Становление и развитие органов внутренних дел на транспорте в дореволюционной России

(Путятин В. Д.) («Транспортное право», 2007, N 4)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

В. Д. ПУТЯТИН

Путятин В. Д., академик Российской академии транспорта, доктор транспорта, доктор юридических наук.

Речная полиция имеет свое историческое развитие. Когда была создана речная полиция? Некоторые авторы время создания речной полиции относят к реформам Петра I. В период строительства столицы Российской империи — города С.-Петербурга Петр I обязал петербургскую полицию наблюдать за тем, «чтобы берега рек и протоков… были хорошо укреплены; чтобы шаланды у мостов близко не ставили; наблюдать за чистотой мостов» <1>. ——————————— <1> Вестник полиции. 1909. N 16. С. 320 — 322.

На наш взгляд, с такой точкой зрения нельзя согласиться. В данном случае речь идет не о создании речной полиции как штатного органа охраны правопорядка на речном транспорте. Речь идет о возложении на общую полицию функций обеспечения строительства и эксплуатации речных магистралей внутри города. Также, по нашему мнению, нельзя отнести к речной полиции подразделения для спасения утопающих, которые были созданы в Петербурге в 1824 г. Вопрос о необходимости создания специализированного органа охраны правопорядка на водных магистралях г. С.-Петербург был вынесен на повестку дня в 1866 г. Под председательством генерал-губернатора С.-Петербурга князя Суворова для выработки проекта об учреждении специальной речной полиции была учреждена комиссия. В 1867 г. согласно заключению этой комиссии последовало Высочайшее повеление об устройстве речной полиции. По этому проекту предложено было поручить в ведение речной полиции все реки и каналы в черте С.-Петербурга. С.-Петербургская речная полиция составляла часть столичного полицейского управления, находилась в ведении обер-полицмейстера. К обязанностям речной полиции было отнесено: 1) надзор за точным исполнением постановлений по предмету судоходства и охранения порядка как на воде, так и на береговых сооружениях; 2) охранение порядка относительно беспрепятственного следования судов по рекам и каналам; 3) наблюдение за своевременною нагрузкою товаров и выкаткою на берег и т. п., с назначением срока, по истечении которого берега должны быть очищены для беспрепятственного подхода новых судов; 4) принятие мер к спасению утопающих людей и погибающих судов; 5) наблюдение за исправным содержанием паровых и гребных судов, предназначенных на случай наводнения; 6) преследование на водах воровства и бродяжничества; 7) определение правил по закрытии навигации, о безопасности прохода и проезда по льду. Речная полиция состояла из управляющего, трех его помощников, необходимого числа нижних чинов по штату и команды матросов, ежегодно назначаемых Морским Министерством на счет сумм, отпускаемых на содержание речной полиции. Кроме того, при управляющем и для ведения переписки состоял письмоводитель, получая содержание также по штату. Первым управляющим С.-Петербургской речной полиции был назначен Высочайшим приказом от 30 июня 1867 г. капитан-лейтенант Владимир Иванович Коростовец. В настоящее время управляющим состоит генерал-майор Федор Федорович Тыртов. Для разъездов по воде, тушения пожаров, подания помощи погибающим людям и судам находилось в распоряжении полиции потребное число судов, имеющих особый флаг из белого флагдука, с изображением на двух накрест положенных якорях герба С.-Петербургской губернии. Судов предположено иметь: до 30 двухвесельных шлюпок, размещенных в различных пунктах рек и каналов, дабы каждый из речных унтер-офицеров или команды матросов по первой надобности, без всякой посторонней помощи мог с достаточной быстротой передвигаться на воде в те пункты, где присутствие его необходимо. Независимо сего предположено иметь две железные паровые лодки для тушения пожаров. Указом 1869 г. упразднены речные брандвахты морского ведомства, имевшие почти одинаковые обязанности с речной полицией по наблюдению за порядком и безопасностью на городских водах, с возложением таковых на С.-Петербургскую речную полицию. При учреждении речной полиции было предоставлено министру внутренних дел издать инструкцию для подробного определения обязанностей чинов речной полиции, которая и была составлена в 1870 г. и объявлена указом Правительствующего Сената, причем с этого года деятельность ее расширилась наблюдением за исправным содержанием по льду дорог, катков, а также за недопущением укрывательства подозрительных лиц на зимующих судах и в сенных бараках и наблюдением за всеми береговыми сооружениями. Интересны данные 1870 г., сообщающие случаи, требовавшие особой деятельности речной полиции, а именно: пожаров на воде — 9, столкновение пароходов — 7, несчастных случаев — утопающих людей — 12, поднятие мертвых тел — 73, происшествий на лодках и пароходах — 25 и гибели судов с грузом — 25. Из числа лиц, подвергавшихся опасности утонуть, спасено при содействии чинов речной полиции — 116, из коих — 27 имевших намерение утопиться. Из 12 случаев воровства в 9 похищение было остановлено и виновные переданы судебной власти. Понятно, малочисленный штат по проекту 1870 г. не мог принести особенной пользы, хотя приведенные цифры свидетельствуют о противоположных результатах. В 1875 г. управляющий речной полиции представил проект нового штата, но, несмотря на вторичное его ходатайство, штат не был утвержден. Однако в 1883 г. значительное расширение размеров судоходства вынудило управляющего речной полицией вновь войти с представлением об увеличении ее состава и необходимости плавучих средств. Собранная комиссия под председательством с.