Административная реформа и регистрация ведомственных нормативных правовых актов

(Григорьева Л.)

(«Адвокат», 2005, N 10)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА И РЕГИСТРАЦИЯ

ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Л. ГРИГОРЬЕВА

Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется уже более 13 лет.

Юридическое значение регистрации определено Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Согласно этому документу нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. Поэтому они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В настоящее время вопросы государственной регистрации регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. N 1538, от 6 ноября 1998 г. N 1304 и от 11 февраля 1999 г. N 154), а также Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 (зарегистрирован Минюстом России 16 июля 1999 г. N 1835).

Регистрации в Минюсте подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, имеющие межведомственный характер или устанавливающие правовой статус организаций.

Процедура регистрации включает в себя: юридическую экспертизу соответствия нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта, присвоение регистрационного номера, занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. По результатам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта, представленного на государственную регистрацию в Минюст России, может быть принято одно из следующих решений: о регистрации нормативного правового акта с присвоением ему регистрационного номера и занесением в Государственный реестр; о признании нормативного правового акта не нуждающимся в государственной регистрации; о возвращении акта без государственной регистрации; об отказе в государственной регистрации.

Характерными нарушениями при подготовке нормативных правовых актов являются: превышение пределов предоставленной компетенции, установление условий гражданско-правовых договоров, использование терминов и определений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации или противоречащих ему, несвоевременное представление актов на государственную регистрацию. Одним из распространенных нарушений является утверждение федеральными органами исполнительной власти технических требований на уровне ведомственных актов, что не соответствует Федеральному закону «О техническом регулировании».

В настоящее время особенности государственной регистрации связаны с проведением административной реформы, которая оказывает существенное влияние на ведомственное нормотворчество. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в качестве основных нормотворческих органов определены федеральные министерства. Иные федеральные органы исполнительной власти не лишены возможности издавать нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Следует обратить внимание на существенное сокращение количества нормативных правовых актов, принимаемых в отраслях, правовое регулирование которых ранее осуществляли федеральные органы исполнительной власти, в настоящее время являющиеся подведомственными федеральным министерствам. Прежде всего данную ситуацию можно объяснить усложнением процедуры принятия нормативных правовых актов федеральных министерств, разработчиками которых являются подведомственные им федеральные органы исполнительной власти.

Изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти оказали существенное влияние на количественные показатели государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов. Так, в 2004 г. количество актов, поступающих на государственную регистрацию, по сравнению с 2003 г. снизилось. Вместе с тем необходимо отметить, что в 2005 г. наметилась тенденция к росту количества актов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации: за 8 месяцев 2005 г. на государственную регистрацию было представлено 1112 актов, в то время как за весь 2004 г. — 1248 актов. Количество актов, в государственной регистрации которых было отказано, за 8 месяцев 2005 г. составило 11,5% от представленных на государственную регистрацию. Это на 5% ниже, чем в 2004 г., что свидетельствует о повышении качества подготовки нормативных правовых актов. Количество зарегистрированных актов, признанных судами полностью или частично недействительными, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшилось на 8%.

В настоящее время зарегистрировано около 7000 нормативных правовых актов из представленных на государственную регистрацию более 12000 актов.

Рост числа представленных на государственную регистрацию нормативных правовых актов вызван реализацией федеральными органами исполнительной власти положений актов законодательства Российской Федерации, прежде всего — о федеральных органах исполнительной власти, в которых содержатся конкретные поручения по разработке и утверждению нормативных правовых актов, а также необходимостью существенной переработки ранее зарегистрированных актов реорганизованных (упраздненных) федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить высокое качество подготовки нормативных правовых актов МВД России, Минобороны России, Мининформсвязи России, ФСКН России, ФСФР России, ФСТ России, Банка России, по которым в текущем году практически не было отказов в государственной регистрации.

В целях принятия дополнительных мер, направленных на формирование более совершенного механизма контроля за ведомственными актами, Минюстом России был подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект указа Президента Российской Федерации «О внесении дополнений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», возлагающий на Минюст России функцию контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти установленного порядка подготовки и издания нормативных правовых актов с приложением проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Возникновение института государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов в самом начале демократических преобразований в нашей стране было оправдано тем, что министерства и ведомства регламентировали практически любые вопросы в регулируемой ими сфере, подменяя ведомственными предписаниями не только нормы, которые должны устанавливаться Президентом и Правительством России, но и (в некоторых случаях) федеральными законами.

От эффективности этой работы зависят защита прав и свобод граждан, отсутствие барьеров в предпринимательстве, совершенствование законодательства.

По сообщениям Центра общественных связей Минюста России

подготовила корреспондент Людмила Григорьева

——————————————————————