Становление спонсорских правоотношений в России

(Сазонов И. И.) («Предпринимательское право», 2012, N 4) Текст документа

СТАНОВЛЕНИЕ СПОНСОРСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИИ

И. И. САЗОНОВ

Сазонов Игорь Иванович, аспирант кафедры частного права юридического факультета Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета.

В статье рассматривается исторический путь развития спонсорских правоотношений на территории России в их современном нормативном понимании. Предпринимается попытка внесения предложений по совершенствованию рекламного и гражданского законодательства, касающегося спонсорских правоотношений.

Ключевые слова: спонсорство, реклама, спонсорская реклама, спонсорский взнос.

Formation of sponsorship relations in Russia I. I. Sazonov

The article deals with history of the development of sponsorship relation in Russia in their current legal understanding. The author tries to make his suggestions for improving of the advertising and civil legislation relating to the sponsorship relation.

Key words: sponsorship, advertising, sponsorship advertising, sponsorship fee.

Развитие спонсорских правоотношений как элементов рекламной деятельности и их распространение стало определяющим в развитии коммерческого теле — и радиовещания начиная со второй половины XX в. На сегодняшний день спонсорство в России может представлять собой как разновидность рекламной деятельности, так и взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и социальной сферы <1>. ——————————— <1> См.: Гордина И. И. Спонсорство как социальная технология управления имиджем организаций [Электронный ресурс]: Дис. … к. соц. н.: 22.00.08. М., 2006. 191 с. Электрон. версия печ. публ. Доступ из электрон. б-ки дис. Рос. гос. б-ки.

Сами спонсорские правоотношения в России регулируются Федеральным законом «О рекламе» 2006 г. <2> (далее — Закон о рекламе), по которому спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле — или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности (ст. 3 Закона о рекламе). ——————————— <2> Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Актуальность рассмотрения спонсорских правоотношений обусловливается необходимостью совершенствования нормативной базы, регламентирующей спонсорские правоотношения в России, отсутствием исследований, посвященных историческому развитию спонсорства в России, а также отсутствием критериев, позволяющих регламентировать спонсорскую деятельность как особый вид возмездных и безвозмездных услуг. Спонсорские правоотношения существуют во многих странах с различными правовыми системами. Первые упоминания о спонсоре можно встретить в источниках римского права. Спонсорами [sponsors] в римском праве именовали тех, кто берет на себя чужой долг в форме торжественного обещания <3>. Само понятие sponsor произошло от латинского sponsus, spondeo, что означает «ручаюсь», «гарантирую» <4>. ——————————— <3> См.: Дыдынский Ф. М. Латинско-русский словарь к источникам римского права. 2-е изд., доп. [Электронный ресурс]. Варшава: Типография К. Ковалевского, 1896 г. // URL: Система ГАРАНТ. Платформа F1. <4> См.: The etymological encyclopaedia of technical words and phrases: used in the arts and sciences, and of many words in common use, with popular quotations from foreign languages, and their translations. From the best authorities. USA, 1832. P. 217.

С развитием правовых семей меняют свою сущность и спонсорские правоотношения, трансформировавшись в различные правовые и общественные институты. Помимо осуществления рекламной деятельности на сегодняшний момент в странах общего права под спонсорством понимается как взятие на себя ответственности за чье-то действие, так и передача денег тому, кто живет в другой стране <5>, оказание юридической поддержки (фискальное спонсорство <6>) и так далее. ——————————— <5> Помимо этого, по словарю Макмиллана на 2011 г., sponsor означает «передачу денег тому, кто собирается принять участие в благотворительной акции», «организовывать и поддерживать мероприятия или акции» и т. д. См.: Macmillan Dictionary [Электронный ресурс] Macmillan Publishers Limited 2009 — 2011 // URL: http://www. macmillandictionary. com, свободный. <6> «Фискальное спонсорство» подразумевает под собой вид деятельности некоммерческих организаций, по которому некоммерческая организация предлагает юридическую поддержку и безналоговый статус лицам, отвечающим заявленной цели организации. См.: Trust for Conservation Innovation [Электронный ресурс] Trust for Conservation Innovation 2011 // URL: http://trustforconservationinnovation. org, свободный.