-петербургского градоначальника П. А. Грессера пришла к заключению, что неудовлетворительная во многих отношениях деятельность речной полиции обусловливается главным образом недостатком ее личного состава, почему и был выработан проект штаба речной полиции, на содержание которой исчислены ежегодно 80000 рублей. Проект получил Высочайшее утверждение, и эти средства дали возможность увеличить личный состав служащих нижних чинов, приобрести пароход, два паровых катера и устроить две пристани с приспособлением жилья для команды городовых. В 1885 г. три помощника управляющего переименованы старшими его помощниками, учреждена должность младшего помощника управляющего речной полиции, добавлены два старших и 10 младших городовых — матросов, с содержанием первые по 360 рублей, а вторые по 300 рублей каждому в год. В 1901 г. штат речной полиции дополнен одной должностью — помощника управляющего речной полиции, взамен чего отменено ежегодное командирование на навигационное время, в помощь речной полиции, двух офицеров флота от морского ведомства. Начиная с 1886 г. по распоряжению градоначальника, генерал-лейтенанта П. А. Грессера, кандидаты на должности нижних чинов речной полиции, для подготовки по полицейской службе, прикомандировываются предварительно к полицейскому резерву и назначаются в речную полицию по выдержании там условленного экзамена. В настоящее время состав речной полиции следующий: управляющий речной полиции, четыре помощника, инженер-механик, корабельный инженер и письмоводитель. Нижних чинов состоит 42 старших и 158 младших городовых, так что число всех нижних чинов в навигационное время доходит до 204 человек. Судовые средства речной полиции составляют три парохода, 9 катеров, два гребных спасательных вельбота и 33 гребные шлюпки. При градоначальнике, генерал-адъютанте Н. В. Клейгельсе последовали следующие распоряжения по речной полиции: 1) об обязательном посещении городовыми наружной и речной полиции лекций Императорского Общества спасания на водах о подании первой помощи утопающим и приведении их в чувство; 2) учреждено совместное с наружной полициею наблюдение за правильностью несения городовыми постовой службы на местах; 3) выработаны и утверждены правила: а) о порядке действий чинов речной полиции в случаях повышения воды; б) об обязанностях речной полиции по тушению пожаров на воде и в прибрежных местностях. На водах столицы в минувшем году было различных случаев: 1) убийств и покушений на убийство — 2; 2) самоубийств — 3; 3) усмотрение мертвых тел на льду — 2; 4) пожаров — 28; 5) скоропостижно умерших — 8; 6) задержано на судах и надводных сооружениях за неимением при себе паспортов — 84; 7) упавших в воду: а) по неосторожности — 275; б) провалившихся в воду вследствие непрочности льда — 70; в) вследствие крушения лодок — 34; г) преднамеренно бросившихся в воду — 307; 8) краж — 16; 9) извлечено из воды утопленников — 167; 10) ушибов и увечий — 67; 11) аварий судов и повреждений на пассажирских и буксирных пароходах — 33. В течение года из 455 людей, упавших в воду по своей неосторожности или же по несчастной случайности, было спасено 384. Что касается надзора за бытовыми условиями в отчетном году, то чины речной полиции: а) в отношении санитарном постоянно наблюдали за невыполнением судовладельцами санитарных правил, следили за чистотой на пассажирских пароходах, наблюдали, чтобы с судов и пароходов не выбрасывали мусор в реки и каналы, было установлено строгое наблюдение за невыпусканием пароходами из труб густого дыма и искр; б) в пожарном отношении чины речной полиции требовали от судовладельцев не держать огня на судах, стоящих среди штабелей на биржах, или когда суда находятся в судоходных каналах, нагруженные легковоспламеняющимися веществами; в) в отношении охранения порядка, спокойствия и общественной безопасности, чины речной полиции периодически в ночное время производили обходы судов, с целью задержания беспаспортных, не допускали к перевозу пьяных; г) установлен надлежащий надзор за недопущением прошения милостыни на набережных, а зимою, кроме того, на пешеходных мостках; д) с целью искоренения краж на воде и с надводных сооружений, заведующими дистанциями, совместно с нижними чинами речной полиции, периодически производились ночные объезды на катерах водных районов; задерживаемые виновные привлекались к судебной ответственности; е) время от времени производились осмотры зимующих судов, чтобы на них не укрывались бродяги и беспаспортные люди. Таким образом, данный очерк знакомит в общих чертах с деятельностью С.-Петербургской речной полиции, ее внутренней организацией, а числовые данные показывают целесообразность устройства этого полезного учреждения <2>. ——————————— <2> Вестник полиции. 1909. N 16. С. 320 — 322.

Но это — в столице империи. А как обеспечивалась охрана правопорядка на остальных водных магистралях? И здесь мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. На 43 тысячи километров судоходных рек и каналов в дореволюционной России специализированная речная полиция была только в трех регионах: в С.-Петербургском, Нижнем Новгороде и в Рыбинске. Причем все три подразделения имели разное нормативно-правовое регулирование, различную структуру и не всегда совпадающие функции. Назначение Нижегородской и Рыбинской речной полиции было закреплено ст. 654 Общего учреждения губернского. «Для наблюдения на прилегающих к городам Нижнему Новгороду и Рыбинску водах, в полицейском и пожарном отношениях, состоит Нижегородская и Рыбинская речная полиция», — говорилось в Общем учреждении губернском. Структурное построение Нижегородской речной полиции выглядело следующим образом. Высшим органом управления являлся Комитет Нижегородской речной полиции. Прямо скажем, несколько необычный орган управления, совершенно не присущий структурным подразделениям МВД России. Что представлял собой Комитет, из кого состоял и какие задачи выполнял? Председателем Комитета являлся губернатор Нижегородской области. В состав Комитета входили: вице-губернатор, полицмейстер, начальник речной полиции, представители местного управления путей сообщения, управляющий конторой, архитектор, городской голова. Председатель Нижегородского биржевого и ярмарочного комитетов, пять человек представителей купечества. Как видно из состава Комитета, в нем были представлены те лица и структуры, которые эксплуатировали речной транспорт. Теперь к вопросу о задачах. Они были столь же разнообразны, как и состав Комитета. Комитет решал следующие задачи: а) разработка и принятие нормативного регулирования по вопросам пожарной безопасности на объектах речного транспорта, в первую очередь — на судах, пристанях, других надводных сооружениях; б) организация контроля силами членов Комитета за соблюдением правил пожарной безопасности; в) руководство хозяйственной частью речной полиции; г) рассмотрение жалоб и заявлений на действия сотрудников речной полиции. Как видно из перечня, деятельность Комитета для речной полиции носила обеспечивающий характер. Решения Комитета принимались простым большинством голосов. Губернатору предоставлялось право в случае несогласия приостанавливать исполнение решения Комитета, информируя об этом министра внутренних дел. Теперь к вопросу о полиции непосредственно. Нижегородская речная полиция имела совершенно иной, не присущий территориальной полиции, порядок подбора руководящих кадров. Начальник полиции и его заместитель назначались из числа штаб — или обер-офицеров флота. Причем кандидатуры подбирались губернатором области и согласовывались с морским ведомством. К тому же названные лица не переходили в штат МВД: они прикомандировывались, сохраняя за собой прежние должности. «Во время состояния обозначенных лиц на службе в речной полиции, они продолжают числиться по флоту и сохраняют за собой все преимущества, присвоенные службе в морском ведомстве» <3>. ——————————— <3> Волков Н. Законы о полиции. М., 1910. С. 128.

В то же время остальные сотрудники речной полиции находились в штате МВД и подчинялись нижегородскому губернатору. И еще одна особенность была присуща Нижегородской речной полиции. Наряду с выполнением общеполицейских функций в акватории реки полиция выполняла функции пожарной безопасности. Для этого в распоряжении полиции имелось необходимое количество судов со всеми необходимыми принадлежностями для тушения пожаров. Положительные результаты деятельности Нижегородской речной полиции были обобщены и привлекли внимание других речных акваторий. В городе Рыбинске было принято решение провести эксперимент: создать аналогичную речную полицию. Тем самым Рыбинская речная полиция изначально, на момент создания, имела особенность — она создавалась в порядке опыта «для наблюдения за судоходством в пожарном и полицейском отношениях, на прилегающих к городу Рыбинску водах» <4>. Инициатором создания речной полиции выступило руководство губернии. Штатное расписание и смета расходов утверждались МВД по представлению губернатора. Однако в Рыбинске пошли дальше. Рыбинскому биржевому комитету было предоставлено право «в районе расположения Рыбинских пристаней» устанавливать дополнительные сборы на содержание полиции. В качестве источников дополнительных сборов выступали: ——————————— <4> Волков Н. Законы о полиции. М., 1910. С. 128.

1) пассажирские пароходы, постоянно приписанные к рыбинской пристани, по 50 копеек за каждое прибытие; 2) грузовые суда, прибывающие к рыбинской пристани, по 10 копеек за каждую тысячу пудов выгружаемого груза и др. Таким образом, в целом по России к моменту крушения Российской империи речная полиция была организована только в трех регионах: в столице Российской империи г. Санкт-Петербург, в Нижнем Новгороде и Рыбинске. Чем это объяснить? Почему при обилии водных путей сообщения специализированный орган охраны правопорядка был создан только в трех регионах? В историко-правовой литературе этот вопрос не рассматривался, а потому остановимся на нем более подробно. Водные транспортные магистрали функционировали только в определенный период — летний. В принципе и грузовые, и пассажирские суда находились в частной собственности. Соответственно, хозяева и наблюдали за состоянием сохранности грузов, за поведением пассажиров на борту судов. На берегах же действовала территориальная полиция, сотрудники которой в случае необходимости принимали необходимые меры. Поэтому и слом старого правоохранительного механизма на водных магистралях после Октябрьской революции 1917 г. происходил относительно безболезненно. Заключение. Изучение источниковой базы позволяет сделать вывод о том, что к концу XIX — началу XX в. в России процесс становления жандармской железнодорожной полиции практически закончился. И можно говорить о создании и деятельности в Российской империи мощной и разветвленной эффективной структуры жандармской железнодорожной полиции и специализированной полиции на водном транспорте. Они создавались и развивались совместно с объектом обслуживания — транспортными магистралями дореволюционной России. А это значит, что и дальнейшее совершенствование отраслей транспорта современной России также будет требовать дальнейшего совершенствования работы органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в транспортном комплексе России.

——————————————————————