Качественное прохождение стажировки в адвокатском образовании как одно из условий формирования квалифицированных кадров адвокатуры

(Иванченков Ю. В.) («Адвокатская практика», 2012, N 1)

КАЧЕСТВЕННОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ СТАЖИРОВКИ В АДВОКАТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ АДВОКАТУРЫ <*>

Ю. В. ИВАНЧЕНКОВ

——————————— <*> Ivanchenkov Yu. V. Qualitative training on probation in advocate formation as one of conditions of formation of qualified personnel of advocature.

Иванченков Юрий Владимирович, член Ассоциации юристов России, стажер коллегии адвокатов «Адвокаты столицы», соискатель ученой степени кандидата юридических наук Института государства и права РАН.

В настоящей статье делается попытка указать на главную, по мнению автора, проблему, оказывающую влияние на качество юридических услуг: проблему подготовки стажеров адвокатского сообщества. Создание отдельного органа в структуре адвокатуры, по мнению автора, будет способствовать в дальнейшем оказанию квалифицированной юридической помощи. Стажировка в рамках социальной программы оказания бесплатной юридической помощи — прямой путь формирования правовой культуры и правосознания граждан.

Ключевые слова: стажер, адвокатское сообщество, юридическая помощь, профессиональные обязанности.

The present article makes an attempt to point out the main problem influencing the quality of juridical services: problem of training of probationers of advocate community. In the author’s opinion creation of a separate body in the structure of advocature will promote rendering qualified juridical assistance in future. Training on probation within the frames of social program of rendering free juridical assistance is a direct path to formation of legal culture and legal conscience of citizens.

Key words: probationer, advocate community, juridical assistance, professional duties.

Статья 48 Конституции Российской Федерации регламентирует положение о том, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь оказывается бесплатно». Конституционный Суд РФ в своих решениях <1> рассматривает институт адвокатуры как государственную гарантию обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, что обязывает органы адвокатского сообщества принимать меры для обеспечения выполнения адвокатами своих профессиональных обязанностей. ——————————— <1> См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 1997 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 47 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан Б. В. Антипова, Р. Л. Гитиса, С. В. Абрамова» // СПС «КонсультантПлюс».

В соответствии с Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» <2> квалифицированную юридическую помощь в России оказывают адвокаты. ——————————— <2> Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Оказание квалифицированной юридической помощи является определяющей составляющей в профессиональной деятельности адвокатов. Квалифицированность включает в себя такие атрибутивные свойства, как качество и добросовестность. В настоящее время можно говорить о профессиональной деформации адвокатов, которая оказывает большое влияние на оказание качественной юридической помощи. Следует согласиться с печальной констатацией факта Президентом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Евгением Васильевичем Семеняко о том, что «в последнее время все большую актуальность приобретает проблема ответственности адвокатов-защитников за ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей. В значительной степени это связано с резким увеличением в последние годы числа адвокатов, существенную долю которых составили люди, не способные оказывать квалифицированную помощь: судьи с сожалением отмечают, что утрачивается былой высокий уровень культуры адвокатов, их обязанность, безупречное поведение в процессе» <3>. ——————————— <3> Игра в защите. Интервью с Президентом Федеральной палаты адвокатов России Е. Семеняко // Адвокат. 2005. N 4 (165). С. 3.

Все эти аномалии являются следствием того, что на стадии приобретения статуса адвоката качество, как атрибутивное свойство, не соответствует критерию квалифицированности. Уровень подготовки стажеров адвоката демонстрирует низкие показатели и, как факт, оказывает решающее влияние на качество предоставляемой юридической помощи после приобретения статуса адвоката. Россия, как государство переходного периода, находится, как и многие страны целостного мира, в состоянии трансформации, происходит преобразование (переход) к информационному обществу. Производственным ресурсом информационного общества становятся информация и знания. Движущей силой экономики становятся разработки научного сообщества. Наиболее ценными качествами работника являются уровень образования и профессионализм. Постиндустриальный этап, этап информатизации общества, чреват катаклизмами, коренные изменения происходят во всех институтах — в политике, технологиях, адвокатуре, семье, а главным образом, в психологии личности, в ее направленности (базовых потребностях, ценностных ориентациях). Можно говорить о так называемых социальных трансформациях на всех стадиях развития российского общества. Институт адвокатуры не соответствует реалиям сегодняшнего времени и требует внесения качественных изменений и преобразований в систему в целом. Адвокат, являясь структурной единицей каркаса институции адвокатуры, оказывает определенное влияние на всю систему, в результате чего система испытывает значительные флуктуации <4>. Значительные колебания возникают вследствие неравномерного распределения знаний, а в иных случаях — их отсутствия в сознании представителей адвокатского сообщества. ——————————— <4> Флуктуация (от лат. fluctuatio — колебание) — термин, характеризующий любое колебание или любое периодическое изменение.

В настоящее время можно наблюдать значительные колебания в системе адвокатуры, которые выражаются в низкой профессиональной подготовке стажеров и адвокатов, демонстрируя высокие показатели оказания некачественной юридической помощи. Согласно п. 2.2.17 Отчета Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации 2011 (V съезд) за период с апреля 2009 г. по апрель 2011 г. квалификационные комиссии рассмотрели 9900 (за прошлый отчетный период — 9051) дисциплинарных производств и дали по ним заключения: о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и Кодекса профессиональной этики адвоката — в 5706 (5694) случаях, о прекращении дисциплинарного производства — в 4194 (4349) случаях <5>. ——————————— <5> Отчет Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период с апреля 2009 г. по апрель 2011 г. URL: http://www. fparf. ru.

