О типах и моделях современного нотариата

(Мизинцев Е. Н.) («Нотариус», 2012, N 3)

О ТИПАХ И МОДЕЛЯХ СОВРЕМЕННОГО НОТАРИАТА <*>

Е. Н. МИЗИНЦЕВ

——————————— <*> Mizincev E. N. On types and models of contemporary notariat.

Мизинцев Евгений Николаевич, помощник нотариуса, аспирант РААН.

В статье аргументируется целесообразность научной характеристики на современном историческом этапе трех основных типов нотариата — латинского, англосаксонского и государственного, в первом из которых обоснована необходимость выделения немецкой, французской модели, латинской модели стран англосаксонской системы права, а также смешанных моделей, в том числе имеющих место в Российской Федерации.

Ключевые слова: нотариат, тип, нотариус, нотариальная деятельность, суд, судебный орган, правоохранительный орган, латинский нотариат, государственный нотариат.

The article arguments feasibility of scientific characteristics at the contemporary historical stage of three basic types of notariat: Latin, Anglo-Saxon and state. The first substantiates the necessity of pointing out of German, French models, Latin model of countries of Anglo-Saxon system of law and also mixed models including those existing in the Russian Federation.

Key words: notariat, type, notary, notarial activity, court, judicial agency, enforcement agency, Latin notariat, state notariat.

Конкретную организационную форму, в которой осуществляется нотариальная деятельность, в юридической литературе нередко характеризуют как тип нотариата. Это понятие активно используется в российской науке (обычно в контексте «нотариат латинского типа») и нуждается в углубленном научном анализе. Принадлежность нотариата того или иного государства к определенному его типу определяет многие характеристики, принципы, на которых построен нотариат, в том числе специфику взаимодействия нотариата и правоохранительных, судебных органов. В частности, большое значение имеют следующие факторы: — правовой статус нотариуса (является ли нотариус государственным служащим либо обладает особым статусом); — определение числа должностей нотариусов и порядок формирования нотариальных округов; — условия и порядок доступа к нотариальной профессии: он может быть усложненным, предъявляющим ряд особых требований к кандидатам (стаж работы, прохождение специальных экзаменов и т. д.), либо обычным, не предусматривающим особых требований; — порядок финансирования нотариальной деятельности: нотариус может получать заработную плату, взыскивать в свою пользу установленный государством нотариальный тариф или же определять размер взыскиваемых средств по соглашению с лицом, обратившимся за совершением нотариального действия; — формы контроля за нотариальной деятельностью, который может осуществляться судебными органами, органами исполнительной власти, организациями самоуправления нотариусов либо иными организациями; — ответственность нотариуса — различные условия и порядок привлечения нотариуса к дисциплинарной, гражданской или уголовной ответственности. Кроме того, принадлежность нотариата к тому или иному типу связана с основными характеристиками, которыми обладает нотариальный акт, — его юридической, доказательственной, «исполнительной» силой. Следовательно, под типом нотариата следует понимать в том числе определенную форму организации нотариальной деятельности, отличающуюся устойчивым набором основополагающих признаков (правовым статусом нотариуса, условиями и порядком доступа к нотариальной профессии, порядком финансирования нотариальной деятельности, способами контроля за данной деятельностью, ответственностью нотариуса и т. д.). В настоящее время можно выделить три основных типа организации нотариата; в общем виде их отличия друг от друга заключаются в различном сочетании публично-правовых и частноправовых начал в организации нотариальной деятельности. В соответствии с классификацией Ж. Ф. Пиепу и Ж. Ягра разнообразие типов нотариата можно классифицировать по трем видам: нотариат в странах с централизованной экономикой, нотариат латинского типа, нотариат в странах англосаксонской правовой системы <1>. По мнению автора статьи, выделение в качестве особого типа «нотариата в странах с централизованной экономикой» представляется небесспорным и целесообразнее обособлять «государственный нотариат» как особую форму организации нотариальной деятельности. Государственный нотариат существует не только в странах с «централизованной» экономикой, но также имеет место в ряде стран с рыночной экономикой (например, в некоторых кантонах Швейцарии и федеральных землях Германии). Распространенным в мире явлением является функционирование нотариата в нескольких организационных формах одновременно в рамках одной правовой системы. Чаще всего это имеет место в государствах так называемого переходного периода (Польша в 1989 — 1992 гг., Восточная Германия в 1990 — 1992 гг.). Кроме того, известны случаи, когда в одном государстве одновременно существовало несколько нотариальных систем, построенных на принципах латинского нотариата. Подобная ситуация сложилась, в частности, в результате распада европейских империй после Первой мировой войны. Так, в Польше в 1918 — 1933 гг. одновременно действовало сразу четыре закона о нотариате: австрийское Положение о нотариате 1871 г. (в Галиции и Силезии), венгерское Положение о нотариате 1874 г. (в областях (комитатах) Орава и Спиш), прусское нотариальное законодательство (в Познани и Верхней Силезии) и российское Положение о нотариальной части 1866 г. <2>. Как писал советский автор К. Юдельсон, «природа советского нотариата характеризуется прежде всего тем, что нотариат является государственным органом, в то время как в капиталистических странах нотариат имеет двойственную природу, нотариус выполняет свои функции в качестве должностного лица, но взимает вознаграждение от клиентов, идущее в пользу нотариуса» <3>. ——————————— <1> См.: Пиепу Ж. Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право / Пер. с фр. И. Г. Медведева. М., 2001. С. 208 — 209. <2> См.: Neschwara C. Osterreichs Notariatsrecht in Mittel — und Osteuropa. Zur Geltung und Ausstralung des Osterreichischen Notariats. Wien. MANZ. 2000. S. 76 — 78. <3> Юдельсон К. С. Советский нотариат. М., 1959. С. 22.

В настоящее время целесообразно выделение трех основных типов нотариата — латинского, англосаксонского и государственного. Вместе с тем многообразие форм организации нотариата таково, что, во-первых, вполне возможно существование нотариата, одновременно объединяющего в себе ключевые признаки двух основных типов нотариата, во-вторых, в рамках основных типов нотариата возможна более детальная классификация форм организации нотариата. Так, например, А. В. Дударев утверждает, что в настоящее время в мире существует две системы организации нотариата, которые основаны на двух основных правовых системах: романо-германской и англосаксонской <4>. Институт экономически независимого нотариата латинского типа является в странах с романо-германской системой права одним из гарантов стабильности гражданско-правовых отношений; в европейских странах, за исключением Португалии, государственный нотариат не существует <5>. Все его функции выполняют частные нотариусы, действующие по принципу латинского нотариата. Государства с развитой экономикой стараются избежать риска незапланированных расходов, в том числе в виде имущественной ответственности в гражданско-правовых отношениях <6>. ——————————— <4> См.: Дударев А. В. Система латинского нотариата: к вопросу об «идеализации» модели и ее перспективах // Российская юстиция. 2008. N 12. С. 23. <5> См.: Азнаев А. М. Правовое регулирование перехода нотариусов государственных нотариальных контор на частнопрактикующую деятельность и еще раз о необходимости существования единого нотариата // Нотариус. 2007. N 6. С. 29. <6> См.: Плахин Ю. В. Частный нотариат: вне закона // Нотариус. 2000. N 5. С. 72.

Существующий в странах романо-германской системы права нотариат латинского типа сформировался в результате длительной эволюции правовых идей и развития моделей государственного управления; ученые выделяют три модели нотариата латинского типа <7>. ——————————— <7> См.: Алферов И. А. Нотариальная форма защиты и охраны права и законного интереса: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 19 — 20.

1. Немецкая модель. Для нее, по мнению многих исследователей, характерна незначительная активность нотариуса в реализации интересов обратившихся лиц (проведение консультаций, участие в переговорах, сбор необходимых документов и т. п.), роль нотариуса сводится к разработке соответствующего акта и его последующему удостоверению. 2. Французская модель. В рамках данной модели нотариусы достаточно инициативны, нотариус и его помощники полностью берут на себя все «заботы» обратившихся лиц, начиная со сбора необходимых документов, проведения переговоров, составления и удостоверения документа и заканчивая регистрацией нотариально удостоверенного документа в компетентных государственных и (или) муниципальных органах. 3. Смешанная модель. Такая модель сочетает в себе в той или иной степени элементы вышеуказанных моделей; она существует в Испании, Нидерландах, Швейцарской конфедерации и ряде других стран. Ряд стран, как считают исследователи, «при построении собственных нотариатов обращает пристальное внимание на систему организации латинских нотариатов, особенно французского. Это относится к КНР, Алжиру, Вьетнаму; Польша, Чехословакия и Венгрия приняли в 1991 г. законы, учреждающие на их территории нотариат свободного типа» <8>. ——————————— <8> Пиепу Ж. Ф., Ягр Ж. Нотариат во Франции и в мире // Нотариус. 2005. N 6. С. 39.

Впрочем, А. В. Дударев отмечает, что вышеуказанная классификация также не свободна от определенных недостатков и в настоящее время уже не полностью отражает фактическое состояние дел применительно к институту нотариата <9>. Прежде всего она не учитывает процессов конвергенции и унификации правовых семей, сближения правовых систем современности в целом и перспектив дальнейшего расширения Европейского союза в частности <10>. Сейчас, безусловно, имеет место «процесс целенаправленного сближения правовых систем в целом или отдельных отраслей, утверждения общих институтов и норм, устранения противоречий» <11>. В этом плане небесспорными являются утверждения некоторых исследователей о том, что, к примеру, «необходимо сближение нормативно-правового регулирования российской нотариальной деятельности со странами романо-германской системы права» <12>. Другие авторы полагают, что «для правового государства континентальной правовой системы существование до сих пор в России категории государственного нотариата не имеет достаточного обоснования, причем ни научного, ни практического» <13>. ——————————— <9> См.: Дударев А. В. Указ. соч. С. 24. <10> См.: Bradley D. Convergence in Family Law: Mirrors, Transplantsand Political Economy // Maastricht Journal of European and Comparative Law. 1999. N 6. P. 127 — 128. <11> Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 45. <12> Олейникова А. Г. История становления законодательства о нотариате в России: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 7 — 9. <13> Черемных И. Н. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 6.

Итак, в настоящее время возможно выделение трех основных типов нотариата — латинского, англосаксонского и государственного. Исследователи выделяют различные признаки латинского нотариата, которые они считают основными. Так, В. В. Ярков в качестве основных, системных признаков, которые характеризуют любой национальный нотариат латинского типа, называет следующие: — нотариус — это публичное должностное лицо, получающее полномочия от государства, реализующее их от его имени и под его контролем; — нотариус — это лицо свободной юридической профессии в том смысле, что самостоятельно организует свою работу, за собственный счет приобретает необходимое имущество и нанимает помощников, несет полную имущественную ответственность за причиненные убытки; — основная функция нотариуса — придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы, защита публичного интереса; — нотариус за совершение им нотариальных актов получает нотариальный тариф, размер и порядок уплаты которого устанавливаются государством. Нотариальный тариф является одновременно основным источником для самофинансирования нотариальной деятельности; — нотариусы объединяются в коллективные органы: нотариальные палаты, выполняющие административные и контрольные функций. Членство нотариусов в палатах обязательно <14>. ——————————— <14> См.: Нотариальное право России / Под ред. проф. В. В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 188.

Американский исследователь П. Мэлавет выделяет следующие признаки латинского нотариата: — нотариус — это «свободная» профессия, на которую возложено осуществление публичной функции; он отмечает, что «функция нотариуса является публичной, осуществляемой посредством делегирования государством удостоверительных полномочий, но профессия нотариуса является «свободной», подлежащей регулированию, аналогичному тому, которое государство устанавливает для адвокатов, врачей и аптекарей» <15>; ——————————— <15> Malavet P. A. Counsel for the Situation: The Latin Notary, A Historical and Comparative Model // 19 Hastings Int’l & Comp. L. Rev. 1996. P. 439.

— получаемые от государства полномочия на совершение удостоверительной деятельности обозначаются термином publica fides (лат.) или fe publica (исп.), что переводится дословно как «общественное доверие». Это означает, что, совершая нотариальное действие, нотариус «придает доверие» содержанию документа, подписанного в его присутствии, и таким образом документ приобретает презумпцию достоверности; — в качестве части публичной функции нотариуса выступает обязанность по постоянному хранению архива нотариальных актов. Для латинского нотариата характерно то, что нотариус выдает сторонам сделки удостоверенные копии нотариального акта; — латинский нотариат является частью единой системы юридической специализации. В отличие от американской правовой системы, где существует только один вид юристов (lawyer), правовые системы, основанные на римском праве, традиционно предусматривают разделение функций между различными юридическими профессиями; — основой правового регулирования нотариата является кодифицированное законодательство <16>. ——————————— <16> См.: Там же.

Немецкий исследователь Г. Шау выделяет следующие признаки латинского нотариата: — нотариальные документы, как публичные, так и частные, обладают доказательственной силой <17>; ——————————— <17> См.: Гражданский процесс зарубежных стран / Под ред. А. Г. Давтян. М.: Проспект, 2011. С. 73.

— чаще всего нотариусы назначаются органами исполнительной власти в соответствии с потребностями, нотариальный тариф устанавливается законодательно, поэтому нотариусы действуют в закрытом для «свободного рынка» пространстве; — нотариальные доходы являются сравнительно высокими; — в большинстве стран латинского нотариата действует требование обязательного гражданства страны, чтобы не допустить к осуществлению нотариальной деятельности иностранных кандидатов; — действует более или менее строгий запрет на рекламу нотариусом своей деятельности <18>. ——————————— <18> См.: Shaw G. Notariat in Europa: eine Zwischenbilanz oder eine lange Geschichte ohne Ende? S. 15.

Швейцарский нотариус М. Мерлотти характеризует такие принципы системы латинского нотариата <19>. По его мнению, нотариус — достаточно высококвалифицированный юрист, чтобы иметь право удостоверять составленные им же сделки и консультировать прибегающих к его посредничеству лиц; нотариус: ——————————— <19> См.: Мерлотти М. Общие соображения о роли нотариата латинского типа и основные принципы свободного нотариата // Развитие небюджетного нотариата в России: квалифицированная помощь и защита прав граждан и юридических лиц / Под ред. Б. И. Лившица. М.: ОСТ-МЕДИА, 2000. С. 18.

— выполняет государственную функцию независимо и не будучи включенным в иерархию государственных чиновников; — выполняет свою функцию беспристрастно; — обеспечивает хранение составленных и удостоверенных им актов, выдает удостоверенные копии, имеющие то же значение, что и подлинники; — несет персональную ответственность, в том числе и всем своим имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу при исполнении своей функции; — осуществляет свою профессию в рамках территорий, определяемых законом; — обязательно входит в состав коллегиального органа, создаваемого на корпоративных началах, — нотариальную палату; — соблюдает законы своей страны, а также правила этики, установленные нотариальной палатой. Заслуживает рассмотрения вопрос об «альтернативных» определениях латинского нотариата. Как отмечает М. Мерлотти, «официальное международное название — «латинский нотариат». Но этот нотариат по-разному называется не только в России, но и во франкоговорящих странах. В частности, на французском языке его называют «свободным», «независимым», «латинского типа». Надо заметить, что и Международный союз латинского нотариата (в период его существования) не вполне удовлетворен этим термином, ибо, «как следует из названия, «латинский нотариат» — это тот, который восходит к латинским традициям и римскому праву. Но этот же тип нотариата используется не только в Италии, Франции и Швейцарии, но и в Японии, Индонезии и африканских странах. Это в значительной мере условное название» <20>. ——————————— <20> Мерлотти М. По материалам пресс-конференции, посвященной презентации книги «Развитие небюджетного нотариата в России: квалифицированная юридическая помощь, защита прав граждан и юридических лиц», 21 марта 2000 г. // Нотариальный вестник. 2000. N 3-4. С. 35.

В российской литературе получили распространение термины «частный нотариат» и «частный нотариус». Они же присутствуют в законодательстве о нотариате ряда государств СНГ (Украина, Казахстан). Однако характеристика нотариата как «частного» вызывает критику среди разных авторов: по мнению А. Г. Олейновой, термин «частный» нотариус не соответствует используемому в странах латинского нотариата термину «свободный» нотариус, что приводит к смешению нотариальной деятельности с частной предпринимательской <21>. По мнению ряда авторов, «анализ сущности нотариальной деятельности как правовой формы, ее юридически-властного характера, задач и функций нотариата приводит к выводу, что нотариат частным быть не может. Он всегда орган публичный. Термин «частный» относится не к нотариату, а к организационным формам деятельности нотариуса» <22>. Как отмечает В. Герасимов, «значительные препятствия на пути использования преимуществ нотариата коренятся и в неверном понимании сущности латинского нотариата. Слово «частный», благодаря советской пропаганде ставшее ругательным, вводит в заблуждение не только граждан, но порой и представителей власти. На самом деле нотариат латинского типа представляет собой уникальнейшую систему сочетания интересов граждан, государства и нотариусов — профессионалов в лучшем смысле слова. Термин «частный» в сочетании с термином «нотариус» означает отсутствие затрат государственной казны на обеспечение законных прав граждан, а также персональную ответственность и заинтересованность нотариуса в результатах этого благого дела» <23>. В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате используется термин «частнопрактикующий нотариус» <24>. Данный термин в настоящее время признается большинством авторов неудачным, «не свойственным природе нотариата» <25>. Кроме того, в российской литературе имеют место и такие характеристики нотариата, как небюджетный (иногда — внебюджетный) и негосударственный; их использование во многом объяснимо существованием в настоящее время в России двух категорий нотариусов: работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой. ——————————— <21> См.: Олейнова А. Г. История становления законодательства о нотариате в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 22. <22> Комаров В. В., Баранкова В. В. Нотариат и нотариальный процесс. Харьков: Консум, 2000. С. 51. <23> Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. 2000. N 1. С. 32. <24> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (в ред. от 3 декабря 2011 г.) // Российская газета. N 49. 1993. 13 марта. <25> Кашурин И. Н. Нотариат в правовой системе Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 86 — 87.

Еще одна характеристика латинского нотариата — «свободный» — носит скорее публицистический характер; по мнению австрийских авторов К. Вагнера и Г. Кнехтеля, «профессия нотариуса принадлежит не к классическим «свободным профессиям», а к «связанным государством», к профессиям, имеющим лишь сходство со свободными профессиями. Только в социологическом смысле можно определенно отнести нотариусов к представителям «свободной» профессии. В фигуре нотариуса своеобразно сливаются свободная профессия и жалованное положение. По этой причине Положение о нотариате (Австрии) не квалифицирует, в отличие от других профессиональных положений, профессию нотариуса ясно в качестве свободной профессии» <26>. Как отмечает И. Г. Черемных, «использование термина «свободный» применительно к «латинскому нотариату» акцентирует внимание на главном его принципе. Свобода нотариата исключает незаконное вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность нотариуса, создает возможность сохранения тайны нотариальных действий, способствует повышению материальной ответственности нотариусов за совершенные нотариальные действия и, как следствие, росту профессионализма нотариусов» <27>. ——————————— <26> Wagner K., Knechtel G. Notariatsordnung. 5 Auflage, Wien, 2000. S. 10. <27> Черемных И. Г. Сочетание публично-правовых и частноправовых аспектов в правовой природе института российского нотариата // Государство и право. 2006. N 3. С. 38.

В англосаксонских странах для обозначения нотариата латинского типа используется термин — civil law notary. Он применяется как в юридической литературе, так и в нормативных правовых актах (например, Закон штата Флорида о нотариате — Civil Law Notaries Act) и отражает романское происхождение данного правового института. Иногда этот термин переводится как «гражданский нотариус» или «нотариус гражданского права». Для обозначения нотариата, существующего в странах общего права, нередко используются понятия «англосаксонский нотариат» или «саксонский нотариат» <28>. В юридической литературе можно обнаружить утверждения о том, что «нотариуса латинского типа не следует путать с персонажем, которого подданные государств, чья судебная система базируется на общем праве (common law), именуют нотариусом (public notary), который является не более чем удостоверителем подлинности подписей и временным уполномоченным…» <29>. ——————————— <28> Malavet P. A. Counsel for the Situation: The Latin Notary, A Historical and Comparative Model // 19 Hastings Int’l & Comp. L. Rev. 1996. <29> Моро А. Нотариус на службе государства // Нотариальный вестник. 2009. N 2. С. 62.

Нужно отметить, что вследствие длительного самостоятельного развития бывших британских колоний в различных странах общего права организация нотариата может значительно отличаться. В настоящее время в Англии и Уэльсе действует несколько категорий нотариусов. Генеральные нотариусы (General Notaries), которых в настоящее время около 950, как правило, являются солиситорами, иногда — барристерами. Действующие в Лондоне scrivener notaries, которых около 30, не обладают более широким спектром полномочий, чем генеральные нотариусы, однако нотариальная деятельность, как правило, является для них основной. Для того чтобы стать scrivener notary, необходимо отвечать требованиям, включающим в себя знание зарубежного права и владение иностранным языком. Обе категории английских нотариусов являются субъектами, осуществляющими функции публичной власти, и назначаются The Court of Faculties (особым присутствием) Архиепископа Кентерберийского, которому с 1533 г. делегировано право назначать нотариусов. В Австралии, так же как и в США, каждый австралийский штат (за исключением штата Квинсленд) имеет собственное законодательство о нотариате. В Квинсленде нотариусы по-прежнему назначаются английским The Court of Faculties по рекомендации и при поддержке Общества нотариусов Квинсленда. Правила, регулирующие условия и порядок назначения нотариусов, варьируются в зависимости от штата, но для всех штатов и территорий характерно, что назначение нотариусов производится Верховным судом соответствующего штата или территории <30>. В отдельных случаях нотариусы получают полномочия осуществлять свою деятельность на территории нескольких штатов. Специфику австралийского нотариата можно рассмотреть на примере Австралийской столичной территории (АСТ: Australian Capital Territory), которая была первой административно-территориальной единицей страны, где нотариусы перестали назначаться английским The Court of Faculties после того, как в 1984 г. был принят Акт о нотариусах (Notaries Public Act 1984). В соответствии с данным актом для назначения в качестве нотариуса необходимо отвечать следующим условиям: иметь действующий сертификат на занятие юридической практикой в АСТ; являться «подходящей кандидатурой» для осуществления нотариальной деятельности; обладать хорошей репутацией <31>. ——————————— <30> См.: Zablud P. The Australian Notariat. 2005. P. 2 — 3. <31> См.: Там же.

В настоящее время все канадские провинции (за исключением острова Принца Эдуарда) имеют собственные акты, устанавливающие порядок назначения и обязанности нотариусов. Должность нотариуса в Канаде имеет меньшее значение, чем в Англии, поэтому законодательство канадских провинций устанавливает менее строгие требования для их назначения. Некоторые Акты провинций, регулирующие нотариат, требуют проведения экзамена для кандидатов, другие оставляют вопрос определения квалификации кандидата на свободное усмотрение уполномочивающих органов <32>. По общему правилу барристеры, солиситоры и атторнеи никогда не получают отказ в назначении нотариусом во всех провинциях Канады. ——————————— <32> См.: Russel B. Office and Practice of Notary of Canada (Exepting Province of Quebec), 2009. P. 12.

В США каждый штат обладает собственным законодательством, регулирующим организацию и деятельность нотариусов. Как правило, нотариусы назначаются либо губернатором, либо секретарем штата; в большинстве штатов для назначения нотариусом достаточно отвечать ряду следующих требований: проживание на территории данного штата, достижение совершеннолетия, внесение необходимого залога. Тем не менее в некоторых штатах (Калифорния) кандидату необходимо сдать письменный экзамен. Американские нотариусы, как правило, имеют право осуществлять свою деятельность в рамках отдельного округа или района, но в некоторых случаях на территории всего штата. Как правило, нотариусы назначаются на определенный период, чаще всего не превышающий четыре года <33>. ——————————— <33> См.: Nigel P. Ready. Brooke’s Notary. 12-е изд. Sweet & Maxwell, London 2002 (1-е изд. под ред. Ричарда Брука, 1839). P. 37.

Таким образом, в рамках семьи общего права возможно выделение двух основных моделей нотариата — английской (Англия, Уэльс, Шотландия, Ирландия, Австралия, провинция Британская Колумбия в Канаде, Гонконг, Индия, Иран и др.) и американской (США и большинство провинций Канады). По мнению американского исследователя Дж. Сета, в современном мире существуют три различные группы нотариусов: латинские нотариусы (civil law notaries), английские нотариусы и американские нотариусы <34>. Если английская модель требует для назначения на должность нотариуса обязательного стажа работы по юридической специальности и прохождения экзамена (нотариус в Англии и в большинстве других стран общего права в любом случае является юристом-профессионалом), то для получения квалификации нотариуса в США этого не требуется и достаточно, как правило, обладать хорошими моральными качествами. Более того, американскому нотариусу запрещено осуществлять любую деятельность, которая может быть расценена как юридическая практика, например консультирование, составление документов и т. д. Американский правовед Дж. Мерримен отмечает, что «сходство между латинским нотариатом и нотариатом в странах общего права является только поверхностным. Наш нотариус — это лицо, не имеющее большой значимости. Латинский нотариус — это лицо большой важности» <35>. Как пишет П. Мэлавет, полномочия американских и британских нотариусов нельзя сравнить с publica fides, которым обладают латинские нотариусы. Несмотря на то что удостоверительные полномочия в обоих случаях исходят от государства, принципиальная разница между нотариальной publica fides и полномочиями американских и британских нотариусов лежит в их доказательственной силе. Должным образом удостоверенный нотариальный документ в латинской системе наделен высочайшей презумпцией истинности (truth), и стороны, пытающиеся опровергнуть эту презумпцию, несут тяжелое бремя по опровержению. С другой стороны, документ, подписанный notary public, обладает очень ограниченной доказательственной силой <36>. ——————————— <34> См.: Seth J. E. Notaries in the American Colonies // John Marshall Law Review, Vol. 32, Issue 4 (Summer 1999). P. 884. <35> Merryman J. The Civil Law Tradition. P. 113. <36> Malavet P. A. Counsel for the Situation: The Latin Notary, A Historical and Comparative Model // 19 Hastings Int’l & Comp. L. Rev. 1996. P. 441.

Перед характеристикой так называемого государственного нотариата обратим внимание на следующее обстоятельство. Нотариальная деятельность является разновидностью публичной, государственной деятельности; в XX в. подобная форма организации нотариальной деятельности получила значительное распространение во многих странах мира и может быть обозначена понятием «государственный нотариат» (нем. «Staatsnotariat»). В отличие от латинского нотариуса государственный нотариус не несет обязанностей, связанных с самостоятельным решением финансово-хозяйственных вопросов, являющихся значительной частью его нотариальной деятельности по обеспече нию совершения нотариального акта <37>. Совершенно иначе, чем в латинском нотариате, решается вопрос ответственности нотариуса за вред, причиненный совершением нотариального действия. Исследователями отмечается, что «только имущественная ответственность частнопрактикующего нотариуса, в том числе и своим собственным имуществом, способна оптимально обеспечить права обращающихся к нему лиц, гарантировав им возмещение ущерба, причиненного при совершении незаконного нотариального действия» <38>. ——————————— <37> См.: Черемных И. Г. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности. С. 39. <38> Там же. С. 40.

Осуществление удостоверительных функций государственными органами является характерной чертой правовых систем тех государств, которые стремятся проводить активное вмешательство в частноправовые отношения граждан и юридических лиц. К историческим примерам такого рода можно отнести, например, юстиц-комиссариат в Пруссии, учрежденный королем Фридрихом II в 1781 г. Другой причиной, обусловливающей существование государственных нотариальных органов, может быть небольшой размер территории, охватываемой соответствующей правовой системой, вследствие чего существование нотариата как самостоятельного института является нецелесообразным. По этой причине, а также вследствие недостаточного распространения римского права в ряде кантонов Швейцарии до сих пор существует государственный нотариат. Тем не менее наибольшее распространение такой тип нотариата получил во второй половине XX в. в социалистических странах. Основным образцом для них послужил советский государственный нотариат, учрежденный в 1922 г. Несмотря на свою сложную историю, он в течение нескольких десятилетий сохранял основные черты. Возникновение социалистических государств в Восточной Европе не привело к ликвидации в них нотариата — первоначально латинский нотариат в этих странах только реформировался, но вскоре привел к учреждению государственного нотариата по советскому образцу — в Румынии в 1950 г., в Польше и Чехословакии в 1951 г., в Венгрии в 1952 г. Большое сходство с советским нотариатом имел нотариат Китайской Народной Республики, восстановленный после Культурной революции в начале 80-х годов. В 1991 г. государственный нотариат был сформирован в Социалистической Республике Вьетнам. Советский нотариат представлял собой систему государственных органов, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем. «Нотариальные действия в государственных нотариальных конторах, — писали советские исследователи, — совершают старшие государственные нотариусы, их заместители и государственные нотариусы. Старшие государственные нотариусы первых государственных нотариальных контор назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции союзной республики. Заместители старших государственных нотариусов и государственные нотариусы назначаются на должность и освобождаются от работы министрами юстиции автономных республик, начальниками отделов (управлений) юстиции исполкомов краевых, областных советов народных депутатов» <39>. ——————————— <39> Нотариат в СССР: Учебник / Под ред. Л. Ф. Лесницкой. М.: Юрид. лит., 1990. С. 3, 11.

В настоящее время государственный нотариат продолжает существовать в странах с так называемой многоукладной экономикой, например в Белоруссии. Кроме того, нотариат в форме государственного органа существует на юго-западе Германии (земля Баден-Вюртемберг) и в некоторых немецкоязычных кантонах Швейцарии, таких, как Тургау, Цюрих, Шаффхаузен, Аппенцелль-Ауссерроден, и др. Так, государственный нотариус в Швейцарии может не иметь высшего юридического образования, выполнять нотариальные функции наряду с другой работой, например регистрационной <40>. Тем не менее, как отмечает И. В. Москаленко, пример Швейцарии может служить наглядной демонстрацией того, что субъект нотариальной функции не так уж и важен, если не прерывается традиция последовательного и неуклонного следования сути этой функции, преемственность правопорядка и традиций высокого профессионализма <41>. ——————————— <40> См.: Pfleger T., Notter A. Federalismus im schweizerischen Notariat // Notar. 2006. N 1. S. 21. <41> См.: Москаленко И. В. Нотариальная деятельность, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и административно-управленческая деятельность // Нотариальный вестник. 2006. N 3. С. 15.

Таким образом, анализ форм организации нотариата позволяет выделить три основных типа нотариата, существующих в настоящее время: латинский нотариат, англосаксонский нотариат и государственный нотариат. В свою очередь, в рамках основных типов нотариата возможна более детальная классификация форм организации нотариальной деятельности, например, англосаксонский нотариат позволяет выделить английскую и американскую модели нотариата. Организация англосаксонского нотариата предполагает предоставление государством удостоверительных полномочий, как правило, не осуществляющим нотариальную деятельность в качестве основной. Для англосаксонского нотариата не свойственны многие институты латинского нотариата — принцип numerus clausus, институт кандидата (стажера), замещения отсутствующего нотариуса, обжалования нотариального действия в органы нотариального самоуправления. Для англосаксонского нотариата характерно самостоятельное определение нотариусом взыскиваемых тарифов, возможность осуществлять рекламу своих услуг. Полномочия англосаксонских нотариусов охватывают значительно меньший круг нотариальных действий; в первую очередь это свидетельствование подписи, приведение к присяге, при этом нотариальный акт не обладает особой доказательственной и исполнительной силой. Государственный нотариат является формой организации нотариальной деятельности, предусматривающей выполнение публичных удостоверительных функций специально созданным для этого государственным органом. Государственные нотариусы обладают статусом государственных служащих, получают заработную плату, не несут личной имущественной ответственности за совершение нотариальных действий. Как правило, государственный нотариат организационно входит либо в систему судебных органов, либо в систему органов юстиции. И наконец, латинский нотариат можно определить как форму организации нотариальной деятельности (тип нотариата), предполагающую передачу полномочий государства по удостоверению бесспорных прав и фактов нотариусам, организующим свою работу в качестве лиц «свободной профессии», выполняющих данную функцию профессионально и под свою ответственность. На латинский нотариат возлагаются обязанности по консультированию сторон, проверке законности удостоверяемой сделки, сохранению архива. Контрольными полномочиями в отношении нотариата обладают государственные органы (обычно органы юстиции) и организации нотариального самоуправления (обычно нотариальные палаты), членство в которых обязательно для нотариусов. В латинском нотариате обоснованно выделение немецкой, французской моделей, латинской модели стран англосаксонской системы права, а также смешанных (например, российской) моделей.

——————————————————————