ВТО и отдельные проблемы в трудовом праве России

(Шестерякова И. В.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2013, N 3)

ВТО И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ РОССИИ <*>

И. В. ШЕСТЕРЯКОВА

——————————— <*> Shesteryakova I. V. The WTO and separate problems in a Russian labor law.

Шестерякова Ирина Владимировна, профессор кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии, доктор юридических наук.

В статье рассматриваются проблемы влияния ВТО на развитие трудового законодательства Российской Федерации. Обращается внимание на то, что с момента подачи заявки о присоединении к ГАТТ, впоследствии к ВТО, Российская Федерация провела беспрецедентное реформирование экономики, постепенно принимая законы и иные нормативные правовые акты, соответствующие многосторонним правилам и положениям ВТО. Несмотря на то что ВТО не признает связи между торговлей и условиями труда, с полной уверенностью можно отметить, что эта взаимосвязь существует.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, трудовое право, трудовое законодательство, влияние, стандарты, национальное законодательство, Международная организация труда.

The article considers problems of influence of the WTO on development of the Russian labor law. Author draws attention to fact that from the moment of applying for an accession to the GATT and to the WTO afterwards, the Russian Federation carried out unprecedented reforming of economy by adopting laws gradually and other regulatory legal acts appropriate for the WTO multilateral rules and regulations. Despite the fact that the WTO does not acknowledge connection between trade and working conditions it can with certainty be noted that this interrelation exists.

Key words: World Trade Organization, labor right, labor law, influence, standards, national legislation, International Labor organization.

Сегодня глобализм воспроизводит положение в правовой сфере, которое имело место в конце XIX — начале XX в. А. С. Ященко так писал об этом: «Не то чтобы наблюдался упадокъ жизни и мысли, — скоръе, наоборот, чувствуется особое оживленiе, ибо нараждается новая жизнь; но теорiи, установившiяся десятки лътъ всеми признанныя, колеблются, перестают отвечать действительности, перестаютъ, употребляя модное теперь слово, быть ей адэкватными, — требуется построенiе новыхъ. Но новыя теорiи еще не созданы; лишь сознается необходимость пересмотра давно признанныхъ принциповъ, отысканiе новых руководящихъ идей. Положенiе смутно: рушится позитивизм въ правъ, тускнъет вера въ демократическую идею, закрадывается сомненiе относительно всеспасательной силы парламентского представительства, ядъ разложенiя входит и в теорiю государственного суверенитета. На чем утвердить надежду, что впросвъщенное человъчество не умретъ, и цивилизацiя сохранится?» <1>. ——————————— <1> Цит. по: Лисюткин А. Б. Новые аспекты в развитии права (постановка проблемы) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. N 2(84). С. 115 — 116.

Именно такое положение сложилось в российском трудовом праве, что отчасти обусловлено глобализацией, бурным развитием международных организаций, вступлением России во Всемирную торговую организацию. По мнению представителей рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации, с момента подачи заявки о присоединении к ГАТТ, впоследствии к ВТО, Российская Федерация провела беспрецедентное реформирование экономики, постепенно принимая законы и иные нормативные правовые акты, соответствующие многосторонним правилам и положениям ВТО. Данный процесс прежде всего направлен на создание условий для динамичной рыночной экономики в Российской Федерации, основанной на стабильной и предсказуемой законодательной базе, способной обеспечить долгосрочный экономический рост и рост уровня жизни и благосостояния населения, а также модернизацию производственного потенциала Российской Федерации и ее международную конкурентоспособность <2>. Иными словами, в настоящее время можно констатировать все большую взаимосвязь торговли, политики и права. Несмотря на то что ВТО не признает связи между торговлей и условиями труда, с полной уверенностью можно отметить, что эта взаимосвязь существует. И усиление этой взаимосвязи доказывает обсуждение этого вопроса на заседании 101-й сессии Международной конференции труда в 2012 г., результатом которой явился доклад ILC.101/IV «Основополагающие принципы и права в сфере труда: от добровольных обязательств — к действиям» <3>. В свое время торговый представитель США Шарлин Барщефски полагала, что в очередном раунде переговоров по либерализации торговли Всемирная торговая организация может способствовать более жесткому соблюдению международно признанных базовых трудовых стандартов <4>. Эти стандарты указаны МОТ в Декларации 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий. ——————————— <2> WT/ACC/ RUS/70 WT/MIN (11)/2, 16 ноября 2011 г. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации. С. 6. URL: http://www. tpprf. ru/ common/upload/ news_140212_dokladWTO. doc. <3> Международное Бюро Труда. Женева. Первое издание. 2012. <4> См.: Саммит стран АРЕС: к глобализации каждый идет своим ходом. URL: http://www. political. narod. ru/ ARCHIVE/apec. htm; Австралия и Всемирная торговая организация: ясно, что вместе, но неясно, как. URL: http://www. political. narod. ru/ ARCHIVE/auswto. htm.

Безусловно, вступление России в ВТО повлияет на развитие трудового, и не только трудового, законодательства в нашей стране. Однако опыт других государств поможет избежать отдельных ошибок. Представляется важным обратить в связи с этим внимание на постановку следующих проблем: 1. Большое количество нормативных актов ВТО, необходимых для изучения российскими учеными и юристами. Необходимо создать рабочую группу по переводу этих документов, но перевод должен быть не литературным, а юридическим. 2. Не все эти акты переведены на русский язык, так как русский язык не является официальным языком организации. Поэтому существует проблема толкования терминов, их неоднозначность в понимании. 3. Правовая система ВТО во главу угла ставит принцип тесной связи норм ВТО с национальным законодательством стран-членов. Вместе с тем стремление России к стандартам ВТО не должно привести к ухудшению положения работников и работодателей в нашей стране. Например, повышение размера выходного пособия привело к сокращению скорости трудоустройства в странах Латинской Америки. Изменения в Трудовом кодексе Сенегала привели к увеличению числа возможностей заключения срочных трудовых договоров <5>. ——————————— <5> Stern M. Robert, Terrell K. Labor Standards and the World Trade Organization. URL: http://www. fordschool. unich. edu/ rsie/warkingpapers/wp. html.

4. Необходимо развивать в России и на уровне субъектов РФ социальное партнерство. В рамках институтов социального партнерства возможна наиболее эффективная защита трудовых прав работников. 5. Необходимо усиление роли и значения профсоюза в целом, и тем более его первичных организаций на предприятиях. Например, при заключении коллективных договоров, соглашений различного уровня, участие в забастовках, разрешении коллективных споров. 6. Требуется межотраслевой подход для решения этих проблем. Изучение международных стандартов будет способствовать более эффективному применению полученных знаний. 7. В Российской Федерации требуется новая правовая политика и новое законодательство в отношении труда работников-мигрантов и членов их семей. Статья V-бис «Генерального соглашения по торговле услугами» (ГАТС/GATS) <6> предусматривает, что настоящее Соглашение не препятствует любому из его членов быть Стороной в соглашении, создающем полную интеграцию рынков рабочей силы между Сторонами такого соглашения или среди них, при условии что такое соглашение: a) освобождает граждан Сторон соглашения от требований, касающихся разрешений на жительство и работу. При этом закрепляется, что типичной является такая интеграция, которая обеспечивает гражданам стран-участниц право свободного доступа к рынку занятости стран-участниц и включает меры, касающиеся условий оплаты, других условий занятости и социальных благ. ВТО требует свободы передвижения капитала, товаров, услуг, работников. ——————————— <6> International Investment Instruments: A Compendium. Volume I. New York and Geneva: United Nations, 1996. P. 285 — 323.

8. Участие России в дальнейшей интеграции не только со странами бывшего СССР, но и с Европейским союзом. И в связи с этим следует обратить внимание на то, что трудовые стандарты находят все большее выражение и закрепление в региональных торговых соглашениях. Так, на конец 2011 г. число стран и других субъектов, охваченных торговыми соглашениями, содержащими положения о труде, составляло 125. Большинство ныне действующих соглашений, содержащих нормы о труде, отражает торговую практику некоторых стран ОЭСР, и особенно стран Европейского союза и Североамериканских государств. Однако все чаще такие положения включаются также в двусторонние и региональные соглашения между государствами <7>. ——————————— <7> ILC.101/IV. Основополагающие принципы и права в сфере труда: от добровольных обязательств — к действиям. Международное Бюро Труда. Женева. Первое издание. 2012. С. 109.

9. Изучение опыта зарубежных государств. Так, в Мексике существует программа PRPGRESSA <8>, которая способствует посещаемости школы детьми из бедных семей. В свою очередь семьи получают дотацию за потерянный ребенком заработок. Это способствует сокращению детского труда и дает возможность детям учиться. ——————————— <8> Stern M. Robert, Terrell K. Labor Standards and the World Trade Organization. URL: http://www. fordschool. unich. edu/ rsie/warkingpapers/wp. html.

10. Необходимо усиление контрольного механизма МОТ за соблюдением международных трудовых норм <9>. Кимберли Энн Элиот и Ричард Б. Фриман отмечают, что «обеспокоенность по сохранению трудовых стандартов в свете влияния глобализации имеет место во всем мире. Протестующие регулярно заполняют улицы крупных городов, выражая обеспокоенность по поводу социальных и экологических издержек глобализации. Они требуют проведения переговоров для решения этих вопросов в торговых соглашениях и актах международных организаций. Авторы приходят к выводу о том, что «повысить трудовые стандарты необходимо прежде всего корпорациям. Ответственность и контроль за этой деятельностью должна взять на себя МОТ. Это приведет к принятию соответствующих норм на международном уровне, и только в результате таких действий деятельность МОТ будет эффективной. ВТО не должна перекладывать груз ответственности за контролем соблюдения трудовых стандартов государствами на МОТ и должна рассматривать нарушения основных трудовых стандартов в области торговли» <10>. ——————————— <9> См.: Conference Committee on the Application of Standards. Extracts From the Record of Proceedings. International Labour Conference. Ninety Ninth Session. Geneva, 2010. Formatted by TTE: reference ILC99(2010)-Record of Proceedings-Normes-2010-09-0040-2-En. doc. Printed by the International Labour Office, Geneva, Switzerland. <10> Elliot K. A., Freeman R. B. Can Labor Standards Improve Under Globalization? Institute for International Economics. Washington, 2003. P. 4, 11.

11. Несоответствие трудовых стандартов стран — членов ВТО. С одной стороны, это помогает государствам «подтянуть» свои трудовые стандарты и улучшить их, а с другой — нельзя допустить «гонки на выживание» и протекционизма в торговле. Поэтому с 1996 г. (Сингапурская конференция Министров) МОТ активно сотрудничает с ВТО. Секретариаты этих организаций совместно работают над техническими вопросами с целью «согласованности» в глобальной экономической политике <11>. ——————————— <11> Consensus core standards, work deferred to the ILO. URL: http://www. wto. org/English/ thento_e/whatis_e/ tif_e/bey5_e. htm.

12. Расширение понятийного аппарата в трудовом праве России. Так, в связи с подготовкой к вступлению в ВТО в России был принят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». После вступления в ВТО в вышеназванный Закон в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 236 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были внесены изменения. Закон был дополнен понятием «профессиональные стандарты», после чего были внесены изменения и дополнения в ст. ст. 57, 143, 144 ТК РФ, а гл. 31 ТК РФ была дополнена ст. 195.1 «Понятие квалификации работника, профессиональные стандарты».

——————————————————————