Из практики прокурорского надзора по гражданским делам
(Редакционный материал)
(«Законность», 2012, N 5)
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма А., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания в 2009 г. государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей городского округа республики.
Прокурор района, действуя в интересах А., обратился в суд с заявлением к администрации городского округа о понуждении обеспечить ее вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Решением районного суда от 15 марта 2011 г., оставленным без изменения определением кассационной инстанции от 3 мая 2011 г., в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В представлении заместителя Генерального прокурора РФ поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, вынесенных с существенным нарушением норм материального права.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора района, суд первой инстанции, с которым согласилась и кассационная инстанция, исходил из того, что А. находится на полном государственном обеспечении, в связи с чем право на обеспечение благоустроенным жилым помещением в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у нее возникает после окончания пребывания в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Кроме того, суд указал, что поскольку А. добровольно отказалась от предоставляемого институтом общежития и проживает на съемной квартире, то в получении иного жилья не нуждается.
При этом суд руководствовался ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
В развитие названных конституционных положений Жилищным кодексом РФ (ч. 1 ст. 57) предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 57.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 2 ст. 57 ЖК).
По смыслу приведенных правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах РФ; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья, в частности, связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех перечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 ЖК не содержат указания на конкретный срок предоставления этой категории граждан жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем реализация такого права должна осуществляться незамедлительно после его возникновения.
При таких обстоятельствах А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Однако этого не учли судебные инстанции при рассмотрении дела.
С учетом изложенного Определением Верховного Суда РФ от 24 января 2012 г. состоявшиеся судебные постановления отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
——————————————————————