Необходима ли нам военная полиция?
(Карпов Н.)
(«Законность», 2005, N 9)
НЕОБХОДИМА ЛИ НАМ ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ?
Н. КАРПОВ
Н. Карпов, профессор кафедры Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.
Согласно статистическим данным, в 1992 — 2003 гг. в войсках Российской Федерации совершалось в среднем около 22,3 тыс. преступлений ежегодно. В целом за этот период от преступлений погибло около 13 тыс. человек. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что правоохранительная деятельность по реализации конституционных прав и свобод граждан в войсках РФ нуждается в совершенствовании.
На взгляд автора, один из реальных путей решения проблемы — создание в России органов военной полиции, организационно объединенных в Федеральную службу военной полиции, подчиненную Президенту России.
Об эффективности функционирования военной полиции свидетельствует зарубежный опыт. Так, военная полиция в США расследует преступления, совершаемые солдатами и офицерами, охраняет лагеря военнопленных, тылы и объекты оборонного значения во время боевых действий, регулирует движение военного транспорта. В мирное время она выполняет задачи по поддержанию порядка в гарнизонах, охране объектов и оказанию помощи командирам в воспитании личного состава, расследует совершаемые военнослужащими преступления, занимается регулированием дорожного движения. Военная полиция может также привлекаться для борьбы с массовыми беспорядками и оказания помощи обычной полиции на прилегающих к военным объектам территориях.
Военная полиция Великобритании выполняет в мирное время функции по обеспечению соблюдения правопорядка и дисциплины в гарнизонах, местах размещения воинских частей и проживания семей военнослужащих, проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение преступлений и любых нарушений военного законодательства в воинских коллективах, несению охраны важных военных объектов. В составе военной полиции есть специальные подразделения по обеспечению охраны высшего военного руководства страны и организации сопровождения важных военных делегаций.
На военную полицию ФРГ возложены, в частности, задачи по контролю и управлению транспортными перевозками, она следит за поддержанием или восстановлением дисциплины и порядка в войсках, выполняет задачи по предотвращению преступлений, некоторые контрразведывательные функции.
В Италии функции военной полиции возложены на войска карабинеров, входящие в состав сухопутных сил. В связи с особенностями решаемых задач эти войска подчинены министру обороны и министру внутренних дел. Общая численность карабинерских войск составляет 103 тыс. человек (24% от численности вооруженных сил). В интересах вооруженных сил карабинерские войска решают задачи военной полиции, военной контрразведки, охраны военных объектов, участвуют в мероприятиях по планам гражданской и территориальной обороны. По линии министерства внутренних дел карабинерские формирования обеспечивают поддержание общественного порядка, территориальный надзор, пограничный контроль, защиту прав граждан, расследуют уголовные преступления, осуществляют полицейские акции.
Во Франции формирований военной полиции нет. Ее функции выполняет национальная (военная) жандармерия, которая является составной частью Вооруженных сил и подчиняется министру обороны. Ее деятельность носит межминистерский характер и координируется также с министерствами внутренних дел и юстиции. Жандармский корпус насчитывает 65 тыс. человек. Жандармы решают довольно разнообразные задачи: обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью, охрана границ государства, надзор за санитарным состоянием территории, регулирование транспортного движения, наблюдение за иностранцами, розыск дезертиров и уклоняющихся от воинской службы.
Военная полиция Японии является специализированным формированием в составе Вооруженных сил. Она создана в 1954 г. Ее задачи аналогичны задачам военной полиции США.
В России военная полиция появилась гораздо раньше, чем за рубежом. Уже в 1621 г. Уставом ратных, пушечных и других дел в российской армии был учрежден профессиональный институт поддержания правопорядка — подразделения гевальдигеров. На них возлагались охрана мест расположения войск, полевых штабов, надзор за соблюдением военнослужащими законов. В ходе Отечественной войны 1812 г. функции органов военной полиции русской армии были расширены. Гевальдигерам вменялось в обязанность обеспечивать порядок на маршрутах движения войск, охрану транспорта, пленных, а главное — расследовать дела о преступлениях «нижних чинов».
Военно-полицейская служба получила наибольшее развитие в конце XIX века, когда в соответствии с законом «Об армейской жандармерии» (1876 г.) и положением «О состоящих при войсках жандармских эскадронах» (1887 г.) на нее было возложено решение ряда важных задач. В мирное время армейские жандармы должны были наблюдать за порядком во время проведения гарнизонных мероприятий, молебнов, шествий и гуляний с участием военнослужащих, обеспечивать поддержание дисциплины на марше и в местах расположения войск. В бою им предписывалось располагаться «в цепи» за сражающимися подразделениями, задерживая дезертиров и мародеров, обеспечивать доставку раненых в места перевязок. В военное время жандармские подразделения назначались в караулы по охране военных и важных гражданских объектов в занятых войсками городах. На них же возлагались задача по защите личных и имущественных интересов местного населения, оказание помощи органам военной контрразведки в поимке вражеских лазутчиков, охрана лагерей военнопленных и др.
Органы военной полиции выполняли наряду с армией Российского государства многочисленные полицейские функции (борьба с преступностью, «ворами и разбойниками», охрана мест лишения свободы и конвоирование преступников, задержание «подозрительных лиц» и шпионов).
По нашему мнению, следовало бы возродить давние русские традиции в армии — создать военную полицию. Перечень основных направлений ее деятельности может быть следующим.
1. Осуществление в войсках оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений. Необходимость создания органов военной полиции вызвана не только серьезным ухудшением криминальной и криминогенной обстановки в войсках нашей страны, хотя этот фактор является, безусловно, главным. Суть дела еще и в том, что до настоящего времени в армии нет органа, который бы на основании действующего законодательства занимался осуществлением оперативно-розыскной деятельности. Отсюда и многочисленные непредотвращенные тяжкие преступления, так называемая дедовщина, злоупотребления и безнаказанность командного состава.
Вместе с тем в целом по стране оперативно-розыскная деятельность проводится как органами министерства внутренних дел, ФСБ, так и рядом других спецслужб.
В отсутствии аналогичной системы в войсках, на наш взгляд, и кроется одна из причин кризисного состояния законности и правопорядка в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации.
Нет сомнения в том, что в войсках должна действовать специальная служба, оберегающая их (и всех граждан) от правонарушителей и предупреждающая преступления. Затраты на создание еще одной специальной службы оправданы тем, что на другой чаше весов находятся человеческие жизни.
2. Проведение дознания и следствия по уголовным делам. Органы военной полиции будут призваны освободить от несвойственных им функций органы дознания Вооруженных Сил, которые, работая на непрофессиональной основе, расходуют значительные государственные средства на в целом недостаточно квалифицированное проведение дознания, не приносящую должного результата профилактическую и правовоспитательную работу.
Осуществляя предварительное следствие по крайне ограниченному кругу уголовных дел, в частности о преступлениях, связанных с уклонениями от военной службы, военная полиция окажет существенную помощь и органам военной прокуратуры, которые смогут сосредоточить свой главный потенциал на расследовании более серьезных правонарушений, а также на осуществлении надзора за органами предварительного следствия и на других надзорных функциях (в том числе на осуществлении надзора за исполнением законодательства самими органами военной полиции).
3. Проведение мероприятий по осуществлению государственного контроля за исполнением в войсках законодательства Российской Федерации. Предоставление военной полиции некоторых проверочных функций органа вневедомственного государственного контроля сможет оказать серьезное влияние именно на предупреждение, общую превенцию правонарушений в войсках, оздоровление общей криминогенной обстановки. Среди них следует отметить такие функции, как проверка с участием специалистов санитарно-эпидемиологического и противопожарного состояния объектов Вооруженных Сил, состояния объектов, представляющих повышенную опасность (аэродромы, порты, склады с оружием и боеприпасами, стрельбища, военные базы и др.), а также мест хранения и использования огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов.
В качестве обязательных следует предусмотреть проверки по вопросам предупреждения травматизма и несчастных случаев с людьми, а также обеспечения личного состава положенными видами довольствия.
4. Проведение органами военной полиции воспитательной и профилактической работы.
5. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в Вооруженных Силах. Эта функция заключается в том, что сотрудники военной полиции путем патрулирования, выставления постов и с использованием других методов будут контролировать и осуществлять поддержание общественного порядка на территориях военных городков и населенных пунктов по месту дислокации воинских частей, обеспечивать порядок во время заседаний военных судов, охрану помещений военных судов и военных прокуратур, конвоирование подследственных и подсудимых в органы военной прокуратуры и в военные суды.
Как представляется, создание военной полиции окажет дополнительное позитивное воздействие и на укрепление правопорядка в целом в стране, поскольку она будет осуществлять свою деятельность, в частности патрульно-постовую, в населенных пунктах субъектов Российской Федерации по местам дислокации войск.
——————————————————————