Пути повышения эффективности уголовно-правового запрета на договорные матчи по ст. 184 УК РФ

(Сараев В. В.) («Российский следователь», 2012, N 9) Текст документа

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ЗАПРЕТА НА ДОГОВОРНЫЕ МАТЧИ ПО СТ. 184 УК РФ <*>

В. В. САРАЕВ

——————————— <*> Saraev V. V. Ways of improvement of efficiency of criminal-law prohibition of fixed games in accordance with article 184 of the Criminal Code of the RF.

Если правильно поставить парус, то неважно, откуда дует ветер.

Бернхард Керлер

Сараев Владимир Васильевич, вице-президент — директор Правового управления Континентальной хоккейной лиги, руководитель Центра по научному обеспечению уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта, кандидат юридических наук.

В работе обоснована необходимость уголовно-правовой охраны сферы спорта, проанализированы предложения по правовой модернизации состава преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ, конкретизирована и аргументирована авторская позиция по изменению объективной стороны и субъективной стороны данного состава преступления.

Ключевые слова: договорные матчи, подкуп, коррупция, спорт, соревнования, уголовно-правовая охрана, уголовное законодательство.

The author points out the necessity of criminal and legal protection of sports area, analyses the proposals on legal modernization of crime components, fixed in art. 184, Criminal Code of the Russian Federation. The author describes and substantiates his proposals on amendment of objective and subjective components of this crime.

Key words: fixed matches, tampering, corrupt practices, sports, competition, criminal and legal protection, criminal law.

Следственная и судебная практика по борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности сталкивается с трудностями, вызванными уголовно-правовой квалификацией преступлений в спорте или существованием некриминализированных, но явно общественно опасных посягательств с наступлением общественно вредных последствий. Достаточный круг общественно опасных, но некриминализированных деяний непосредственно связан с понятием преступления (ст. 14 УК РФ) <1> и принципом уголовной противоправности, отсутствие которой компенсируется де-факто в спорте введением спортивных дисциплинарных и спортивных корпоративных санкций (например, в Российском футбольном союзе, Континентальной хоккейной лиге) <2>. ——————————— <1> Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. <2> См.: Регламент Континентальной хоккейной лиги на сезоны 2011 — 2012, 2012 — 2013, 2013 — 2014 гг. М., 2011. 193 с.

Ярким примером тому является сложившаяся общая правовая система подходов к противодействию договорным матчам. Нормы положений (регламентов) о спортивных соревнованиях, предусматривающие наложение спортивных дисциплинарных и корпоративных штрафов и спортивных дисциплинарных и спортивных корпоративных дисквалификаций, не приводят к действительному разрешению проблемы. Уголовный закон, имея уголовно-правовой запрет, предусмотренный ст. 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов», остается трудноприменимым и требует своего изменения в конструкции состава преступления. Отсутствие в теории и практике уголовного права достаточного внимания изучению вопросов, связанных с применением ст. 184 УК РФ, несомненно, отрицательно влияет на эффективность уголовно-правовой охраны общественных отношений в области спорта. В. В. Векленко и М. В. Бавсун обоснованно полагают: «К сожалению, уголовное законодательство в случае наступления последствий подобного рода, имеющих уже в большей степени физический и материальный, нежели социальный, характер, также сегодня не способно, что называется, вмешаться в происходящее. При этом содержащаяся в действующем УК России норма, устанавливающая запрет на подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, во-первых, не отражает всю гамму возможных последствий общественно опасного характера, распространенность которых в профессиональном спорте сегодня очевидна, а во-вторых, не имеет аналогов применения в отечественной судебной практике за весь период существования УК России» <3>. ——————————— <3> Бавсун М. В., Векленко В. В., Сараев В. В. Перспективы уголовно-правовой охраны профессионального спорта в России // Журнал российского права. 2011. N 3. С. 15 — 25.

Применительно к сфере спорта ст. 184 УК РФ объединяет три основных состава преступления, которые отличаются друг от друга объективными и (или) субъективными признаками. Объектом преступлений является установленный порядок проведения профессиональных спортивных соревнований. Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте N 329-ФЗ) спортивное соревнование — это «состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту)» <4>. ——————————— <4> См.: СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

В соответствии с п. 11 ст. 2 Закона о спорте N 329-ФЗ, профессиональный спорт — это «часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату» <5>. ——————————— <5> См.: СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

Предмет преступления — деньги, ценные бумаги и иное имущество, услуги имущественного характера <6>. ——————————— <6> Обоснованная позиция автора об отнесении услуг имущественного характера к предмету данного преступления.

Объективная сторона по ч. 1 выражается в действии — подкупе спортсменов, спортивных судей, тренеров и т. п. (при этом, как указывалось выше, законодательное понятие подкупа по ст. 184 УК РФ не определено и находится в сфере доктринального толкования); по ч. 3 выражается в действии — незаконном получении спортсменами денег, ценных бумаг или иного имущества, а также в незаконном пользовании услугами имущественного характера; по ч. 4 в действии, аналогичном действию в ч. 3 с отличием по субъектному составу: спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований. Деяние является оконченным в момент принятия получателем хотя бы части передаваемого имущества или начала пользования соответствующими услугами имущественного характера. Состав преступления формальный. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательный признак субъективной стороны — это его цель — оказание влияния на результаты профессиональных спортивных соревнований. Субъект преступления по ч. 1 — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет; по ч. 3 — специальный — вменяемое физическое лицо — спортсмен, достигший возраста 16 лет (позиция некоторых ученых, что спортсмен должен быть участником данных соревнований, представляется мне недостаточно обоснованной); по ч. 4 — специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет: спортивный судья, тренер, руководитель команды и другой участник или организатор профессиональных спортивных соревнований. К другим участникам соревнований относятся спортивный комиссар, инспектор соревнования, секундант, врач <7> и др. ——————————— <7> Автор аргументировано полагает, что врач, осуществляющий допуск спортсменов к соревнованию, может оказывать влияние на результаты профессиональных спортивных соревнований.

Современная история теоретических исследований и правоприменения ст. 184 УК РФ «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов» позволяет консолидировать несколько предложений по правовой модернизации состава данной уголовно-правовой нормы и (или) ее правоприменению: 1) названную в ст. 184 УК РФ цель — «оказание влияния на результаты» указанных в статье профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов — предлагается квалифицировать как стремление подкупающего воздействовать на итоги таких мероприятий исключительно путем неправомерного поведения подкупленного им лица (С. В. Кузьмин) <8>; ——————————— <8> См.: Кузьмин С. В. Уголовная ответственность за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

2) а) введение законодательного понятия (определения) подкупа (например, в примечании к ст. 184 УК РФ указать: «Под подкупом в статье настоящего Кодекса понимается совершенные умышленно передача и прием другой стороной незаконного вознаграждения в целом или в части с целью оказать влияние на результаты профессиональных спортивных соревнований или зрелищных коммерческих конкурсов») <9>, ——————————— <9> К. С. Азберген предлагает по схожей ст. 201 Уголовного кодекса Республики Казахстан определить «криминальный подкуп» как «вручение, предоставление или обещание предоставить дающим лицом материальных благ, выгод имущественного характера либо оказание услуг материального содержания и принятие подкупаемым материальных благ, пользование выгодами имущественного характера или услугами материального содержания как плату за выполнение подкупаемым определенных действий (бездействия) в пользу подкупающего лица». См.: Азберген К. С. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Астана, 2007. 24 с.

и б) дополнение специального субъектного состава преступления с введением в часть 1 статьи таких субъектов, как «руководители и иные лица физкультурно-спортивных организаций»; в ч. ч. 3 и 4 статьи — «руководители и иные лица физкультурно-спортивных организаций», «спортивные агенты», «родственники и (или) знакомые спортсменов», «родственники и (или) знакомые спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов, руководителей и иных лиц физкультурно-спортивных организаций» <10>, ——————————— <10> См.: Сараев В. В. Уголовно-правовая охрана современного профессионального спорта в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2009. 22 с.; Сараев В. В. Уголовно-правовая охрана современного профессионального спорта в России: Учебное пособие. Омск, 2010. 252 с.

или в) изменение квалифицирующего признака по ч. 2 статьи на «деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» (В. В. Сараев); 3) использование примечания к ст. 184 УК РФ как правовому инструменту конкретизации и повышения эффективности применения уголовной нормы (С. В. Алексеев, П. В. Крашенинников, С. В. Кузьмин <11>, А. Т. Сихарулидзе и др.). Данное предложение нашло свою реализацию в принятом Федеральном законе от 17 июня 2010 г. N 120-ФЗ «О внесении изменения в статью 184 Уголовного кодекса Российской Федерации», установившем новеллу в виде примечания в ст. 184 УК РФ: «Лицо, совершившее деяние, предусмотренное частью первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело» <12>; ——————————— <11> Там же; Кузьмин С. В. Уголовная ответственность за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 11. <12> См.: СЗ РФ. 2010. N 25. Ст. 3071.

4) установление нового специального состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность «за организацию спортивных соревнований по игровым видам спорта с заранее определенным результатом» (В. Л. Мутко, В. Н. Плигин, С. В. Степашин) <13>; ——————————— <13> См. об этом: В России могут ввести уголовную ответственность за договорные матчи // URL: http://www. interfax. ru/ sport/ news. asp? id=225328; Степашин — Путину: Пора уголовно наказывать за договорняки! // Советский спорт. 28.07.2011.

5) выработка и применение на переходный период до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство алгоритма действий по выявлению договорных матчей <14> (в том числе с учетом рекомендаций ФИФА) и наказанию как мерам, предусмотренным нормами, утвержденными Российским футбольным союзом, как общероссийской спортивной федерацией, так и положением (регламентом) о спортивном соревновании. Разработчиками предлагаются консолидация сил и средств правоохранительных органов и силовых структур с применением оперативно-розыскных мероприятий, создание специализированных межведомственных подразделений, выработка экспертных заключений и передача собранных материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел с применением действующей редакции ст. 184 УК РФ (см., например: Положение об экспертном совете при Президенте РФС по выявлению договорных матчей в футбольных соревнованиях, проводимых под эгидой РФС, Дисциплинарный регламент РФС, Регламент РФС по этике) (В. Г. Драганов, А. Н. Стукалов, С. А. Фурсенко и др.) <15>; ——————————— <14> Например, оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов, экспертные заключения, соглашения с букмекерскими конторами (организациями) по выявлению нелегальных ставок, оплачиваемые заявления и сообщения о договорных матчах и др. <15> См.: За договорные матчи будут сажать? // URL: http:// www. mk. ru/ sport/ article/ 2012/ 01/ 11/ 659632- za — dogovornyiematchi — budut — sazhat. html; URL: http:// sport. rian. ru/ sport/ 20101209/ 306624831.html; Договорились по «договорнякам» // URL: http:// www. newizv. ru/ sport/ 201112- 16/ 156382- dogovorilis — po — dogovornjakam. html; Договорняки. Прайс-лист // URL: http:// sport. rambler. ru/ news/ football/ 591794126.html.

6) борьба с договорными матчами на примере практики УЕФА и Спортивного арбитражного суда в г. Лозанна, Швейцария (Д. Журбин, М. А. Прокопец); 7) декоммерциализация спортивных состязаний, применение информационных технологий, автоматизация спорта (С. В. Максимов), и здесь авторитетный правовед выступает с необычной общей экспертной позиции <16>. ——————————— <16> Максимов С. Поправкой Сихарулидзе спорт от взяток не очистишь // URL: http:// www. fhr. ru/ news/ maksimov_ popravkoy_ siharulidze_ sport_ ne_ ochistish.

ФИФА, рассмотрев последние расследования договорных матчей в Германии, Корее, Финляндии, Италии, Израиле, Греции и других футбольных странах, пришла к выводу, что государствам по всему миру требуется специальное законодательство, которое регулировало бы уголовную ответственность участников и организаторов договорных матчей. В настоящее время соответствующие и наиболее эффективные законы приняты, например, в Турции, Южной Корее <17>. ——————————— <17> См.: Договорняк в законе. ФИФА обратится к государствам с просьбой принять суровые законы в отношении футбольных махинаторов // Советский спорт. 22.07.2011.

Для полного раскрытия анализируемого криминального явления следует отметить, что договорными состязаниями озабочены не только игровые (командные) виды спорта, но и индивидуальные, такие как теннис, бокс и др. <18>, что в принципе является предметом отдельного исследования автора. ——————————— <18> См.: август 2007 — сентябрь 2008 г., расследование Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP) подозрительного матча в польском Сопоте между россиянином Николаем Давыденко и аргентинцем Мартином Вассальо-Аргуэльо, на исход которого были сделаны крупные ставки. Н. Давыденко выиграл первый сет, но затем отказался от борьбы, сославшись на травму; Даниэль Коллерер дисквалифицирован пожизненно // URL: http:// www. eurosport. ru/ tennis/ story_sto2816865.shtml; Федерация бокса России выявила договорные бои // URL: http:// www. lenta. ru/ news/ 2009/ 10/ 28/ boxing.

Любая научная дискуссия, касающаяся ст. 184 УК РФ, затрагивает вопрос об эффективности уголовно-правового запрета в существующей редакции статьи. Оппоненты оперируют неоспоримым фактом, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ, осуждены единицы, а по открытой информации СМИ, не прошло ни одного упоминания об уголовном преследовании по данной статье. Подходя прагматично к оценке эффективности правовой нормы через призму статистических данных, не следует забывать, что определение общественно опасного деяния как преступления по уголовному закону уже устанавливает границы разрешенного и наказуемого поведения и предупреждает совершение уголовного посягательства. Кроме этого, к числу объяснимых причин недостаточного выявления преступлений по данной статье относятся и высокая латентность любых видов подкупа, и коррупционный характер, и сокрытие преступлений в условиях корпоративной автономии спорта. Коррупционность данного преступления в широком смысле понятия «коррупция» как явления не вызывает сомнения и несет в себе общие причины проигрыша в борьбе с коррупцией в масштабах государства. С. В. Максимов еще в 1999 г. предлагал относить преступление, предусмотренное ст. 184 УК РФ, к коррупционным преступлениям <19>, а С. В. Степашин в 2012 г. высказал мнение, что договорные матчи — это тоже коррупция <20>. ——————————— <19> См.: Максимов С. В. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Проблемы борьбы с коррупцией: Сборник статей. М., 1999. С. 26 — 27. <20> См.: Сергей Степашин — «Комсомольской правде»: «Договорные матчи — тоже коррупция» // URL: http:// www. kp. ru/ daily/ 25815/ 2794670.

Автор настоящей статьи на основании проведенных исследований и практической работы в спортивных юрисдикционных органах формулирует выводы о необходимости определения понятия подкупа — это совершенные умышленно передача и прием другой стороной незаконного вознаграждения в целом или в части с целью оказать влияние на результаты профессиональных спортивных соревнований или зрелищных коммерческих конкурсов. Принимающая сторона в подкупе должна совершить действия, направленные на фактический прием незаконного вознаграждения, при этом определение незаконного характера вознаграждения должно быть непосредственно связано с целью совершаемого подкупа. Данное предложение укладывается в устоявшееся доктринальное толкование подкупа, при котором передача имущественных ценностей для создания лучших условий подготовки спортсмена или в иных целях, не связанных с влиянием на результаты соревнований и конкурсов, подкупом не является. Не считается подкупом и обещание награды участникам соревнований за выигрыш. Рассматривая диспозицию ст. 184 УК РФ относительно специального субъектного состава преступления, необходимо отметить ее незавершенность, а следовательно, и слабость уголовно-правовой нормы в целом. Специальный субъектный состав преступления требует расширения, с дополнением, как указано выше: руководителей и иных лиц физкультурно-спортивных организаций, спортивных агентов, родственников и (или) знакомых спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей и иных лиц физкультурно-спортивных организаций, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов. Утяжеление субъектного состава спортивными агентами, родственниками и (или) знакомыми могло бы быть альтернативно заменено введением квалифицированного состава преступления по ч. 2 ст. 184 УК РФ, предусматривающего совершение подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. При данной конструкции состава преступления в силу ч. 2 ст. 35 УК РФ подкуп считался бы совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления, что, безусловно, охватывало бы перечень предлагаемых субъектов: спортивных агентов, родственников и (или) знакомых. Следует подчеркнуть, что формулировка «руководители и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта», содержащаяся в спортивном законодательстве, не совпадает с понятием «руководители и иные лица физкультурно-спортивных организаций» в уголовно-правовом смысле. Данное различие необходимо учитывать для более точной квалификации содеянного, где уголовно-правовая терминология должна доминировать перед спортивно-правовой в целях реализации принципа неотвратимости наказания и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. Понятие «руководитель команды» является неофициальным и неприменимым, так как в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о физической культуре и спорте руководителем команды является главный тренер (тренер), который уже предусмотрен в качестве отдельного специального субъекта преступления. Что касается спортивных агентов, то их влияние на спортсменов явно недооценено законодателем и правоприменителем. Текучесть спортивных агентов у спортсменов очень низкая, так как чаще всего их сотрудничество начинается на ранней стадии спортивной деятельности, они взаимно привыкают и доверяют друг другу. Нередко спортсмен попадает под неограниченное влияние спортивного агента и готов выполнить любые его просьбы, в том числе противоправного характера, не владея познаниями в области уголовного законодательства. Спортивные агенты формально или неформально объединяются по групповым интересам и могут представлять серьезную силу при достижении различных целей, в том числе для влияния на результаты профессиональных спортивных соревнований. Правовое регулирование деятельности спортивных агентов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, согласно нормам, утвержденным общероссийскими спортивными федерациями, и положениям (регламентам) о спортивных соревнованиях <21>, а главное — абсолютно не изучено в области уголовного права. ——————————— <21> Общие вопросы деятельности спортивных агентов ранее рассматривали К. Н. Гусов, М. А. Прокопец, Д. И. Рогачев, О. А. Шевченко. См.: Гусов К. Н., Шевченко О. А. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта: Учебное пособие. М., 2009. С. 112; Прокопец М. А., Рогачев Д. И. Ярмарка футбола: книга о футбольных агентах. М., 2009. С. 424.

В заключение автор допускает, что предлагаемые законодательные новеллы вызовут дискуссию среди специалистов уголовного права, что считает закономерным и полезным для проводимых исследований и защиты авторской концепции.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *