Легче предупредить, чем добиваться отмены

(Трофимов О.)

(«Законность», N 1, 2001)

ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ДОБИВАТЬСЯ ОТМЕНЫ

О. ТРОФИМОВ

О. Трофимов, прокурор Республики Хакасия.

В последнее время в ряде регионов четко обозначилось стремление к присвоению полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Российской Федерации. Не миновало это и Республику Хакасия.

В Конституции РФ регламентированы вопросы, по которым законодательное регулирование осуществляется исключительно на федеральном уровне либо совместно Федерацией и ее субъектами. По всем остальным вопросам субъекты Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако самостоятельность субъектов Федерации в формировании собственной правовой базы не безгранична. Все принимаемые ими нормативно — правовые акты должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству.

С учетом необходимости сохранения единого правового поля стержнем проверочной деятельности органов прокуратуры республики является надзор за законностью правовых актов, так как через эту работу, в первую очередь, реально достигается защита публичного интереса.

За прошедшие пять лет законотворческая деятельность в республике была достаточно интенсивной: принято более 150 законов, несколько сотен постановлений Правительства. В 1995 г. принята Конституция Республики Хакасия, которая наделила прокурора республики правом законодательной инициативы, возможностью активно участвовать в правотворческом процессе уже на стадии разработки законов и иных нормативных актов.

Первоочередной задачей в сфере надзора за законностью правовых актов прокуратура республики определила предотвращение принятия незаконных правовых актов. Она включена в число обязательных адресатов, которым направляются проекты нормативных правовых актов, разрабатываемых Правительством республики, министерствами и ведомствами, комитетами и комиссиями Верховного Совета для проработки на предмет соответствия их федеральному законодательству. Работа с проектами позволяет своевременно уже на стадии разработки упреждать принятие незаконных правовых актов.

В 2000 г. состоялось 6 сессий Верховного Совета Республики Хакасия, на которых рассмотрено 70 вопросов. Прокуратурой республики внесено 40 поправок в проекты законов и постановлений с целью приведения их в соответствие с федеральным законодательством. Все поправки Верховным Советом приняты. В частности, прокуратурой приняты меры по недопущению принятия закона о республиканском бюджете на 2000 г. с предельным размером дефицита более 8%, в то время как в первоначальном варианте было предусмотрено 30,7%, а также к исключению нормы, разрешающей проведение взаимозачетов по налогам, зачисляемым в республиканский бюджет. Состоялось 26 заседаний Правительства Республики Хакасия, на которых рассмотрено 105 вопросов нормативного характера, прокуратурой внесено 25 замечаний, которые учтены при принятии постановлений.

После предварительного изучения проектов и подготовки заключений о соответствии их федеральному законодательству прокурор республики или по его поручению другой работник принимают участие в работе сессий Верховного Совета и заседаниях Правительства. В своих выступлениях мы обращаем внимание депутатов на противоречия рассматриваемых проектов действующему законодательству, напоминаем о вредных последствиях, которые могут наступить, и объясняем, что в случае принятия обсуждаемого акта в предложенной редакции будут приняты меры прокурорского реагирования: принесен протест либо направлено заявление в суд о признании его не соответствующим законодательству.

Учитывая, что проще предотвратить принятие незаконного правового акта, чем добиваться его отмены уже после вступления в силу, прокуратура республики ориентирует на проведение аналогичной работы прокуроров городов и районов, а аппарат оказывает им теоретическую и практическую помощь.

В последнее время в некоторых городах и районах Хакасии установилась практика предварительного направления прокурорам органами местного самоуправления и территориальными органами государственной власти районов проектов решений и постановлений, касающихся наиболее важных вопросов жизнедеятельности территорий, в особенности охраны прав и свобод граждан, развития социально — экономической сферы, приватизации предприятий, использования земельного фонда и иных природных ресурсов, охраны правопорядка.

Однако не всегда предложения и замечания прокурора принимаются. Прокуратура республики в этом случае не занимает позицию выжидания либо лавирования в отношениях с органами власти республики, а использует все формы реагирования. К примеру, при изучении проекта закона «О налоге с продаж» нами предлагалось исключить норму, предоставляющую Правительству республики вносить изменения в перечень товаров, не являющихся объектом налогообложения по данному налогу, как необоснованно расширяющую компетенцию Правительства. На сессии Верховного Совета поправка была отклонена, но после принесения прокуратурой протеста незаконная правовая норма отменена.

Отдельно хотелось бы остановиться на Конституции Хакасии. Как уже было сказано, она принята в 1995 г. и ее положения не соответствовали федеральным законам. Поэтому Прокуратурой республики был принесен протест и одновременно направлены заявления в Верховный суд республики. Решениями суда от 20 октября 2000 г. эти заявления удовлетворены и не соответствующие федеральному законодательству положения признаны недействительными и не подлежащими применению. Также по заявлениям Прокуратуры республики Верховный суд признал не подлежащим применению ряд статей законов Республики Хакасия «О земельной реформе», «Об административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан на территории Республики Хакасия», «О статусе депутата районного, городского, сельского, поселкового Совета депутатов» и других.

Значительные усилия в истекшем году были сосредоточены на осуществлении надзора за соблюдением законов при издании нормативных актов представительными и исполнительными органами местного самоуправления и территориальными органами власти районов, а также муниципальными образованиями. Эта работа проводилась независимо от поступивших сигналов о содержащихся в правовых актах указанных органов нарушений. Только за 1-е полугодие 2000 г. органами Прокуратуры республики опротестовано 233 незаконных правовых акта как органов местного самоуправления, так и муниципальных образований.

Проверки нормативных актов показали, что наиболее часто администрации муниципальных образований присваивали полномочия, отнесенные к исключительной компетенции Советов депутатов в области налогового, земельного законодательства: при предоставлении налоговых льгот, установлении ставок налогообложения, предельных размеров земельных участков. С превышением полномочий некоторые главы администраций принимали постановления об образовании постоянных комиссий Советов, утверждали списки народных заседателей. Присваивались даже полномочия Президента Российской Федерации, когда главы администраций муниципальных образований вводили на подведомственных им территориях чрезвычайное положение.

Массовый характер на территории республики приняло введение главами муниципальных образований сборов, не предусмотренных действующим законодательством о налогах, чем ущемлялись конституционные права большого круга граждан. Так, главами муниципальных образований Изыхского, Усть — Бюрского, Арбатского сельских Советов устанавливались сборы за выдачу справок, за выделение земельных участков под торговые точки, а постановлением главы администрации Боградского района был введен целевой сбор с неорганизованных отдыхающих на озере «Дикое».

При этом руководители муниципальных образований занимали двойственную позицию. В одном случае они для пополнения собственных бюджетов устанавливали незаконные поборы — прежде всего с физических лиц. С другой же — предоставляли юридическим лицам, находящимся на их территории, право производить в нарушение Налогового кодекса РФ зачеты по налоговым платежам. Причем разрешалось производить такие зачеты отнюдь не самым «бедствующим» предприятиям. К примеру, по распоряжениям главы администрации Бейского района подобное разрешение получили прибыльные предприятия: ОАО «Угольный разрез «Чалпан», ОАО «Саянмрамор» и другие в обмен за предоставление отдельных видов продукции. Однако эти товары, а также услуги предоставлялись по явно завышенным ценам. Так, по распоряжению главы администрации этого же района был произведен взаимозачет ООО «Саяны — Агро» по погашению налогов в местный бюджет на сумму 190 тыс. руб. Вместо наличных денег был принят бензин по цене 8,75 руб. за 1 литр, что значительно превышало на момент издания распоряжения его рыночную цену. Прокуратура республики по этому вопросу занимает принципиальную и последовательную политику — нельзя допускать никаких зачетов. Налоги должны вноситься только деньгами, что поможет разрешить многие социальные проблемы.

Выявленные прокурорами нарушения не ограничивались только сферой налогового законодательства. Допускались они и при принятии бюджетов. В отдельных муниципальных образованиях дефицит бюджета составлял 70 — 80% от его доходной части без учета финансовой помощи республики. Были выявлены нарушения и гражданского законодательства по вопросам передачи объектов недвижимости в собственность, порядка обращения бесхозяйных вещей в муниципальную собственность. Все незаконные правовые акты отменены по протестам прокуроров.

Практика законопроектной работы и прокурорского надзора за законностью правовых актов обобщается Прокуратурой республики ежемесячно. Результаты проделанной работы обсуждаются на коллегиях, и оценка ее производится не по количественным показателям, а увязывается с фактическим состоянием законности в деятельности конкретных органов власти и местного самоуправления.

——————————————————————