Можно говорить, что указанные значительные колебания могут привести к возникновению критической нестабильности, выйдут из-под контроля и взломают структуру системы. Система войдет в период хаоса. В результате может произойти либо ее распад на индивидуальные стабильные компоненты, либо произойдет стремительное развитие, устойчивое к колебаниям, которые дестабилизируют предыдущую систему. Стремительное развитие возможно в результате внесения качественных изменений в систему профессиональной подготовки стажеров адвокатов. Необходимым является создать внутри системы комитет (комиссию) профессиональной подготовки стажеров адвокатов, в обязанности которого будут входить осуществление соответствующего контроля за деятельностью лиц, проходящих стажировку в адвокатском образовании, обеспечение стажеров трудовой деятельностью, используя реализацию конституционного права граждан на получение бесплатной юридической помощи. Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация является правовым государством. Институт адвокатуры находится в тесной взаимосвязи с указанным конституционным свойством государства. Адвокатское сообщество своими действиями оказывает самое непосредственное качественное влияние на формирование находящегося в зачаточном состоянии правового государства. Повышение уровня правовой культуры, формирование развитого правосознания, формирование базиса необходимых теоретических и практических знаний у лиц, проходивших стажировку, являются основополагающими целями комитета (комиссии) профессиональной подготовки стажеров адвокатов. Основным принципом по взаимодействию адвокатского сообщества и стажеров можно считать принцип персонализации. Персонализированный, индивидуальный подход к каждому стажеру обеспечит в будущем стабилизацию системы адвокатского сообщества путем равномерного распределения приобретенных стажерами знаний для оказания качественной юридической помощи гражданам. Поднятие престижа социально-правового института адвокатуры в глазах всего населения России и выведение на новый уровень, уровень высокой степени компетентности и профессионализма, является определяющим в настоящее время. Следующим этапом после формирования комитета (комиссии) профессиональной подготовки стажеров является отправка письменных обращений в компетентные органы государственной власти с просьбой об оказании содействия в реализации конституционного права граждан на оказание бесплатной юридической помощи и выделении площадей для проведения бесплатных юридических консультаций граждан, а также об оказании содействия в информационном обеспечении населения для реализации социальной программы «Оказание бесплатной юридической помощи». Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» регламентирует положение о том, что органы государственной власти оказывают содействие адвокатской деятельности в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Основная цель прохождения стажировки — получить необходимые теоретические и практические знания для реализации в дальнейшем в профессиональной адвокатской деятельности. Действия, направленные на оказание бесплатной юридической помощи гражданам, совершает не только адвокатское сообщество, можно говорить и о действиях со стороны государства, которые направлены на реализацию государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. В рамках программы было принято Постановление Правительства РФ от 22.08.2005 N 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (вместе с Положением об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам) <6>. Правительство Российской Федерации постановило провести на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г. эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, в целях чего создать 10 государственных юридических бюро. Государственные юридические бюро были созданы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534, и данная программа действовала в 2010 г. ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 22.08.2005 N 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» // СПС «Гарант».

Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» для достижения уставных целей и задач и реализации программ социального партнерства государства и профессионального сообщества юристов по вопросам правовой помощи и правового просвещения граждан создала 325 центров бесплатной юридической помощи населению в 42 субъектах Российской Федерации. По итогам 2010 г. в Ассоциации действуют 305 центров бесплатной юридической помощи, сотрудниками которых было принято к рассмотрению более 50000 обращений граждан в 52 субъектах Российской Федерации <7>. ——————————— <7> Интернет-ресурс Ассоциации юристов России. URL: http://www. alrf. ru/projects/free-legal-help/intro.

В настоящее время подготовлен проект Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». На указанный проект Федерального закона Федеральная палата адвокатов Российской Федерации подготовила экспертное заключение, согласно которому принятие Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» явится положительным шагом в направлении реализации государственной политики в области обеспечения прав малоимущих граждан на получение бесплатной юридической помощи и доступа к правосудию <8>. ——————————— <8> Экспертное заключение на законопроекты о бесплатной юридической помощи. URL: http://www. fparf. ru/resh/2011/ekspertnoe_zakluchen. htm.

Для сведения, в 2010 г. бесплатную юридическую помощь на территории Российской Федерации оказывали 31063 адвоката. Они выполнили более 600 тыс. поручений, в т. ч. дали свыше 400 тыс. устных и письменных консультаций, составили около 100 тыс. документов правового характера, представляли интересы почти 40 тыс. малоимущих граждан в гражданском судопроизводстве. Всего бесплатную юридическую помощь, оказанную адвокатами по не уголовным делам, получили 150 тыс. граждан <9>. ——————————— <9> Там же.

Статья 25 проекта Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предусматривает, что в целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации в инициативном порядке могут создавать негосударственные центры бесплатной юридической помощи, действующие в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Из приведенных выше данных можно констатировать, что идет процесс вовлечения государства и юридического сообщества в процесс формирования правосознания и правовой культуры у граждан путем оказания бесплатной юридической помощи. В настоящее время участие представителей адвокатского сообщества в программе по оказанию бесплатной юридической помощи является недостаточной. Адвокатура обязана занимать лидирующую позицию и оказывать решающую роль в текущих процессах правового просвещения граждан. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации создана для реализации следующих целей: обеспечение оказания квалифицированной и доступной юридической помощи гражданам РФ, в т. ч. оказываемой гражданам бесплатно; контроль за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности. Необходимо в рамках Съезда Федеральной палаты адвокатов РФ рассмотреть предложение по созданию комитета (комиссии) по профессиональной подготовке стажеров адвокатов при адвокатских палатах субъектов РФ на предмет рациональности использования на практике.

——————————————————————