Влияние вступления России в ВТО на реализацию функций трудового права России

(Иванчина Ю. В.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2013, N 3) Текст документа

ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФУНКЦИЙ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ <*>

Ю. В. ИВАНЧИНА

——————————— <*> Ivanchina Yu. V. The influence of Russia’s WTO accession the implementation of the labor law functions Russia.

Иванчина Юлия Валерьевна, декан юридического факультета, доцент кафедры социального права Уральского института — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), кандидат юридических наук.

В статье рассматривается влияние реализации функций трудового права в контексте вступления России в ВТО. Делается акцент на реализацию социальной функции трудового права, направленной на удовлетворение потребностей работника, и экономической (производственной) функции трудового права, направленной на удовлетворение потребностей работодателя, а также роль государства в этом процессе.

Ключевые слова: ВТО, функции трудового права, потребность, интерес, социальная функция, экономическая (производственная) функция.

The article discusses the influence of the implementation of the functions of labor law in the context of Russia’s WTO accession. Emphasis on the implementation of the social function of labor law, aimed at meeting the needs of the worker and the economic (production) function of labor law, aimed at meeting the needs of the employer, and the role of the state in this process.

Key words: WTO, the function of labor law, need, interest, social function, economic (production) function.

Председатель Правительства РФ в ходе выступления в Госдуме с отчетом о работе Правительства за 2011 г. отметил, что «членство в ВТО открывает возможность цивилизованно, в правовом поле отстаивать наши интересы» <1>. Следует согласиться с В. В. Путиным, если речь идет об интересах государства в целом, поскольку основными целями вступления России в ВТО является улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли, а также получение доступа российской продукции на иностранные рынки, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций, создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок. Однако интересы государства могут не совпадать с интересами иных участников общественных отношений. ——————————— <1> Путин В. В. Выступление в Государственной Думе РФ с отчетом о работе Правительства РФ за 2011 год (ИТАР-ТАСС, 11.04.2012). URL: http://www. wto. ru/ ru/newsmain. asp (дата обращения: 25.06.2013).

Трудовое право относится к тем отраслям, которые непосредственно воздействуют на социально-экономические процессы, происходящие в обществе. Именно через правовое регулирование трудовых отношений государство реализует свой интерес в этой сфере, поскольку, как известно, «в производстве постоянно участвуют четыре фактора: капитал; капитальные блага — средства производства и земля; деятельность предпринимателя; труд рабочего» <2>. Труд работников составляет основной ресурс любой организации, вне зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы, а также вне зависимости от вида деятельности. ——————————— <2> Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Трудовое право России: Учебник. М., 2003. С. 144.

Реализация целей, которые ставит Россия при вступлении в ВТО, невозможна без непосредственного участия в этом процессе такого субъекта трудового права, как работник. Если интересы государства в этом процессе могут совпадать с интересами работодателей, то интересы работников могут не совпадать с интересами ни государства, ни работодателей. Интерес — это нужды, потребности <3>. Можно утверждать, что потребности выступают исходными началами по отношению к интересу, поскольку потребность — это нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения <4>. Полагаю, что такие категории, как «интерес», «потребности», являются базисными по отношению к нормам права. Например, государство, заинтересованное во вступлении в ВТО, что выступает одним из условий повышения экономической привлекательности на внешнем рынке, испытывает такую потребность, и оно готово при помощи норм права ее удовлетворить, в том числе изменяя, снижая размер пошлин на ввозимые в Россию товары или отменяя их совсем. ——————————— <3> Ожегов С. И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994. С. 217. <4> Там же. С. 494.