Следует отметить, что, хотя спонсорские правоотношения были известны еще римскому праву, основой их современного легального определения в российском праве явился институт рекламных правоотношений, сформировавшийся в США. Спонсорство как вид рекламной деятельности впервые появляется в США в середине 20-х годов XX в., когда Конгрессом был утвержден Закон о радио 1927 г. (Radio Act 1927 <7>), который, помимо того что национализировал радиочастоты в США и учредил Федеральную комиссию по радио (FRC), регулирующую использование радиочастот в стране <8>, впервые стал регулировать обязанность идентификации рекламодателя, который позже будет именоваться спонсором. Так, в Законе о радио 1927 г. было указано, что любая радиостанция за оказание услуг, деньги или любые другие ценные вещи, подразумевающие прямую или косвенную плату либо обещание или их отмену или принятие, предоставляет вещание от любого лица, фирмы, компании или корпорации. В то время, как эта информация будет пущена в эфир, станция обязана объявить, кто и как заплатил или предоставил услуги. В соответствующих случаях таким лицом может быть человек, фирма, компания или корпорация <9>. ——————————— <7> Radio Act of 1927, Pub. L. No. 69 — 632, 44 Stat. 1162(1927) (repealed 1934). <8> См.: Mark Goodman The Radio Act of 1927 as a Product of Progressivism [Электронный ресурс] / Mark Goodman // Mississippi State University. Volume 2, N 2, 1998 — 1999. USA: Media History Monographs // URL: http://www. scripps. ohiou. edu/mediahistory/mhmjour2-2.htm, свободный. <9> Radio Act 1927, Pub. L. No. 69 — 632, 44 Stat. 1162(1927) (repealed 1934).

Таким образом, издав данный нормативный акт, Конгресс США установил соответствующие требования до того, как сама отрасль или юристы поняли, как будет развиваться радиореклама <10>. ——————————— <10> См.: Kielbowicz, Richard and Linda Lawson Unmasking Hidden Commercials in Broadcasting: Origins of the Sponsorship Identification Regulations, 1927 — 1963 // Federal Communications Law Journal. N 56(2). 2004.

До 90-х годов прошлого века в российском законодательстве спонсорские правоотношения отсутствовали. Об этом, в частности, свидетельствует и то, что о спонсорах нет упоминания ни в русской дореволюционной, ни в советской литературе. Их нет ни в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона <11>, ни в Большой советской энциклопедии <12>. ——————————— <11> См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. (82 т. и 4 доп.) [Электронный ресурс]. СПб., 1890 — 1907 гг. // URL: http://www. vehi. net/brokgauz, свободный. <12> См.: Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. А. М. Прохорова [Электронный ресурс]. М., 1969 — 1978 гг. // URL: http://bse. sci-lib. com/, свободный.

С развитием в начале 90-х годов в России коммерческого радио — и телевещания появляются и спонсорские правоотношения. Правовая основа для их появления была создана с принятием 26 мая 1988 г. Закона «О кооперации в СССР» <13>, а затем Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» <14>, по которым частнопредпринимательская деятельность в СССР была легализована, и с этого этапа уже можно было составлять спонсорские договоры. ——————————— <13> Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 22. Ст. 355. <14> Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 27.12.1990. N 30. Ст. 418 (утратил силу).

О появлении спонсорских правоотношений также свидетельствуют публикации в газетах, посвященных русскому языку. Так, в газете «Санкт-Петербургские ведомости» говорится, что «спонсор» уже давно не режет ухо и глаз русскоговорящим людям. Александр Масляков на заре 1990-х так настойчиво повторял его в эфире возрожденной программы КВН, что к настоящему моменту мы успели к нему привыкнуть» <15>. ——————————— <15> См.: Шарандина А. Кто такой спонсор? // Санкт-Петербургские ведомости. 11.11.2004.

Однако легальное понятие спонсорства впервые появилось только в 1992 г. в Основах законодательства Российской Федерации о культуре <16>, которые определили спонсорство как меру по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ <17>. ——————————— <16> Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.11.1992. N 46. Ст. 2615. <17> Так, в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, в соответствии со своей компетенцией, обязаны способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры. См.: ст. 30 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Свое логическое продолжение взаимосвязь спонсорской деятельности и рекламы нашла в первом Федеральном законе 1995 г. «О рекламе» <18> (далее — Закон о рекламе 1995 г.). ——————————— <18> Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2864 (утратил силу).

Впервые было дано юридически закрепленное понятие спонсорской деятельности, которое получило название «спонсорство». Под спонсорством стало пониматься осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах (ст. 19 Закона о рекламе 1995 г.). Одной из особенностей Закона является то, что спонсорство стало обозначаться как вид деятельности, связанной напрямую с рекламой, т. е. оно само по себе стало являться рекламой <19>, которая направлена на формирование образа рекламодателя. ——————————— <19> См.: Вольдман А. Ю. Научно-практический комментарий к Закону Российской Федерации «О рекламе» [Электронный ресурс]. М.: Новая правовая культура, 1998 // URL: Система ГАРАНТ. Платформа F1.

В соответствии с Законом о рекламе 1995 г. спонсор не вправе был вмешиваться в деятельность спонсируемого субъекта правоотношений (ст. 19 Закона о рекламе 1995 г.). 25 декабря 1998 г. Президиум ВАС РФ в письме N 37 <20> указал, что информация о спонсоре либо его товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой. ——————————— <20> См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Специальное приложение к «Вестнику ВАС РФ». 2003. N 11 (ч. 2).

За 11 лет существования Закона о рекламе 1995 г. в него было внесено порядка сорока поправок <21>, возникали споры относительно его актуальности <22>, и уже в 2006 г. был принят новый Федеральный закон «О рекламе». ——————————— <21> См.: Евпланов А. О прелестях водки расскажут газеты // Российская бизнес-газета. 21.12.2004. N 490. <22> См.: Резник И. На телевидении может вновь появиться реклама спиртного // Коммерсантъ (газета). 23.04.1997. N 58(1240).

В новом Законе о рекламе спонсорство изменило свою суть, оставаясь в рамках рекламной деятельности. Так, в новой редакции Закона исключено определение понятия спонсорства как деятельности, которое содержалось в ранее действовавшем Законе о рекламе, и вместо него введено понятие спонсора. Спонсором становится лицо, предоставившее «средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле — или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности» (ст. 3 Закона о рекламе). Таким образом, в качестве спонсора могут выступать либо физические, либо юридические лица. Соответственно, торговые марки не могут выступать спонсорами мероприятий, спонсорами могут являться только их владельцы <23>. ——————————— <23> См.: Аналитическая записка по отдельным вопросам применения Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 г. // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www. fas. gov. ru/clarifications/clarifications_7258.html, свободный.

Закон о рекламе 2006 г. впервые регламентировал основные преимущества спонсорских правоотношений по сравнению с другими договорами, заключенными в сфере рекламной деятельности. Так, ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 выделяют особое положение спонсорской рекламы. Согласно законодательству остановка трансляции телепрограммы, телепередачи, радиопрограммы или радиопередачи для демонстрации спонсорской рекламы не должна предваряться сообщением о последующей трансляции этой рекламы, в то время как для иной рекламы действует подобное ограничение. Об особом статусе спонсорской рекламы свидетельствуют ч. 4 и ч. 5 ст. 14 и ч. 3 и ч. 4 ст. 15 Закона о рекламе. Они регламентируют демонстрацию спонсорской рекламы в религиозных теле — и радиопередачах и теле — и радиопередачах продолжительностью менее чем пятнадцать минут. Главной особенностью регламентации спонсорских правоотношений, помимо наделения особым статусом спонсорской рекламы, является обозначение спонсорства как возмездной, так и безвозмездной деятельности. Если построение спонсорства по модели возмездного договора было возможно и по Закону о рекламе 1995 г., то безвозмездное спонсорство является своего рода новацией. Безвозмездным спонсорством считается предоставление средств для проведения какого-либо мероприятия или создания либо использования результата творческой деятельности (п. 9 ст. 3 Закона о рекламе) без каких-либо встречных обязательств (в том числе без предоставления спонсорской рекламы со стороны средствополучателя). Возможность существования безвозмездных спонсорских правоотношений на практике, помимо мнения авторов <24>, подтверждает судебная практика. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/14213-07 <25> оговаривается, что в соответствии с письмом Минфина от 13.03.2007 N 03-08-05 <26> выплаты, произведенные ЗАО «Синтезнефтегаз» в адрес Фонда Соломона Р. Гуггенхайма по спонсорскому соглашению, имеют целевой характер, направлены на некоммерческое спонсорское финансирование выставки. Следовательно, подтверждается тот факт, что спонсорские помощь (вклад) могут оказываться без предъявления встречных условий и могут носить некоммерческий характер. ——————————— <24> А. В. Клокова придерживается мнения, что если спонсор не нуждается в рекламных услугах, то спонсорство превращается в обычную благотворительность (см.: Клокова А. В. Расходы на рекламу. М.: Бератор-Паблишинг, 2008. 160 с.). С. Шириков считает, что спонсорство можно условно разделить на две категории: возмездное и безвозмездное. См.: Шириков С. Спонсорство и благотворительность: налоговые и бухгалтерские аспекты [Электронный ресурс]. Горячая линия бухгалтера. 2009. N 23 — 24 // URL: Система ГАРАНТ. Платформа F1. <25> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2008 г. N КА-А40/14213-07. <26> Письмо Минфина России от 13.03.2007 N 03-08-05.

С другой стороны, существует письмо Минфина РФ от 01.09.2009, в соответствии с которым «…спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. Таким образом, спонсорский вклад может признаваться платой за рекламу…» <27>. К тому же в действующем Законе о рекламе 2006 г. отсутствует понятие «спонсируемый», что логически причисляет спонсируемого к категории «рекламораспространителя», который по Закону о рекламе является лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Таким образом, ситуация относительно оказания безвозмездных спонсорских услуг недостаточно урегулирована. ——————————— <27> Письмо Минфина России от 01.09.2009 N 03-03-06/4/72.

Что касается международного регулирования, то Российской Федерацией в 2006 г. была подписана <28> Европейская конвенция Совета Европы о трансграничном телевидении <29>, являющаяся наиболее значимым правовым документом Совета Европы в телерадиовещательном секторе <30>. Хотя Конвенция и не была ратифицирована, ее подписание, в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» <31>, означает форму выражения согласия Российской Федерации относительно содержащихся в ней правил поведения <32>. ——————————— <28> Распоряжение Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 1060-р «О подписании Европейской конвенции о трансграничном телевидении» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. II). Ст. 3529. <29> Европейская конвенция о трансграничном телевидении ETS N 132) [рус., англ.] (вместе с «Арбитражем») (заключена в г. Страсбурге 5 мая 1989 г.) // Совет Европы и Россия. 2003. N 1. С. 50 — 58. <30> Directorate General of Human Rights, Council of Europe [Электронный ресурс] // URL: http://www. humanrights. coe. int/Media/topics/broadcasting/transfrontier/convention_on_transfron-tier_tv. htm, свободный. Загл. с экрана. <31> Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757. <32> См.: Бекяшев К. А. Международное публичное право. М., 2005. 784 с.

Конвенция содержит свое определение спонсорства как возмездной деятельности в теле — и радиовещании. Так, в соответствии со ст. 2 Конвенции спонсорство означает участие физического или юридического лица, не занимающегося телевещанием или постановкой аудиовизуальных произведений, в прямом или косвенном финансировании программы с целью содействия известности имени, торговой марки или имиджа этого лица. Отличительной особенностью данного определения от Закона о рекламе 2006 г. является формулирование условия о том, что спонсор не занимается телевизионной деятельностью, а следовательно, не может вмешиваться в телепроизводство и участвует лишь в его финансировании <33>. Стоит отметить, что данное указание существовало в ст. 19 Закона о рекламе 1995 г.: спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого субъекта правоотношений, и регламентировало спонсорскую деятельность как особый вид возмездных услуг. Возвращение данной формулировки в Закон о рекламе позволит провести регламентацию спонсорских правоотношений как особого вида возмездных/безвозмездных услуг. ——————————— <33> Об этом, в частности, пишет Е. Шерстобоева. См.: Шерстобоева Е. Особенности правового регулирования спонсорства на радио и ТВ // Официальный сайт Института проблем информационного права [Электронный ресурс]. URL: http://www. medialaw. ru, свободный.

Однако спонсорство регулируется не только рекламным законодательством. Особое положение спонсорство занимает в спортивной деятельности, где оно регулируется обычаями делового оборота, но в 2007 г. оно нашло свое закрепление в Федеральном законе «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <34> (далее — Закон об Олимпийских играх). Так, в Законе об Олимпийских играх под спонсорами понимаются «иностранные и российские организации, заключившие договоры о спонсорстве с Оргкомитетом «Сочи-2014″, Международным олимпийским комитетом или Международным паралимпийским комитетом» (ст. 8 Закона об Олимпийских играх). В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Закона об Олимпийских играх спонсоры являются маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета. ——————————— <34> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

Спонсорство на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 2010 г. <35>, является составной части «системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся». ——————————— <35> Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 9.

За развитие спонсорской деятельности в области культуры и искусства ежегодно на основании распоряжения Президента от 1997 г. <36> вручается Почетный диплом Президента Российской Федерации лицам, которые своей активной благотворительной и спонсорской деятельностью внесли значительный вклад в развитие российской культуры и искусства, создание высокохудожественных произведений, воспитание и подготовку творческих кадров. ——————————— <36> Распоряжение Президента РФ от 24 декабря 1997 г. N 533-РП «Об утверждении Положения «О Почетном дипломе Президента Российской Федерации за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5914.

Отдельного внимания заслуживают спонсорские правоотношения в области здравоохранения. Так, Методологические рекомендации «Мониторинг нежелательных реакций при проведении клинических исследований» <37>, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в 2009 г., содержат свое определение лица как спонсора. Спонсором признается физическое или юридическое лицо, являющееся инициатором клинического исследования и несущее ответственность за его организацию и/или финансирование. Оно несет ответственность за оценку безопасности исследуемых лекарственных продуктов и уведомляет всех занятых в исследовании исследователей/организации, а также уполномоченные органы о полученных данных, которые могут неблагоприятно отразиться на безопасности субъектов, повлиять на проведение исследования, либо утверждение/одобрение регуляторными органами продолжения исследования. ——————————— <37> Методологические рекомендации «Мониторинг нежелательных реакций при проведении клинических исследований» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 5 октября 2009 г.) // Бюллетень нормативно-справочной информации по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. 2009. Вып. 8.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 15 июля 2009 г. N 01И-396/09 «О Руководстве по надлежащей практике производства лекарственных средств» спонсором признается физическое лицо, компания, учреждение или организация, несущие ответственность за начало клинического испытания, его организацию, контроль и/или финансирование. Данные легальные определения спонсорской деятельности вместе с законодательной возможностью заключать безвозмездные спонсорские договоры позволяют ставить вопросы о регулировании спонсорских правоотношений в Российской Федерации. Будучи разновидностью рекламных правоотношений по российскому законодательству о рекламе, спонсорские правоотношения дифференцируются как правоотношения, направленные на предоставление или обеспечение средств для проведения каких-либо действий, объединенных общей целью (мероприятий) или создания либо использования результата творческой деятельности. Спонсорские правоотношения характеризуются наличием в своем предмете услуг (предоставление спонсорской помощи) как на возмездной (с наличием спонсорской рекламы), так и на безвозмездной основе, которая исключает распространение какой-либо рекламы. Ввиду того что Закон о рекламе делает возможным существование безвозмездной спонсорской деятельности, которая исключает распространение какой-либо рекламы, необходима законодательная регламентация того, что спонсорские правоотношения могут строиться как в рекламных, так и в не связанных с рекламой целях. Самым оптимальным вариантом является вынесение спонсорства за рамки рекламной деятельности, определение спонсорской деятельности как «деятельности по предоставлению или обеспечению средств на проведение каких-либо действий, объединенных общей целью (мероприятий) или создания либо использования результата творческой деятельности». Спонсором будет являться «лицо, предоставившее или обеспечившее предоставление средств на проведение каких-либо действий, объединенных общей целью (мероприятий) или создания либо использования результата творческой деятельности». Спонсируемым — «лицо, которому были переданы средства либо оказано обеспечение предоставления средств на проведение каких-либо действий, объединенных общей целью (мероприятий) или создания либо использования результата творческой деятельности». Предлагается внести определение «спонсорской деятельности в рекламных целях» в действующий Закон о рекламе как «деятельности по предоставлению или обеспечению средств на проведение каких-либо действий, объединенных общей целью (мероприятий) или создания либо использования результата творческой деятельности на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре». В действующем законодательстве о рекламе отсутствует дефиниция, касающаяся ограничения деятельности спонсора вмешиваться в деятельность спонсируемого субъекта правоотношений, которая присутствовала в предыдущей редакции Закона о рекламе и содержится в подписанной Россией Европейской конвенцией Совета Европы о трансграничном телевидении. Ее возвращение позволит провести регламентацию спонсорских правоотношений как особого вида правоотношений, а не отдельного вида возмездных/безвозмездных услуг.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *