Современные тенденции судебного представительства иностранных граждан

(Воронцова И. В.) («Администратор суда», 2013, N 2) Текст документа

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

И. В. ВОРОНЦОВА

Воронцова Ирина Викторовна, доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук.

Статья посвящена проблемам оказания юридической помощи иностранными адвокатами при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции. В статье анализируются нормы Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» на предмет наличия в них ограничений на право представления иностранными адвокатами интересов своих клиентов.

Ключевые слова: представитель, иностранный адвокат, иностранные граждане, реестр иностранных адвокатов.

Contemporary tendencies of judicial representation offoreign citizens I. V. Vorontsova

The article concerns the problems of rendering juridical assistance by foreign advocates in consideration of civil cases in the courts of general jurisdiction. The article analyses the norms of Law «On advocate’s activity and advocature in the RF» with regard to the presence in it of limitations to the right of representation by foreign advocates of interests of their clients.

Key words: representative, foreign advocate, foreign citizens, register of foreign advocates.

Многие государства устанавливают ограничения по тем или иным признакам для иностранных адвокатов. Следует отметить, что это согласуется с международными требованиями. Положения международного права не запрещают государствам на своей территории устанавливать ограничения по допуску иностранных адвокатов к оказанию юридической помощи. Конгресс ООН принял Основные принципы, касающиеся роли юристов (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.), закрепив в них положение, согласно которому правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное <1>. ——————————— <1> См.: Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.)) // СПС «Гарант».

Рассмотрим подробнее, как регламентировано представительство иностранных граждан в Российской Федерации. Иностранные граждане в РФ могут поручить представлять свои интересы Инюрколлегии, которая осуществляет представительство по делам с участием иностранцев, или иной юридической фирме, обладающей лицензией на это. Следует согласиться, что наиболее квалифицированную помощь иностранец может получить через адвоката, хотя, анализируя законодательство, можно прийти к выводу, что интересы иностранного гражданина может представлять также любой дееспособный иностранный гражданин. Следует отметить, что деятельность адвоката иностранного государства в РФ законодательно закреплена. В ст. 2 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 26 апреля 2002 г. сказано, что адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории РФ запрещается. Во исполнение указанной статьи 19 сентября 2003 г. было принято Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации», в котором содержится порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ. Кроме того, согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства, а в соответствии с ч. 2 п. 5 ст. 2 ФЗ адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации. По мнению Н. А. Васильчиковой, в делах с участием иностранных граждан в качестве представителей должны выступать только адвокаты. Участие иностранных граждан в процессе имеет свои особенности, и только адвокаты могут оказать квалифицированную юридическую помощь <2>. В связи с этим, как отмечает Н. А. Васильчикова, в делах с участием иностранных лиц в качестве представителей должны выступать только адвокаты, что должно найти отражение в ГПК РФ путем дополнения ст. 49 частью 2 следующего содержания: «Представителями в суде иностранных лиц могут быть только адвокаты» <3>. ——————————— <2> См.: Васильчикова Н. А. Право иностранных граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. … к. ю.н. СПб., 1997. С. 12. <3> См.: Васильчикова Н. А. Производство по делам с участием иностранных лиц в российских судах: теория и практика: Дис. … д. ю.н. СПб., 2003. С. 108.

Следует заметить, что автор не детализирует, о каких адвокатах идет речь: о тех, которые получили статус адвоката в Российской Федерации, или о тех, которые получили этот статус в другом государстве? Логично было бы предположить, что речь следует вести об адвокатах вообще. Однако это не совсем так. Часть 2 п. 5 ст. 2 ФЗ N 63-ФЗ закрепляет правило о том, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Толковать данное нормативное положение можно по-разному: 1) иностранный адвокат, после регистрации в реестре иностранных адвокатов, помимо оказания любой юридической помощи, в том числе представления интересов своих клиентов в судах Российской Федерации, может оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства; 2) иностранный адвокат, после регистрации в реестре иностранных адвокатов, может только оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Из содержания ст. 49 ГПК, согласно которой представителями в суде РФ могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела за исключением лиц, указанных в законе, а не только адвокат, можно сделать вывод о том, что и иностранные адвокаты, и иные оказывающую юридическую помощь лица могут быть представителями в судах общей юрисдикции. Каких-либо ограничений на сей счет федеральное законодательство не содержит. Однако по прошествии двух лет с момента принятия Закона Совет Федеральной палаты адвокатов России 22 апреля 2004 г. принял решение (Протокол N 5) «О приобретении статуса адвоката иностранными гражданами и адвокатами иностранных государств на территории РФ, в котором разъяснил, что возможность приобретения статуса адвоката Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предоставлена иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, установленном данным Федеральным законом. Таким образом, адвокаты иностранных государств могут осуществлять адвокатскую деятельность только по вопросам права государства, гражданином которого он является, с обязательной регистрацией в специальном реестре. Приобретение статуса адвоката Российской Федерации лицом, являющимся одновременно адвокатом иностранного государства, действующим законодательством не предусмотрено. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобрести статус адвоката в установленном порядке, если при этом они не являются адвокатами других государств <4>. ——————————— <4> См.: Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2004. N 2 (5). С. 6 — 7.

Следует согласиться с А. А. Кольцовым, который отмечает не совсем логичную ситуацию, когда адвокат иностранного государства вправе выступать в арбитражном суде в качестве представителя только по делу, касающемуся вопросов права данного государства при наличии регистрации в специальном реестре, а иное иностранное, оказывающее юридическую помощь лицо — по всем делам, не обязательно затрагивающим вопросы применения иностранного права <5>. ——————————— <5> См.: Кольцов А. А. Участие иностранных лиц в российском арбитражном процессе: Дис. … к. ю.н. Саратов, 2004. С. 113.

Однако разделить его предложение относительно того, что у иностранных адвокатов, тем не менее, есть выход — это получение ими статуса адвоката в Российской Федерации после сдачи соответствующего квалификационного экзамена в соответствии со ст. ст. 9 — 12 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», сформулированное им еще до принятия указанного решения, уже нельзя <6>. ——————————— <6> Там же.

Следует также поддержать мнение А. И. Муранова, который отмечает, что данное решение парадоксально: «…по мысли Совета, оказывается так, что тот, кто адвокатом никогда не был, более достоин стать российским адвокатом, нежели тот, кто с практической точки зрения в юриспруденции, как правило, более сведущ» <7>. ——————————— <7> См.: Муранов А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами: некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов. М., 2006. С. 26.

В законопроекте «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» также регулируется порядок оказания юридических услуг иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не имеют приобретенного на территории Российской Федерации статуса адвоката, нотариуса или патентного поверенного. Такие лица, указано в проекте федерального закона, будут допускаться к оказанию квалифицированной юридической помощи на территории России только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и федеральными законами, и только по вопросам международного права и права тех государств, на территории которых они в установленном порядке признаны в качестве субъектов юридической помощи <8>. ——————————— <8> См.: Позднеева Т. Скоро все станем адвокатами? // Новое законодательство. 2009. N 1. С. 20.

Однако не совсем понятно, чем вызвано желание компетентных органов ограничить участие иностранных адвокатов по делам своих клиентов в судах Российской Федерации. По мнению А. И. Муранова, то обстоятельство, что данное решение является скорее политическим, нежели юридическим, очевидно. Так, указание в решении Совета на невозможность приобретения статуса российского адвоката иностранцами могло быть продиктовано, допустим, желанием не допустить таковых через приобретение статуса российского адвоката к оказанию юридической помощи на территории России по вопросам, связанным с государственной тайной России (недаром упоминание о такой тайне в решении Совета имеется). Но в большей степени данное решение, как представляется, обусловлено неправильно истолкованными отдельными корпоративными интересами. В свете этого оно вполне объяснимо, хотя, если разобраться в вопросе об «угрозе интервенции иностранных адвокатов в Россию», оно все равно ошибочно даже и с точки зрения политики и упомянутых интересов <9>. ——————————— <9> См.: Муранов А. И. Указ. соч. С. 26.

Подобные ограничения представляются неоправданными. Не касаясь деталей перечисленных и других причин, следует отметить, что мотивы таких ограничений остаются также непонятны и потому, что действия государства направлены на расширение зоны экономического пространства, на взаимодействие с другими государствами в различных сферах общественной жизни. Заключаются договоры, создаются рекомендации. В качестве примеров можно привести Рекомендации по осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах — членах Европейского союза от 2 марта 2006 г. Любопытен также и тот факт, что, ограничивая нормами Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» право иностранных адвокатов на осуществление адвокатской деятельности, законодательный орган одновременно в п. 8 ч. 2 ст. 2 Закона предусмотрел право адвоката представлять интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации. Таким образом, видимо, уместным будет предложение, что подобные вопросы следует оговаривать в международных договорах об оказании юридической помощи. А пока этого не предвидится, следует поправить положения Гражданского процессуального кодекса и в главу 43 «Общие положения» раздела V «Производство по делам с участием иностранных лиц» следует внести статью «Представительство иностранных граждан», в которой отразить исключения из ст. 49 ГПК РФ.

——————————————————————

Название документа