Достаточно часто имеет место столкновение социальных потребностей различных групп. В сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений можно наблюдать столкновение социальных потребностей государства, работодателей, занимающихся определенными видами деятельности, с потребностями других работодателей и работников. Кроме того, далеко не все работодатели заняты в сфере производства или оказания услуг, цель которых — достижение определенных экономических показателей и извлечение прибыли. Многие организации создаются для научных исследований, разработки наукоемких технологий. Кроме того, не следует забывать об органах государственной власти и органах местного самоуправления, о казенных учреждениях, которые выступают в качестве работодателей, но их деятельность не направлена на извлечение прибыли. Одной из значимых потребностей государства является увеличение притока прямых иностранных инвестиций, а также расширение присутствия российских производителей на международных рынках. Данную потребность государство пытается удовлетворить посредством вступления в ВТО. Однако следует согласиться с Н. В. Барсуковой, высказавшей точку зрения о том, что приток инвестиций зависит не только от членства России в ВТО, но и от общей политико-экономической ситуации в стране: государственной, промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики <5>. Кроме того, следует добавить, что немаловажную роль играет и социальная обстановка в стране, подтверждением чему является история развития нашего государства за последние 20 лет. В 90-е годы, после распада СССР, социальная обстановка в стране «накалилась», что было вызвано появлением безработицы, снижением уровня социальных гарантий, задержками и даже невыплатами заработной платы и другими факторами. Это привело к снижению притока инвестиций, а также к снижению экономической привлекательности страны на внешнем рынке. К началу XXI в., когда социальная обстановка стабилизировалась, уровень безработицы снизился, задолженность по выплате заработной платы была сокращена (некоторые работодатели смогли ликвидировать ее вовсе), пересмотрены социальные гарантии работникам в соответствии с реалиями времени, приток инвестиций стал увеличиваться. Так, до 1997 г. удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику оставался относительно незначительным по сравнению с остальными странами. Данный показатель составлял в 1997 г. 4,3%. Однако в конце 1998 г. доля валютных капиталовложений в валовых инвестициях в основной капитал возросла до 8,1%, а в 1999 г. — до 10,2% <6>. ——————————— <5> Барсукова Н. В. Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию // Безопасность бизнеса. 2005. N 1. С. 2 — 3. <6> Инвестиции в экономику России. Федеральный портал PROTOWN. RU. URL: http://www. protown. ru/ information/hide/6599.html (дата обращения: 30.06.2013).

Кроме того, ярким примером влияния социальной обстановки в стране на инвестиционную привлекательность является статистика 2007 — 2008 гг. Этот период характеризуется началом экономического кризиса, которому также были свойственны повышение уровня безработицы, задержки по заработной плате, снижение уровня социальных гарантий и их реализации. Иностранные инвестиции в России в 2008 г. по сравнению с 2007 г. сократились на 14,2% — до 103,8 млрд. долл. <7>. ——————————— <7> Инвестиции в экономику России. Федеральный портал PROTOWN. RU. URL: http://www. protown. ru/ information/hide/6599.html (дата обращения: 30.06.2013).

Полагаю, что можно говорить о том, что, если социальные потребности работников удовлетворяются не в полном объеме, т. е. социальная функция трудового права не реализуется или реализуется частично, это приводит к усилению социальной напряженности, что, в свою очередь, влияет на инвестиционную привлекательность государства. Поэтому государство, преследуя свои интересы и удовлетворяя свои потребности посредством вступления в ВТО, не должно игнорировать потребности других участников общественных отношений, в частности работников. Маловероятно ожидать от присоединения к ВТО расширения экспортных возможностей для большинства российских производителей в современных условиях. Уже сегодня Россия торгует со многими государствами на основе двусторонних соглашений. Кроме того, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары <8>. А это, как отмечалось выше, интересно только отдельным работодателям. ——————————— <8> Барсукова Н. В. Указ. соч. С. 2 — 3.

Вступление России в ВТО вызовет закономерное усиление конкурентной борьбы российских и иностранных производителей, сопровождающейся целым рядом негативных побочных явлений, в частности, в сфере труда: сокращением стабильной занятости, неуверенностью в постоянном основном доходе, угрозой возможных увольнений, глобальным дефицитом труда. Все эти явления в той или иной степени являются реалиями настоящего времени, однако ожидается их многократное усиление из-за неизбежных структурных изменений в экономике <9>. ——————————— <9> Дорохина Ж. Ю. Вступление России в ВТО и проблемы трудового права // Внешнеторговое право. 2011. N 2. С. 14.

Следовательно, при вступлении России в ВТО «выиграют далеко не все работодатели», а значит, удовлетворение интересов и потребностей государства и отдельных работодателей будет осуществляться за счет интересов работников и подавляющего большинства работодателей. В таких случаях необходимо осознание потребностей, интересов участников общественных отношений в сфере труда, их императивное разграничение, установление оптимального их сочетания с учетом социально-трудовых интересов сторон трудового отношения и социальных потребностей и интересов государства. На протяжении десятилетий приоритетной функцией трудового права признавалась социальная (защитная) функция, целью которой является охрана труда в самом широком смысле слова. Она направлена на удовлетворение таких потребностей работников, как охрана их жизни и здоровья, достоинства трудящегося, создание достойных условий труда. Законодательство о труде входит в механизм реализации социальной политики государства <10>, непосредственно влияющей на экономику. «Улучшение условий труда рабочих, — по мнению Д. А. Медведева, — одна из важнейших составляющих модернизации нашей экономики в целом» <11>. ——————————— <10> Там же. С. 14 — 15. <11> Медведев Д. Выступление Президента России на совещании по вопросам улучшения условий труда рабочих URL: http://www. niitruda. ru/ about/cat-107/ soveschanie_po_ voprosam_uluchs. html (дата обращения: 30.01.2013).

Может показаться, что приоритет должен быть отдан социальной функции трудового права, направленной на удовлетворение потребностей работников <12>, а не экономической (производственной) функции, направленной на удовлетворение потребностей работодателя. В то же время одни потребности и интересы, как правило, подчинены другим потребностям и интересам. Следует заметить, что потребности и интересы сторон трудового отношения подчинены интересам и потребностям государства, поскольку, например, хорошо налаженная охрана труда способствует повышению производительности труда как на уровне организации, так и на уровне всей страны. ——————————— <12> Иванчина Ю. В. К вопросу о понятии функций трудового права // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2012. N 2.

Сопоставление показателей национальной конкурентоспособности и степени безопасности рабочих мест на уровне страны ясно показывает, что чем лучше состояние дел в области охраны труда, тем выше производительность <13>. ——————————— <13> Безопасный труд — право каждого человека. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда — 2009. URL: http://www. ilo. org/public/ russian/region/eurpro/ moscow/info/publ/ ilo_report_sayt. pdf (дата обращения: 28.06.2013).

К тому же абсолютно не значит, что социальная функция трудового права выражается в воздействии его норм только на ту группу отношений, которые связаны с реализацией интересов преимущественно работников, а производственная (экономическая) функция выражается в воздействии его норм только на те отношения, которые связаны с реализацией интересов работодателей <14>. ——————————— <14> Трудовое право России / Под ред. Е. Б. Хохлова, В. А. Сафонова. М., 2010. С. 71.

Сегодня в связи с социально-экономическими изменениями в государстве задачами любой организации, действующей на рынке, являются стабильное финансово-экономическое положение, повышение инвестиционной привлекательности, а также создание эффективной системы управления производством. Полагаю, что государству необходимо разработать целый комплекс экономических, политических мер, направленных на удовлетворение потребностей работников и работодателей, с учетом интересов и потребностей государства. Сюда должны входить и меры правового характера, потому как социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, единства и динамизма, иначе говоря, создании необходимых правовых условий для нормального и прогрессивного развития общества <15>. На первоначальном этапе вступления России в ВТО удовлетворить свои потребности самостоятельно работники и работодатели не смогут. Только в долгосрочной перспективе от вступления России в ВТО ожидается понижение стоимости жизни как следствие снижения торговых барьеров через механизм антидемпингового контроля и тарифного регулирования; увеличение доходов — как индивидуальных, так и государственных — за счет повышения экспортной составляющей оборота товаров и услуг; повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров, позволяющих перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим организациям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности <16>. ——————————— <15> Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия: Учеб. пособие. М., 1998. С. 410. <16> Самородова-Богацкая Л. В. ВТО — конструктивный подход. Экономико-правовой анализ российской перспективы // Право ВТО. 2012. N 4. С. 7 — 8.

В связи с тем что производственная (экономическая) и социальная функции трудового права тесно связаны между собой и их сбалансированная реализация имеет принципиальное значение для обеспечения социального мира и активного экономического развития страны, особенно в свете вступления России в ВТО, идеальным для общества будет являться гармоничный баланс обеих функций трудового права, т. е. учета интересов и потребностей работников и работодателей, а также интересов государства.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *