————————————————————