Законодательное обеспечение борьбы с договорными матчами: теория и практика
(Сараев В. В.) («Спорт: экономика, право, управление», 2012, N 2)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С ДОГОВОРНЫМИ МАТЧАМИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА <*>
В. В. САРАЕВ
——————————— <*> Saraev V. V. Legislative support to fight against agreed matches: theory and practice.
Сараев Владимир Васильевич, Министр по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, руководитель Центра по научному обеспечению уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.
Научно-практическое исследование, посвященное анализу вопросов законодательного обеспечения борьбы с договорными матчами, является весьма актуальным. По мнению автора, одним из факторов, отрицательно влияющих на эффективность уголовно-правовой охраны общественных отношений в области спорта, является дефицит исследований в области анализа практики применения ст. 184 Уголовного кодекса Российской Федерации. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в научной и правотворческой деятельности.
Ключевые слова: Уголовный кодекс, спорт, физическая культура, договорные матчи, преступление.
Scientific and practical study devoted to the analysis of the issues of legal support to the fight against agreed matches is very important. According to the author one of the factors that negatively influences the effectiveness of the criminal law protection of public relations in sports is the lack of research in the field of analysis of the use of art. 184 of the RF Criminal Code. Conclusions made in the article may be used in scientific and law-application practice.
Key words: Criminal Code, sports, physical culture, match-fixing, crime.
На основании открытой информации СМИ и научных исследований автор настоящей статьи обобщает предложения, направленные на законодательное обеспечение борьбы с договорными матчами. Президент РФ В. В. Путин отмечает, что число людей, которые систематически занимаются спортом, на 2011 г. составило свыше 26 млн. человек, а к 2015 г. их количество должно превысить 42 млн. человек <1>. ——————————— <1> URL: http://newsru. com/sport/20apr2011/put. html (дата обращения: 20.04.2011).
Финансирование физической культуры и спорта в федеральном бюджете с 2011 г. было выделено в отдельный раздел 11 00 «Физическая культура и спорт». В целом спортивная отрасль в 2011 г. из федерального бюджета получила свыше 42 млрд. руб. и дополнительно из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации свыше 110 млрд. руб., всего около 153 млрд. руб. Расходы федерального бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» на 2012 г. запланированы с небольшим снижением — 40,8 млрд. руб., что обусловлено завершением в 2012 — 2013 гг. строительства и реконструкции объектов для проведения Универсиады-2013 и других объектов капитального строительства. С учетом финансирования сферы физической культуры и спорта из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, увеличивающихся инвестиций в формате государственно-частного партнерства, прямых и опосредованных вложений бизнеса данная область общественных отношений становится капиталоемкой, коммерческой, но недостаточно уголовно охраняемой. Значимость для жизнедеятельности государства, общества и граждан национально приоритетных общественных отношений сферы физической культуры и спорта, учитывая Универсиаду-2013, Олимпиаду-2014, Чемпионат мира по хоккею — 2016, Чемпионат мира по футболу — 2018, ставит отрасли уголовного права и уголовного законодательства в особое положение правовой охраны и регулирования. Согласно проекту Государственной программы на 2012 — 2020 годы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» возврат к стабильному функционированию и прежним показателям в борьбе с преступностью ожидается лишь к 2015 г. И. Н. Соловьев отмечает, что для достижения задач данная Программа должна коррелировать с текущим законодательством <2>, а по мнению автора настоящей статьи, прежде всего — с уголовным законодательством. ——————————— <2> См.: Петров И. Безопасность с отсрочкой // РБК daily. 2011. 6 декабря.
Автор полагает, что дискуссионный курс на либерализацию уголовно-процессуального и уголовного законодательства в 2011 г. в числе прочих факторов привел к тому, что в январе — декабре 2011 г. по сравнению с январем-декабрем 2010 г. на 26,8% сократилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 202,5 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 8,4%. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 160,71 млрд. руб. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 53,8%. Подразделениями органов внутренних дел выявлено 190,8 тыс. преступлений экономической направленности (из 202,5 тыс.), их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 94,2% <3>. ——————————— <3> Министерство внутренних дел Российской Федерации. Состояние преступности — январь — декабрь 2011 года. URL: http://www. mvd. ru/presscenter/statistics/reports/show_102505/ (дата обращения: 07.03.2012).
В 2011 г. выявлено преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях 2848, в т. ч. за коммерческий подкуп — 1397, что на 11,0% меньше, чем в 2010 г. Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России генерал-майор полиции Д. А. Сугробов сообщил «Российской газете», что в 2011 г. средний размер взятки и коммерческого подкупа увеличился более чем в три раза и составил 236 тыс. руб. <4>. ——————————— <4> Размер взяток вырос втрое // Российская газета. 2012. 27 января.
В январе — феврале 2012 г. по отношению к такому же периоду 2011 г. тенденция к сокращению числа преступлений экономической направленности сохранилась, в т. ч. по коммерческому подкупу (в январе 2012 г. — 258, сокращение произошло на 19,4%) <5>. ——————————— <5> «По сравнению с январем — февралем 2011 г. на 19,1% сократилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 43,4 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 11,9%. Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 22,75 млрд. руб. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 61,4%. Подразделениями органов внутренних дел выявлено 41,1 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 94,7%». Министерство внутренних дел Российской Федерации. Состояние преступности — январь — февраль 2012. URL: http://www. mvd. ru/presscenter/statistics/reports/show_102876/ (дата обращения: 07.03.2012).
Уголовная политика в сфере физической культуры и спорта полностью отсутствует. Следственная и судебная практика по борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности сталкивается с трудностями, вызванными уголовно-правовой квалификацией преступлений в спорте или существованием некриминализированных, но явно общественно опасных посягательств с наступлением общественно вредных последствий. Достаточный круг общественно опасных, но некриминализированных деяний непосредственно связан с понятием преступления (ст. 14 УК РФ) <6> и принципом уголовной противоправности, отсутствие которой компенсируется в спорте де-факто введением спортивных дисциплинарных и спортивных корпоративных санкций (например, в Российском футбольном союзе, Континентальной хоккейной лиге) <7>. ——————————— <6> Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. <7> См.: Регламент Континентальной хоккейной лиги на сезоны 2011 — 2012, 2012 — 2013, 2013 — 2014 гг., М., 2011. 193 с.
Ярким примером тому является сложившаяся общая правовая система подходов к противодействию договорным матчам. Нормы положений (регламентов) о спортивных соревнованиях, предусматривающие наложение спортивных дисциплинарных и корпоративных штрафов и спортивную дисциплинарную и спортивную корпоративную дисквалификацию, не приводят к действительному разрешению проблемы. Уголовный закон, имея уголовно-правовой запрет, предусмотренный ст. 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов», остается трудноприменимым и требует своего изменения в конструкции состава преступления. Отсутствие в теории и практике уголовного права достаточного внимания изучению вопросов, связанных с применением ст. 184 УК РФ, несомненно, отрицательно влияет на эффективность уголовно-правовой охраны общественных отношений в области спорта. В. В. Векленко и М. В. Бавсун обоснованно полагают: «К сожалению, уголовное законодательство в случае наступления последствий подобного рода, имеющих уже в большей степени физический и материальный, нежели социальный, характер, также сегодня не способно, что называется, вмешаться в происходящее. При этом содержащаяся в действующем УК России норма, устанавливающая запрет на подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, во-первых, не отражает всю гамму возможных последствий общественно опасного характера, распространенность которых в профессиональном спорте сегодня очевидна, а во-вторых, не имеет аналогов применения в отечественной судебной практике за весь период существования УК России» <8>. ——————————— <8> Бавсун М. В., Векленко В. В., Сараев В. В. Перспективы уголовно — правовой охраны профессионального спорта в России // Журнал российского права. 2011. N 3. С. 15 — 25.
Современная история теоретических исследований и правоприменения ст. 184 УК РФ «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов» позволяет консолидировать несколько предложений по правовой «модернизации» состава данной уголовно-правовой нормы и (или) ее правоприменению: 1. Названную в ст. 184 УК РФ цель — оказание влияния на результаты указанных в статье профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов предлагается квалифицировать как стремление подкупающего воздействовать на итоги таких мероприятий исключительно путем неправомерного поведения подкупленного им лица (С. В. Кузьмин) <9>. ——————————— <9> См.: Кузьмин С. В. Уголовная ответственность за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.
2. Введение законодательного понятия (определения) подкупа (например, в Примечании к ст. 184 УК РФ указать: «Под подкупом в статье настоящего Кодекса понимаются совершенные умышленно передача и прием другой стороной незаконного вознаграждения в целом или в части с целью оказать влияние на результаты профессиональных спортивных соревнований или зрелищных коммерческих конкурсов») <10>. ——————————— <10> К. С. Азберген предлагает по схожей ст. 201 Уголовного кодекса Республики Казахстан определить «криминальный подкуп» как «вручение, предоставление или обещание предоставить дающим лицом материальных благ, выгод имущественного характера либо оказание услуг материального содержания и принятие подкупаемым материальных благ, пользование выгодами имущественного характера или услугами материального содержания как платой за выполнение подкупаемым определенных действий (бездействие) в пользу подкупающего лица». Азберген К. С. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: Астана, 2007. 24 с.
3. Дополнение специального субъектного состава преступления введением в часть 1 статьи таких субъектов, как: «руководители и иные лица физкультурно-спортивных организаций»; в части 3 и 4 статьи субъектов: «руководители и иные лица физкультурно-спортивных организаций», «спортивные агенты», «родственники и (или) знакомые спортсменов», «родственники и (или) знакомые спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов, руководителей и иных лиц физкультурно-спортивных организаций» <11>, или изменение квалифицирующего признака по ч. 2 статьи на «деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» (В. В. Сараев). ——————————— <11> См.: Сараев В. В. Уголовно-правовая охрана современного профессионального спорта в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2009. 22 с.; Сараев В. В. Уголовно-правовая охрана современного профессионального спорта в России: Учебное пособие. Омск, 2010. 252 с.
4. Использование Примечания к ст. 184 УК РФ как правового инструмента конкретизации и повышения эффективности применения уголовной нормы (С. В. Алексеев, П. В. Крашенинников, С. В. Кузьмин <12>, А. Т. Сихарулидзе и др.). Данное предложение нашло свою реализацию в принятом Федеральном законе от 17 июня 2010 г. N 120-ФЗ «О внесении изменения в статью 184 Уголовного кодекса Российской Федерации», установившем новеллу в виде Примечания к ст. 184 УК РФ: «Лицо, совершившее деяние, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело» <13>. ——————————— <12> Кузьмин С. В. Указ. соч. С. 11. <13> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 25. Ст. 3071.
5. Установление нового специального состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность «за организацию спортивных соревнований по игровым видам спорта с заранее определенным результатом» (В. Л. Мутко, В. Н. Плигин, С. В. Степашин) <14>. ——————————— <14> См. об этом: В России могут ввести уголовную ответственность за договорные матчи. URL: http://www. interfax. ru/sport/news. asp? id=225328 (дата обращения: 10.01.2012); Степашин — Путину: Пора уголовно наказывать за договорняки! // Советский спорт. 2011. 28 июля.
6. Выработка и применение в переходный период, до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство, алгоритма действий по выявлению договорных матчей <15> (в т. ч. с учетом рекомендаций ФИФА) и наказанию как мер, предусмотренных нормами, утвержденными Российским футбольным союзом как общероссийской спортивной федерацией, а также положением (регламентом) о спортивном соревновании. Разработчиками предлагается консолидация сил и средств правоохранительных органов и силовых структур с применением оперативно-розыскных мероприятий, создание специализированных межведомственных подразделений, выработка экспертных заключений и передача собранных материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел с применением действующей редакции ст. 184 УК РФ (см., например: Положение об экспертном совете при Президенте РФС по выявлению договорных матчей в футбольных соревнованиях, проводимых под эгидой РФС, Дисциплинарный регламент РФС, Регламент РФС по этике) (В. Г. Драганов, А. Н. Стукалов, С. А. Фурсенко и др.) <16>. ——————————— <15> Например, оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов, экспертные заключения, соглашения с букмекерскими конторами (организациями) по выявлению нелегальных ставок, оплачиваемые заявления и сообщения о договорных матчах и др. <16> За договорные матчи будут сажать? URL: http:// www. mk. ru/ sport/ article/ 2012/ 01/ 11/ 659632-za-dogovornyie-matchi-budut-sazhat. html (дата обращения: 12.01.2012); URL: http://sport. rian. ru/sport/20101209/306624831.html (дата обращения: 09.12.2010); Договорились по «договорнякам». URL: http:// www. newizv. ru/ sport/ 2011-12-16/ 156382-dogovorilis-po-dogovornjakam. html (дата обращения: 16.12.2011); Договорняки. Прайс-лист. URL: http://sport. rambler. ru/news/football/591794126.html (дата обращения: 17.12.2011).
7. Борьба с договорными матчами на примере практики УЕФА и Спортивного арбитражного суда в г. Лозанна, Швейцария (Д. Журбин, М. А. Прокопец). 8. «Декоммерциализация» спортивных состязаний, применение информационных технологий, автоматизация спорта (С. В. Максимов), и здесь авторитетный правовед выступает с необычной общей экспертной позиции <17>. ——————————— <17> Максимов Сергей. Поправкой Сихарулидзе спорт от взяток не очистишь // URL: http:// www. fhr. ru/ news/ maksimov_popravkoy_siharulidze_sport_ne_ochistish (дата обращения: 14.09.2009).
ФИФА, рассмотрев последние расследования договорных матчей в Германии, Корее, Финляндии, Италии, Израиле, Греции и других футбольных странах, пришла к выводу, что государствам по всему миру требуется специальное законодательство, которое регулировало бы уголовную ответственность участников и организаторов договорных матчей. В настоящее время соответствующие и наиболее эффективные законы приняты, например, в Турции и Южной Корее <18>. ——————————— <18> См.: Договорняк в законе. ФИФА обратится к государствам с просьбой принять суровые законы в отношении футбольных махинаторов // Советский спорт. 2011. 22 июля.
Любая научная дискуссия, касающаяся ст. 184 УК РФ, затрагивает вопрос об эффективности уголовно-правового запрета в существующей редакции статьи. Оппоненты оперируют неоспоримым фактом, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 184 УК РФ, осуждены единицы, а по открытой информации СМИ не прошло ни одного упоминания об уголовном преследовании по данной статье. Подходя к оценке эффективности правовой нормы прагматично, через призму статистических данных, не следует забывать, что определение общественно опасного деяния как преступления по уголовному закону уже устанавливает границы разрешенного и наказуемого поведения и предупреждает совершение уголовного посягательства. Кроме этого, к числу объяснимых причин недостаточного выявления преступлений по данной статье относятся и высокая латентность любых видов подкупа, и коррупционный характер, и сокрытие преступлений в условиях «корпоративной автономии» спорта. Коррупционность данного преступления в широком смысле понятия «коррупция» как явления не вызывает сомнений и несет в себе общие причины «проигрыша» в борьбе с коррупцией в масштабах государства. С. В. Максимов еще в 1999 г. предлагал относить преступления, предусмотренные ст. 184 УК РФ, к коррупционным преступлениям <19>, а С. В. Степашин в 2012 г. высказал мнение, что договорные матчи — это тоже коррупция <20>. ——————————— <19> См.: Максимов С. В. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Проблемы борьбы с коррупцией: Сборник статей. М., 1999. С. 26 — 27. <20> См.: Сергей Степашин — «Комсомольской правде»: «Договорные матчи — тоже коррупция» // URL: http://www. kp. ru/daily/25815/2794670/ (дата обращения: 12.01.2012).
——————————————————————