О перспективах развития событийного туризма в Российской Федерации

(Сирченко А. А.)

(«Туризм: право и экономика», 2012, N 2)

Текст документа

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. СИРЧЕНКО

Сирченко А. А., начальник управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму.

С началом реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» туризм в России вступает в новый этап своего развития.

Статистические данные за 2011 г. показывают, что внутренний турпоток в России составил 33,3 млн. человек. По экспертной оценке, в 2012 г. внутренний турпоток возрастет на 4% и составит порядка 34,6 млн. человек.

Динамика въездного туристского потока (с учетом бизнес-туризма) свидетельствует, по предварительной оценке, о его росте в 2011 г. на 10% по сравнению с 2010 г. Однако число поездок иностранных туристов в нашу страну с целью туризма пока невелико и составляет в 2011 г. только 2,3 млн.

Выезд российских граждан с целью туризма в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 11% и составил 14 млн. человек. По данным Росстата на 1 июня с. г., количество российских граждан, выехавших за рубеж, в I квартале 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. увеличилось на 12%.

Доля туризма в ВВП страны в 2011 г. составляет не менее 2,5%.

Сегодня можно отметить следующие тенденции развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации:

— активное развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма;

— развитие наиболее перспективных видов туризма;

— усиление роли туризма на федеральном и региональном уровне;

— активизация продвижения национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.

При анализе структуры внутреннего российского турпотока отчетливо видно, что наибольшей популярностью среди наших граждан пользуется пляжный отдых (38%). Поездки с культурно-познавательными целями выбирают 20% туристов.

Доля событийного туризма в структуре внутреннего российского турпотока занимает всего 1%.

По оценкам международных экспертов, за последние 10 лет одним из наиболее развивающихся видов туризма является именно событийный туризм, мировой оборот которого возрос с десятков до сотен миллиардов долларов. Однако при этом доля России составляет в данном виде туризма всего 2%.

Под событийным туризмом в большинстве стран мира понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из зарубежных стран.

Событийный туризм обычно классифицируют по масштабу события (национального или международного уровня) и по тематике события. Зарубежная практика и многие российские источники выделяют, как правило, следующие тематические виды событийного туризма:

— национальные фестивали и праздники;

— театрализованные шоу;

— фестивали: гастрономические, цветочные, музыкальные, театральные, кинофестивали;

— модные показы;

— аукционы;

— спортивные события;

— международные технические салоны.

Не буду подробно останавливаться на каждом из перечисленных видов, приведу лишь несколько наиболее ярких примеров экономической эффективности организации событийных мероприятий мирового масштаба.

Возьмем всем известный Каннский фестиваль.

В 2009 г. экономический эффект Каннского фестиваля составил почти 200 млн. евро (194 млн. 653 тысячи). Он создал 3200 рабочих мест, и на него пришлось 10% годовой заполняемости отелей в регионе (по данным источника BFM. ru от 15 апреля 2011 г.).

Или пользующийся большой популярностью у русских туристов Октоберфест, который ежегодно посещают около 6 млн. человек. Ежегодно на Октоберфесте работает 12 000 человек. Оборот праздника еще в 2006 г. составил 449 миллионов евро, а только на проживание в отелях и проезд в общественном транспорте гости праздника потратили в том же году более 500 миллионов евро (источник: wikipedia. org).

Бразилия вообще стала ярким примером того, как первоначально народный праздник превратился в мероприятие государственной важности и средством пополнения казны. Несмотря на то что бразильский карнавал 2005 года считается одним из самых дорогих за всю историю, казне мэрии он обошелся в 15 миллионов реалов (это более 5,5 млн. долл.), от приехавших семисот тысяч гостей прибыль стране была в разы больше — только в Рио-де-Жанейро туристы оставили 150 млн. долларов (источник: panasia. ru).

После таких цифр, думаю, говорить о значении развития событийного туризма для бюджетов всех уровней не имеет смысла.

В России событийный туризм, приносящий прибыль, широкого развития еще не получил. В стране пока не сформировались периодически повторяющиеся общественно значимые мероприятия, привлекающие большие массы российских и зарубежных туристов.

К событийному туризму международного масштаба сейчас можно отнести лишь некоторые мероприятия: авиакосмический салон «МАКС», «Широкую Масленицу», Московский международный кинофестиваль, Кубок Кремля по теннису, будущие зимние Олимпийские игры в Сочи и Универсиаду в Казани, Чемпионат мира по футболу.

Одним из мощных событийных поводов стало празднование 300-летнего юбилея со дня основания Санкт-Петербурга, 1000-летия Ярославля. Юбилейные торжества в разных городах привлекают приезжих не только из России, но и из-за рубежа.

К факторам, препятствующим развитию событийного туризма в регионах России и формированию конкурентоспособного национального турпродукта на основе событийного туризма, относятся:

— недостаточно развитая туристская инфраструктура в регионах России, в т. ч. инфраструктура, предназначенная для организации событийного туризма;

— недостаточное осознание потенциала событийного туризма, его воздействия на региональную экономику;

— недостаточное внимание местных и региональных властей к событийному туризму на своих территориях, в т. ч. и при разработке стратегий и программ развития сферы туризма;

— низкая инвестиционная и деловая активность местного населения при организации событийных мероприятий, способных привлечь российских и зарубежных туристов;

— дефицит квалифицированных кадров в сфере туризма;

— недостаток информации о проведении событийных мероприятий в регионах России и низкая эффективность систем продвижения продукта событийного туризма на рынок.

При устойчивых темпах развития и при наличии грамотной стратегии продвижения событийного туризма турпродукт, основанный на событийных мероприятиях, способен занять свою нишу внутреннего туристского продукта.

К мерам по развитию событийного туризма в Российской Федерации можно отнести:

1. Создание конвеншн-бюро на принципах государственно-частного партнерства для создания единого информационного пространства и продвижения туристских событий, проводимых в России, на внутреннем и зарубежном туристских рынках.

2. Формирование единого календаря крупных событийных мероприятий в Российской Федерации.

3. Введение упрощенного визового режима в период проведения мероприятий национального масштаба.

4. Государственную поддержку приоритетных общественно значимых событийных мероприятий, таких, как:

1) Всероссийский бал выпускников «Алые паруса» — г. Санкт-Петербург;

2) фестиваль военно-исторической реконструкции «Абалакское поле» — г. Тобольск, Тюменская область;

3) общегородской праздник «Широкая Масленица» — г. Москва;

4) музыкальный рок-фестиваль «Нашествие» — пос. Эммаус, Тверская область;

5) музыкальный фестиваль «Сотворение мира» — г. Казань, Республика Татарстан;

6) Международный фестиваль туристско-спортивных игр «Зимниада» — г. Иркутск, Иркутская область;

7) Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» — г. Сочи, Краснодарский край;

8) Международный фестиваль «Небесная ярмарка Урала» — г. Кунгур, Пермский край;

9) Международный авиационно-космический салон «МАКС» — г. Жуковский, Московская обл.

Информативно

Праздник выпускников в Санкт-Петербурге впервые состоялся в 2005 г. и с тех пор проводится ежегодно. Сейчас «Алые Паруса» стали уже событием международного масштаба. Само название праздника и основной постановочный сюжет были взяты из литературного произведения Александра Грина.

Одним из приоритетных направлений развития регионального туризма в Пермском крае стал событийный туризм. Объектами его уже много лет являются многочисленные фестивали, проходящие на протяжении практически всего года: Дягилевские сезоны, прошедший в десятый раз фестиваль воздухоплавателей «Небесная ярмарка Урала» и другие.

В Иркутской области первый Международный Байкальский фестиваль зимних игр «Зимниада» прошел весной 2003 года. С тех пор «Зимниада» стала ежегодным традиционным мероприятием, которое приобрело популярность и известность как среди местного населения, так и за пределами региона. Так, если в 2003 г. количество гостей и участников фестиваля составляло около 600 человек (в основном спортсмены-любители из России и стран дальнего зарубежья), то в 2011 г. — порядка 40 тыс. человек.

Активное развитие событийного туризма намечено и Правительством Москвы в рамках реализации недавно принятой программы по развитию индустрии отдыха и туризма. Столичные власти планируют создать собственный событийный ряд, способный привлекать значительное количество туристов. Среди удачных московских турпродуктов сегодня — «Ночь музеев», Международный конкурс им. Чайковского, World Press Photo, «Широкая Масленица». Хороший пример успешного события — международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». Именно такие мероприятия формируют новое событийное лицо не только столицы, но и страны.

На муниципальном уровне в части событийного туризма тоже есть свои успехи: в Суздале — «День огурца» и фестиваль бань, «Спасская ярмарка» в Елабуге, фестиваль «Абалакское поле» в Тобольске.

Несмотря на то что событийный туризм начал развиваться в стране недавно и занимает пока незначительную долю в структуре внутреннего турпотока России, сегодня мы имеем положительные примеры организации ярких событийных мероприятий на региональном и муниципальном уровнях. Однако все мы прекрасно понимаем, что имеющиеся событийные мероприятия пока сложно отнести к конкурентоспособным на национальном и мировом уровне.

Для развития событийного туризма в регионах России необходимо:

1) включить мероприятия по формированию, продвижению и реализации регионального турпродукта на базе событийного туризма в стратегические документы развития туризма, в т. ч. в региональные целевые программы развития туризма, предусматривать в рамках программ субсидирование строительства туристской инфраструктуры, направленной и на развитие событийного туризма;

2) способствовать созданию условий для разработки новых продуктов событийного туризма с учетом исторических и этнокультурных особенностей регионов, расширению спектра туристских услуг для различных групп туристов, а также интегрированного турпродукта совместно с другими российскими регионами;

3) оказывать содействие в разработке инвестиционных проектов в области событийного туризма, создании благоприятного климата для инвесторов;

4) разработать и использовать стратегию эффективного продвижения турпродукта, сформированного на базе событийного туризма.

В рамках реализации Федеральной целевой программы развития внутреннего туризма по заказу Федерального агентства по туризму был создан и размещен на телеканале «Россия 24» цикл телепередач о туризме, состоящий из 8 программ. Еженедельная программа «PROтуризм» выходила в эфир в апреле — мае 2012 г. с целью продвижения внутреннего туризма. В рамках цикла программ ведущая Анна Кастерова и постоянный эксперт в студии, руководитель Ростуризма Александр Васильевич Радьков обсудили с приглашенными гостями и экспертами такие вопросы, как развитие туризма в малых городах, сельский и гастрономический виды туризма, брендирование в сфере туризма, а также событийный туризм.

В программе, вышедшей в эфир 20 мая 2012 г., в качестве экспертов в студии выступили Вячеслав Гайзер, глава Республики Коми, который рассказал о развитии данного вида туризма в регионе, в частности о фестивале «Ыбица»; Игорь Кехтер, генеральный директор туристического комплекса «Горячие ключи» из города Суздаля и организатор банного фестиваля, привлекающего многочисленных туристов; Сергей Шпилько, председатель комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы, который дал экспертную оценку значения развития событийного туризма как для России в целом, так и для столицы.

Федеральное агентство по туризму в целях продвижения событийных мероприятий формирует по данным, представленным региональными органами власти в сфере туризма, календарь туристических событий и ежемесячно публикует его на официальном сайте Ростуризма.

В заключение хотел бы добавить, что процесс формирования, становления, развития и продвижения событийного туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен без координации усилий органов государственной власти всех уровней, бизнес-сообщества и науки.

Федеральное агентство по туризму открыто к сотрудничеству, направленному на продвижение туристских возможностей регионов России и превращение ее в развитый мировой туристический центр.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *