Комментарии

(Москаленко И. В., Ильина Н. М., Чернявская О. Ю., Кисиева Б. М., Корсик К. А.)

(«Нотариус», 2013, N 2)

Текст документа

КОММЕНТАРИИ…

И. В. МОСКАЛЕНКО, Н. М. ИЛЬИНА, О. Ю. ЧЕРНЯВСКАЯ,

Б. М. КИСИЕВА, К. А. КОРСИК

Москаленко И. В., нотариус Пушкинского нотариального округа Московской области, заместитель заведующего кафедрой нотариата Российской академии адвокатуры и нотариата, доктор юридических наук, профессор.

Станислав Вячеславович Смирнов был избран президентом Московской областной нотариальной палаты в 2008 г. Хочу напомнить, что после громких заказных убийств В. Б. Челышева и О. В. Петринского возглавить в те годы МоНП требовало несомненного мужества, преданности профессии, высокого профессионализма и порядочности.

За четыре года пребывания С. В. Смирнова в должности президента МоНП проведено и реализовано много проектов, направленных на совершенствование действующего законодательства. В марте 2009 г. по инициативе МоНП была подготовлена законодательная инициатива о разработке законопроекта «О совершении нотариальных действий главами администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления Московской области». Были подготовлены проект закона Московской области, необходимое правовое обоснование и аналитические материалы. В результате проведенной работы был принят Закон МО от 17 июля 2009 г. N 99/2009-ОЗ, согласно которому право совершать нотариальные действия получили должностные лица поселений, имеющие высшее юридическое образование, при условии прохождения ими специальной подготовки.

В связи с присоединением ряда территорий Подмосковья к Москве были разработаны и внесены дополнения в ст. 13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принят Федеральный закон N 96-ФЗ от 29 июня 2012 г.

Шагать в ногу со временем — вот стиль работы С. В. Смирнова! И в этом направлении делается немало. Оснащение помещений новейшими средствами связи с использованием Интернета на основе современных информационных технологий позволяет проводить оперативные совещания, напрямую общаясь с членами Правления, координаторами нотариальных округов. Совместно с правовым интернет-порталом «Закония» ведется онлайн-прием населения. Проводится колоссальная работа по внедрению электронных технологий, электронно-цифровой подписи в нотариальную практику, работа по законодательному закреплению электронного нотариата.

Нельзя не отметить еще одно направление в деятельности президента МоНП — это будущее нотариата, его кадры. Так, МоНП стала инициатором вопроса о порядке выдачи рекомендации лицам, претендующим на занятие должности нотариуса. С 2007 г. в нашей палате действует Положение о порядке рассмотрения Правлением вопросов о предоставлении рекомендации лицам для участия в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса. Федеральной нотариальной палатой этот опыт был одобрен, и в августе 2011 г. аналогичное Положение утверждено ФНП с целью повсеместного его распространения.

Работать с таким человеком легко, надежно и интересно. С. В. Смирнов является достойным президентом МоНП, достойным профессором кафедры нотариата Российской академии адвокатуры и нотариата. Мы уверены, что С. В. Смирнов будет достойным президентом Федеральной нотариальной палаты.

Ильина Н. М., член Правления МоНП, член апелляционной комиссии ФНП и МЮ РФ, нотариус г. Ступино.

Уважаемые коллеги! Я хочу выступить в поддержку Смирнова Станислава Вячеславовича — кандидата в президенты Федеральной нотариальной палаты. Станислава Вячеславовича знаю с 1990 г., когда сначала работала государственным нотариусом в Ступинской ГНК Московской области, а затем с 1997 г., когда он начал работать нотариусом города Реутов Московской области и где продолжает трудиться по настоящее время.

Его всегда отличали такие качества, как высокий профессионализм, неравнодушие к возникающим проблемам и стремление помочь людям. Доказательством этого является то, что именно он возглавил нашу палату в очень непростое как для всего нотариата в целом, так и для нотариусов Московской области время. И несмотря на все трудности и проблемы первых лет работы, он смог не только сохранить все прежние достижения, но и внести много нового и положительного в развитие нашей палаты.

Хочу подчеркнуть большую работу Станислава Вячеславовича как президента МоНП по продвижению и защите интересов нотариата. Именно по его инициативе были заключены соглашения о совместной деятельности с Ассоциацией юристов Московской области, с Уполномоченным по правам человека. Он постоянно принимает участие в передачах на телевидении и радио по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью. И награждение его премией «Фемида» — это высокая оценка его деятельности со стороны юридического сообщества России.

Я считаю, что человек именно с такими качествами, как умение брать на себя ответственность за принимаемые решения, даже в самый трудный и сложный период, который всегда и везде отстаивает наши интересы, должен стать президентом Федеральной нотариальной палаты, чтобы достойно нести ответственность за все наше сообщество.

Чернявская О. Ю., Президент Рязанской областной нотариальной палаты.

Наверное, каждый практикующий нотариус ждет от нового президента и нового состава Правления ФНП, что работать станет легче. Мы не боимся объемов работы, будь то увеличение наследственной массы или удостоверение сделок с недвижимым имуществом. Нотариусы устали от огромного количества принимаемых законов, в которые вносятся изменения еще до вступления их в силу. Очень хочется верить, что с избранием С. В. Смирнова, настоящего нотариуса, который прекрасно знает все трудности нашей работы, наступит период стабильности, правовой защищенности и уважения к профессии нотариуса.

Кисиева Б. М., Президент Нотариальной палаты Республики Северная Осетия — Алания.

Несомненно, от состава нового Правления ФНП в первую очередь будет зависеть эффективность работы нашего высшего органа самоуправления. Сможет ли наше сообщество объединиться вокруг решения непростых вопросов, которые сегодня стоят перед нами, — это зависит от того, кто станет новым руководителем ФНП. Если оглянуться по сторонам и трезво оценить ситуацию, то времени у нас, нотариусов России, на то, чтобы сформировать ту команду, которая сможет отстаивать дальнейшее развитие нашей профессии, совсем немного. Сегодня мы стоим перед серьезным выбором, и он должен быть продиктован ответственностью, которую мы несем перед нашими собственными избирателями, коллегами в наших регионах.

Программа С. В. Смирнова отражает и действительно отвечает на важные для нас вопросы. Более того, мы видим возможность избрания его кандидатуры на должность Президента ФНП и надеемся на его готовность слышать все наше сообщество и действовать системно, с учетом реалий и глубокого понимания истинных приоритетов работы ФНП.

Корсик К. А., Президент Московской городской нотариальной палаты.

Московская городская нотариальная палата давно и целеустремленно ведет работу по развитию нотариата, укреплению его позиций в обществе. Именно с этих позиций мы оцениваем предстоящие выборы президента и Правления ФНП.

МГНП не выдвигает на этих выборах своего кандидата — мы готовы работать со всеми нашими коллегами, словом и делом подтверждая приоритет законных и демократических принципов самоуправления небюджетного нотариата страны.

Мы уверены, что настал момент принятия сообществом взвешенных и правильных решений, потому что от качества работы руководства ФНП сегодня как никогда зависит будущее нашей профессии. Конечно же, мы верим в успех консолидации нашего сообщества, которая приведет к максимально эффективному использованию всего нашего потенциала, научного, экспертного и организационного.

Поэтому мы, несомненно, будем поддерживать тех кандидатов в наши руководящие органы, которые выйдут к сообществу с грамотной программой действий, отражающей существующие реалии, должные приоритеты и видение необходимых шагов для реализации конструктивной и грамотной политики.

Со своей стороны московские нотариусы приложат все свои усилия к тому, чтобы во взаимодействии с нашими коллегами из регионов страны вырабатывать те решения, которые позволят нам преодолеть сложившиеся проблемы, выйти на новый уровень развития.

——————————————————————

Название документа

Интервью: Интервью с президентом Московской областной нотариальной палаты С. В. Смирновым

(«Нотариус», 2013, N 2)

Текст документа

ИНТЕРВЬЮ С ПРЕЗИДЕНТОМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ

НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ С. В. СМИРНОВЫМ

А. А. ОВОДОВ

— Станислав Вячеславович! Сегодня все нотариусы страны находятся в ожидании отчетно-выборного собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации в Санкт-Петербурге, где должен быть избран новый президент и новый состав Правления Федеральной нотариальной палаты. Как стало известно редакции, несколько нотариальных палат выдвинули Вас кандидатом на должность президента ФНП. Что побудило Вас принять такое решение и каковы Ваши оценки деятельности президента и Правления ФНП, избранных в 2009 г.?

— Девять нотариальных палат официально выдвинули мою кандидатуру на должность президента, и это решение одобряется в нотариальном сообществе, во всяком случае большинством в тех палатах, которые приняли такое решение. Мы видим поддержку многих уважаемых в нотариате людей, наших авторитетных коллег, высокую степень доверия со стороны сообщества.

В силу того что я являюсь членом Правления ФНП, я имею возможность реально оценивать ситуацию со всех сторон. Мы все понимаем, что накопившийся комплекс проблем требует изменений в организации работы, и прежде всего — верным образом расставить приоритеты в деятельности Федеральной нотариальной палаты и методах ее работы. Тем более когда мы находимся в очередном историческом моменте определения дальнейших путей развития нотариата в нашей стране.

Прежде всего следует отдавать себе отчет о сегодняшней ситуации. Количество нотариальных действий из года в год сокращается, надежды нотариусов на расширение нашей сферы деятельности остались несбывшимися. Самофинансирование деятельности нотариусов становится все более проблематичным, тенденция опережения роста расходов над доходами нотариусов видна невооруженным глазом. Названный основополагающим принцип самофинансирования все больше становится принципом выживания.

Если говорить об оценках работы руководства ФНП, то я выскажу, наверное, преобладающую в сообществе точку зрения, что последние четыре года нашей жизни можно охарактеризовать как годы упущенных возможностей.

Понятно, что в первую очередь это касается исключения из проекта ГК РФ нотариальной формы сделок с недвижимостью. Сегодня это четко указывает на отсутствие последовательной политики ФНП, заставляет нас задуматься, каким образом строить работу дальше, когда стало ясно, что мы не смогли, несмотря на весь наш потенциал, компетентно и аргументированно отстоять нашу точку зрения перед властью. В результате пострадает и наша профессия, и юридическая безопасность простых граждан. К сожалению, это реалии сегодняшнего дня.

— Если можно, конкретнее, в чем Вы видите недостатки в работе нынешнего состава Правления ФНП?

— Главное, на что необходимо обратить внимание, это не совсем правильные анализ и оценка ситуации и процессов, проходящих в сфере нотариата. Соответственно, неверные выводы определяют выбор методов работы и способов реагирования. Прежде всего сказанное касается области нормотворческой. За прошедшие четыре года не наблюдалось сколько-нибудь серьезных подвижек в правовом регулировании нашей деятельности, особенно в области совершения нотариальных действий.

Новые законы были приняты только в сфере залоговых правоотношений и внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество (Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 405-ФЗ), а также создания Единой информационной системы нотариата (Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 166-ФЗ). Однако (и это показательный факт!) эти федеральные законы были приняты практически без участия ФНП, а в последнем случае — даже вопреки позиции руководства Федеральной палаты, которое выступало против инициативы автора законопроекта! Подобная позиция вызывает разочарование. Когда уполномоченные органы нотариата не в состоянии предложить власти, законодателю объективную экспертную позицию, наивно ждать каких-либо ответных шагов по развитию нашего института.

К сожалению, в деятельности Правления ФНП сегодня нет четко определенных ориентиров, кроме проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», работа над которым идет непозволительно долго — уже четыре года. И по мере обсуждения недавно ставшего наконец доступным проекта, который разрабатывался узким кругом лиц, без участия научного и экспертного потенциала сообщества, он получает все больше отрицательных отзывов, в том числе от ведущих научных учреждений страны. Кроме того, принятие этого Закона в предложенной редакции не может решить накопившиеся проблемы, поскольку их значительная часть лежит в иной сфере — прежде всего в области материального права и налогового законодательства. С другой стороны, деятельность президента и Правления ФНП нынешнего состава проходила под знаком принятия решений, нередко носящих административный характер, чего ранее не отмечалось. Эти методы работы, противоречащие принципам нашего самоуправления, давно вызывают в кругу нотариусов многочисленные вопросы, которые пока остаются без ответа. Началось, как Вы помните, с принятого Правлением ФНП в 2009 г. Положения о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, которое под шквалом критики нотариусов было признано примерным. До сих пор непонятно, как относиться к Положению о бланке единого образца, имеет ли оно обязательный для нотариусов характер при отсутствии в законодательстве нормы о применении таких бланков. Тем более что Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 1 марта 2011 г. N 272-О-О установил, что любое лицо, обратившееся к нотариусу, не связано формой и структурой совершаемого действия и вправе самостоятельно составить документ. Отсутствие законодательного регулирования этого момента приводит к тому, что нотариус не может дать обоснованный отказ лицу, обратившемуся к нему с подобным требованием. То есть нотариус оказывается заложником ситуации, которую до сих пор не устранила ФНП. Сказанное касается также и введения статотчетности.

Наконец-то были приняты Правила нотариального делопроизводства. Но говорить об этом документе как о положительном достижении язык не поворачивается в связи с его качеством, таково практически единодушное мнение нотариусов страны.

Вместе с тем я бы не стал утверждать, что четырехлетняя работа Правления ФНП состоит из одних недостатков. Конечно, определенные положительные результаты работы ФНП имеются. Это перспективное направление деятельности — внедрение в работу электронных технологий. Могу судить об этом на примере нотариусов нашей палаты. Сегодня у всех нотариусов Подмосковья имеется электронно-цифровая подпись. Все нотариальные конторы оснащены современной компьютерной техникой с сертифицированными программными средствами защиты, подключены к ЕИС. Иными словами, мы готовы к работе в новых условиях, которые востребованы обществом. Опять-таки дело за малым — необходима соответствующая правовая база. Нотариусы должны быть включены в Систему межведомственного электронного взаимодействия, что позволит получать в электронном виде сведения, необходимые для совершения нотариальных действий, непосредственно из государственных реестров. Однако путем заключения ФНП отдельных соглашений с федеральными службами эту проблему не решить. И это тоже следствие отсутствия стратегического плана развития у руководства ФНП. Пора заканчивать с экспериментами, необходимо решение Правительства России. Часто в этом плане приходится слышать критику в адрес нотариата, а вот объективной оценки готовности «смежников» никто не дает. Если такую работу не проведет наше сообщество в лице ФНП, то по понятным причинам никто этого за нас не сделает.

— Как же, по Вашему мнению, следует организовать работу? Что необходимо поменять, какие направления работы Правления должны быть приоритетными?

— На эти вопросы отвечает моя программа кандидата в президенты ФНП. В ней системно представлен целый комплекс мер, которые необходимо принять, чтобы вывести эффективность работы ФНП на должный уровень. Отмечу, что эта программа разрабатывалась с учетом значительного числа конструктивных предложений наших коллег из регионов страны, т. е. она объективно представляет собой документ, отражающий интересы сообщества. Здесь я кратко прокомментирую ряд ее пунктов, на которые хотелось бы обратить особое внимание.

Особенно остро стоит проблема тарификации нотариальных действий. Увы, как минимум за последние десять лет какая-либо политика ФНП в этом направлении вообще не проводится. Результат налицо — сегодня основным источником доходов нотариусов все больше становится техническая работа, плата за которую давно стала превышать замороженные более восьми лет назад размеры нотариального тарифа, что нельзя признать правильным. Тем более что такое положение вещей становится объектом исков со стороны ФАС. Если мы не решим эту проблему юридически безупречным способом, то последствия будут непредсказуемыми. Тем временем, для сравнения, консульский сбор за свидетельствование верности одной страницы копии документа составляет 15 долларов США, а за удостоверение сделки дарения — 7% от действительной стоимости предмета дарения (Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 889). И это при том, что консулам не нужно самостоятельно обеспечивать свою деятельность.

Предлагаемый упомянутым выше законопроектом принцип единых ставок нотариального тарифа абсолютно неприемлем ни для нотариусов, ни для общества, так как не учитывает платежеспособность населения в разных регионах страны. Введение единых ставок будет означать, что в реальных ценах любое нотариальное действие, совершенное, например, в Тамбовской области или Дагестане, для среднестатистического местного жителя будет стоить в два раза дороже, чем в Москве, и в три раза дороже, чем на Камчатке. Поэтому, говоря о доступности нотариальных тарифов для населения, необходимо отказаться от принципа единого размера тарифа на всей территории страны. Следует вернуться к ранее действовавшему принципу исчисления нотариального тарифа: в кратном размере от официального экономического показателя в увязке со стоимостью региональной потребительской корзины (раньше это был общероссийский МРОТ). В качестве такого показателя, безусловно, можно применять размер прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации. Такой подход позволит обеспечить сбалансированность ставок нотариального тарифа с платежеспособностью населения и уровнем потребительских цен в каждом субъекте Российской Федерации, а также позволит обеспечить автоматическую индексацию размеров нотариального тарифа, что очень важно для самофинансирования нотариусов.

Численность нотариусов в нотариальных округах должна определяться с учетом обязательного критерия — возможности обеспечения самофинансирования, а не только исходя из численности населения. В этой связи предложенное программой «Юстиция» увеличение количества должностей нотариусов на 60% представляется неприемлемым и даже абсурдным при тенденции постоянного снижения количества нотариальных действий. Конечно, легко росчерком пера увеличить численность нотариусов, не думая о последствиях, особенно с учетом того, что из выделяемых на реализацию программы «Юстиция» 2 трлн. рублей бюджетных средств финансовые вложения в сферу нотариата не планируются. Между тем какое-то финансирование могло бы иметь место, например, для реализации государственной программы создания электронных реестров, которые ФНП обязана будет вести с 2014 г. согласно Федеральному закону от 2 октября 2012 г. N 166-ФЗ, прежде всего — реестра залога движимого имущества.

Приоритетная задача — это необходимость активизации работы с депутатским корпусом и иными субъектами законодательной инициативы по расширению сферы нотариальной юрисдикции, прежде всего — в области оборота недвижимости. Пропагандой преимуществ нотариата в СМИ проблему не решить. Об этом говорилось на всех выборах президентов ФНП, но реальных достижений в этом одном из ключевых направлений не было. И здесь мы должны объединить весь значительный потенциал нашего сообщества, прежде всего — крупнейших региональных палат.

Сегодня Федеральная нотариальная палата абсолютно не участвует в законотворческом процессе, хотя правовая база для такого участия давно имеется — это ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой ФНП участвует в проведении экспертиз проектов законов по вопросам нотариальной деятельности. Тем не менее указанные законопроекты рассматриваются без участия ФНП. Мы даже не используем возможности взаимодействия с Общественной палатой РФ, в которую в обязательном порядке законопроекты направляются на предмет общественной экспертизы и заключения. Как результат — серьезно страдает качество принятых в последние годы федеральных законов, касающихся нотариальной деятельности, да и самих законов явно недостаточно. В этой связи заслуживает внимания вопрос о реализации предложения бывшего вице-спикера Госдумы Л. К. Слиски, высказанного ею на Всероссийской конференции нотариусов 21 февраля 2013 г., о создании постоянного представительства нотариата в Законодательном собрании. В качестве первого шага в этом направлении необходимо обратить внимание Минюста России на необходимость организации этой работы с депутатским корпусом.

В связи с отказом законодателя от введения обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью необходимо избрать путь создания преимуществ нотариальной формы сделок по сравнению со сделками, совершаемыми в простой письменной форме. Сидеть и ждать, будет ли введена обязательная нотариальная форма по отдельным видам обязательств, — это не политика, а гадание на кофейной гуще! Поэтому следует сосредоточить усилия на введении в законодательном порядке ускоренной регистрации прав по нотариально удостоверенным сделкам.

Как известно, попытки ускорить и упростить процедуру государственной регистрации прав на недвижимое имущество до конца не доведены. Последние изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отменили регистрацию сделок, оставив лишь регистрацию прав. Каким образом это отразится на защищенности прав граждан, можно догадываться по всему предыдущему опыту рынка недвижимости и количеству судебных споров, в которых граждане пытаются отстоять свои права. Нотариус же удостоверяет сделку и несет ответственность своим имуществом, деятельность нотариусов застрахована — я не буду вновь подробно излагать все аргументы, они известны.

Так, Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в Основы, предусматривающие право нотариуса передавать документы на государственную регистрацию. Однако данная норма малоэффективна, так как не установлено сокращение срока государственной регистрации прав в этих случаях. Результата можно добиться только при условии сокращения срока проведения государственной регистрации прав по нотариально удостоверенным сделкам, т. е. без проведения государственными регистраторами правовой экспертизы. Абсолютно понятным и реальным видится установление порядка, когда при представлении на регистрацию нотариально удостоверенных документов проведения правовой экспертизы уже не требуется, поскольку она уже проведена нотариусом. Государственным регистраторам в этих случаях необходимо будет лишь проверить факт нотариального удостоверения и внести запись в ЕГРП, для чего достаточно и двух дней. Только при этих условиях заявители будут заинтересованы в нотариальном сопровождении сделок.

Одновременно должен применяться и механизм комплексного нотариального обслуживания, включающий в себя самостоятельный сбор нотариусом всех необходимых сведений и документов, в том числе в электронном виде, передачу оформленного нотариального акта для проведения государственной регистрации прав и получение документов о зарегистрированных правах с вручением их правообладателям.

Реализация предложенного порядка на практике позволит не только обеспечить эффективную защиту прав собственников, ускорение процесса регистрации и разгрузку регистрирующих органов от несвойственных им функций, но главное — создание условий для повсеместного распространения нотариальной формы сделок с недвижимостью.

Анализ положений проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», посвященных нотариальным палатам субъектов Федерации и проведению контроля, позволяет сделать вывод о попытке построения нынешним руководством ФНП административно-командной системы управления старого образца. В частности, по этому проекту региональные нотариальные палаты фактически становятся организациями, подведомственными территориальным органам юстиции и ФНП, а нотариусы — фактически государственными служащими, только лишенными зарплаты, самостоятельно обеспечивающими свою деятельность в затрудненных условиях. У них появляются вышестоящие организации, имеющие право полномасштабного контроля всей сферы деятельности нотариуса. Полагаю такой подход не только регрессивным, но и содержащим коррупционную составляющую. Тем более что подобная новелла ликвидирует одно из основных достижений нотариата России — построение эффективной и действенной системы самоуправления. В настоящий момент эксперты уже изучают проект Федерального закона на предмет коррупциогенности. В то же время абсолютно ясно, что нотариат должен иметь свой федеральный закон. Увы, Основы законодательства о нотариате, столь прогрессивные на момент принятия 20 лет назад, требуют совершенствования, хотя их содержание в большей части должно перейти в новый закон. Я надеюсь, что сообщество поддержит мою кандидатуру на должность президента ФНП — в этом случае мы сможем организовать эффективную работу нашего сообщества с целью в краткие сроки предложить Министерству юстиции Российской Федерации качественный рабочий инструмент в виде доработанного проекта федерального закона с включением лучшего, что есть в Основах.

Если говорить о реформе нотариата, то ее основным содержанием должно стать не построение административной вертикали, а законодательное закрепление уже сложившегося статуса нотариальной палаты как саморегулируемой организации, как это предлагается Министром юстиции РФ и руководством Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. На практике это будет означать реальное наделение нотариальных палат полным объемом полномочий, в том числе (что важно) отнесенных Основами к совместной компетенции с органами юстиции, а не только тех, которыми палаты сегодня обладают единолично.

Федеральная нотариальная палата должна стать ассоциацией (союзом) саморегулируемых организаций — нотариальных палат субъектов РФ, основанной на их обязательном членстве, как это установлено недавно принятым Федеральным законом от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях». При этом ФНП должны быть переданы функции по принятию стандартов и правил общероссийского масштаба в сфере организации работы нотариусов. В руках ФНП должны быть полностью сосредоточены и вопросы международного сотрудничества, поскольку в силу закона и Устава ФНП эти функции отнесены к исключительному ведению ФНП.

Необходимо переориентировать деятельность ФНП с продолжающихся уже четыре года экспериментальных проектов в сфере электронных технологий и обучения нотариусов методам медиации на решение конкретных неотложных и приоритетных нормотворческих задач, имеющих целью расширение сферы нотариальной деятельности.

В частности, медиативные соглашения должны подлежать нотариальному удостоверению и иметь силу исполнительного документа аналогично соглашению об уплате алиментов; к должностным лицам местного самоуправления, совершающим отдельные виды нотариальных действий, должны предъявляться квалификационные требования: высшее юридическое образование и специальная подготовка, как это уже четыре года практикуется в Московской области после принятия специального Закона Московской области от 17 июля 2009 г.

Ввиду формата интервью я привожу далеко не исчерпывающий перечень положений моей программы действий по выводу нотариата из затянувшегося кризиса, но здесь я хочу вновь обратить внимание на один из самых главных постулатов: только единая, обоснованная и аргументированная позиция нотариального сообщества способна стать весомым фактором влияния на мнение законодателя и власти. И для достижения наших целей самым важным шагом является консолидация нашего сообщества. Мы должны направить весь наш потенциал на пользу общему делу, рецепты достаточно просты — нужна лишь политическая воля нового руководства Федеральной палаты, умение слушать, слышать и отстаивать верные аргументы с позиций конструктивного диалога. В рамках открытой состязательности идей могут и должны быть различные точки зрения, но эти процессы должны протекать в доброжелательном русле конструктивных дискуссий. Мнение каждого региона, каждого нотариуса может стать весомым фактором принятия верного решения. Как и двадцать лет назад, в эпоху возрождения небюджетного нотариата России, нам необходим сегодня новый созидательный импульс, чтобы выйти на новый уровень развития. И пути достижения этой цели содержатся в той программе, с которой я иду на выборы президента ФНП.

Беседу вел

А. А.Оводов

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *