Правила финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда: комментарий юристов

(Сирик Н. В., Кусков А. С.) ("Право и экономика", 2013, N 9) Текст документа

ПРАВИЛА ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОКАЗАНИЕ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ ТУРИСТАМ ИЗ КОМПЕНСАЦИОННОГО ФОНДА: КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТОВ

Н. В. СИРИК, А. С. КУСКОВ

Сирик Наталия Валериевна, заведующая кафедрой гражданского права и процесса факультета психологии и права НОУ ВПО "Смоленский гуманитарный университет". Кандидат юридических наук, доцент. Специалист по договорному праву. Родилась 23 октября 1966 г. в г. Мерефа Харьковской области. В 1988 г. окончила Донецкий национальный университет, получив высшее экономическое образование. В 1999 г. получила высшее юридическое образование, окончив НОУ ВПО "Смоленский гуманитарный университет", в 1999 - 2001 гг. - обучение в аспирантуре и защита кандидатской диссертации на тему "Договор оказания туристских услуг в гражданском праве России" в Академии государственной службы при Президенте РФ. Автор монографий "Система договоров в сфере туризма" (Смоленск, 2007), "Договорные отношения в туризме" (Универсум, 2001); многочисленных статей в журналах, в том числе: "Существенные условия договора о реализации туристского продукта" (Современное право. 2011. N 4); "Договор коммерческой концессии в сфере туризма" (Вестник Оренбургского университета. 2006. N 3); "Некоторые особенности договора агентирования в сфере туризма" (Современное право. 2006. N 9); "Договор коммерческой концессии в сфере туризма" (Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006. N 13(68). Серия "Право". Вып. 8. Том 1); "Гражданско-правовое регулирование перевозки как составная часть турпродукта" (Современное право. 2007. N 4); "Ответственность за перевозку пассажиров по договору оказания туристских услуг" (Российская юстиция. 2007. N 10); "Гражданско-правовое регулирование предоставления гостиничных услуг в РФ" (Правовая летопись. Научный журнал Донецкого университета. 2006. N 1) и др.; 14 публикаций в изданиях ВАК; около 80 публикаций в научных сборниках и центральных журналах: "Институт финансовых гарантий в сфере туризма" (Современное право. 2008. N 2); "Страхование ответственности туроператоров" (Закон. 2008. N 5); "Банковская гарантия как механизм правовой защиты туристов" (Хозяйство и право. 2008. N 7); "Договор о передаче права пользования недвижимым имуществом на определенный период: перспективы правового регулирования" (Современное право. 2009. N 4); "Об ответственности субъектов туристской индустрии перед потребителями туристских услуг" (Хозяйство и право. 2011. N 4).

Кусков Алексей Сергеевич, преподаватель отделения сервиса Саратовской государственной юридической академии (СГЮА), главный редактор федерального образовательного и научно-практического журнала "Вопросы туризмоведения", президент Международного общественного университета туризма. Научная специализация и проблематика - вопросы теории и практики туризма, а также сервиса, проблемы правового регулирования туристской деятельности, защиты прав потребителей услуг. Кандидат культурологии. Родился 23 апреля 1977 г. в г. Березники Пермской области. Окончил Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Саратовскую государственную академию права, магистратуру Поволжского института управления (юриспруденция). Автор (соавтор) более 350 научных трудов и 30 учебников, учебных и методических пособий, основные из них следующие: "Перевозки туристов: проблемы правового регулирования" (Хозяйство и право. 2013. N 2); "Право туриста на достоверную информацию о потребительских свойствах туристского продукта" (Законодательство. 2013. N 8); "Актуальные проблемы законодательства о туристской деятельности" (Хозяйство и право. 2012. N 5); "Компенсационный фонд как способ обеспечения исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта" (Право и экономика. 2012. N 7); "Особенности правоприменительной практики, связанной с определением и выплатой фактически понесенных расходов в туристском бизнесе" (Законодательство. 2012. N 10); "Порядок защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в сфере туризма" (Юрист. 2012. N 23); "Правовой статус турагента" (Адвокат. 2012. N 8); "Правовые последствия непредоставления информации о потребительских свойствах туристского продукта" (Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 8); "Правовые последствия расторжения договора о реализации туристского продукта" (Хозяйство и право. 2012. N 8); "Проблемы правовой подготовки студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 100400 "Туризм" (Право и образование. 2012. N 8); "Туристский рэкет: правовая природа и последствия для сторон" (Вестник Тверского государственного университета. Серия "Право". 2012. N 29. Вып. 32); "Экстренная помощь как новелла законодательства о туристской деятельности" (Цивилист. 2012. N 4); "Правовая защита интеллектуальных прав в сфере туризма" (Право интеллектуальной собственности. 2012. N 6); "Правовое регулирование туристской деятельности: библиографический указатель" (Саратов, 2013); "Международный туристский рынок: механизмы функционирования и тенденции развития: монография" (Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, 2011); "Основы туризма: Учебник" (М., 2013); "Туроперейтинг: Учебник" (М., 2011).

В данной статье дан комментарий к Правилам финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда. Указанные Правила вступили в силу 14 марта 2013 г., опубликованы 6 марта 2013 г. в Федеральном выпуске N 6024 Российской газеты и содержат шесть пунктов. Правила приняты в развитие соответствующих норм и положений Закона о туристской деятельности и Правил оказания экстренной помощи туристам.

Ключевые слова: экстренная помощь, туризм, компенсационный фонд, турист.

Terms of financing of emergency assistance to tourists from compensation fund: comments by attorneys N. V. Sirik, A. S. Kuskov

This article will provide comments to the Rules on the costs of financing in order to provide emergency assistance to tourists from the compensation fund. These regulations came into force on 14 March 2013, published on March 6, 2013, in the Federal Issue N 6024 of the Rossiyskaya Gazeta newspaper and contain six points. Rules have been adopted in furtherance of the relevant prescription and regulations of the Tourism Law and the Rules of emergency assistance to tourists.

Key words: emergency, tourism, compensation fund, tourist.

Туристский бизнес - одна из отраслей экономики России, отличающихся сложностью правового регулирования. В 1996 г. принят Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о туристской деятельности), который в 2007 г. был дополнен еще одним нормативным правовым актом - Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта <2>. Отдельные вопросы, связанные с туристской деятельностью, находятся в поле зрения норм гражданского и потребительского законодательства (Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Закон РФ "О защите прав потребителей" <3>). -------------------------------- <1> Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ) // СЗ РФ. 2009. N 26. Ст. 3121. <2> Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" (в ред. от 23 марта 2013 г. N 254) // Российская газета. 2007. N 4422. <3> Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6287.

Отраслевое законодательство за 17 лет своего существования сталкивалось с множеством проблем, в связи с этим подвергалось многочисленным редакциям, последняя из которых была принята 3 мая 2012 г. <4> и "запустила" новый механизм защиты прав туристов - экстренную помощь за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма, а также изменила условия легальности туроператорской деятельности в части вступления туроператорских фирм в указанное объединение и изменения размера финансового обеспечения. -------------------------------- <4> Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2012. N 5773.

Появление указанных новелл в отраслевом законодательстве напрямую связано с сформировавшейся негативной тенденцией банкротств крупных и средних туроператоров. Так, череда банкротств туроператоров в течение 2007 - 2012 гг. (Капиталтур, Аватур, Детур, Лантатур, Сизонс, ЧерриТур и др.) привела к тому, что в зарубежных странах остались тысячи туристов, возврат которых как в организационном, так и в финансовом плане лег "на плечи" государства, а также страховых компаний и банков, занимавшихся выплатой компенсаций пострадавшим туристам за счет средств финансового обеспечения несостоятельных туроператоров. В результате Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда" <5> были приняты Правила оказания экстренной помощи туристам и Правила финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда, которые развивают соответствующие нормы законодательства о туристской деятельности (в частности, ст. ст. 1, 11, 11.1 - 11.5). -------------------------------- <5> Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2013 г. N 162 "Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда" // Российская газета. 2013. N 6024.

В данной статье будет дан комментарий ко всем пунктам Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда. Указанные Правила вступили в силу 14 марта 2013 г., опубликованы 6 марта 2013 г. в Федеральном выпуске N 6024 Российской газеты и содержат шесть пунктов. Правила приняты в развитие соответствующих норм и положений Закона о туристской деятельности и Правил оказания экстренной помощи туристам. Пункт 1. Настоящие Правила определяют порядок финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристу, туристам, организованной группе туристов (далее - турист) за счет средств компенсационного фонда некоммерческой организации, имеющей статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма (далее - компенсационный фонд; объединение туроператоров). Для определения такого порядка необходимо, со ссылками на Закон о туристской деятельности, указать на то, что оказание экстренной помощи туристам в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, а также право требования страховой выплаты или выплаты по банковской гарантии и право требования к туроператорам отнесено законодателем к основным функциям объединения туроператоров в сфере выездного туризма. При этом в ст. 1 Закона о туристской деятельности экстренная помощь определяется как "...действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом". Согласно ст. 4 порядок и условия оказания экстренной помощи определяются Правительством РФ; основным источником финансирования таких расходов исходя из норм, содержащихся в ст. 11.4, определен компенсационный фонд, формируемый объединением туроператоров в сфере выездного туризма. В статье 11.1 Закона о туристской деятельности, в развитие указанных выше положений гражданского и иного федерального законодательства, определяется, что порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации данного объединения устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотренным в отношении ассоциаций (союзов), с учетом положений Закона о туристской деятельности. При этом некоммерческая организация приобретает статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" на основании распоряжения Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. N 2130-р <6>. -------------------------------- <6> Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. N 2130-р "О присвоении статуса объединения туроператоров в сфере выездного туризма" // СПС.

Согласно нормам этой же статьи объединение туроператоров в сфере выездного туризма является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское объединение, которое основано на принципе обязательного членства юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, и действует в целях оказания экстренной помощи туристам в соответствии с Законом о туристской деятельности. Однако в ст. 121 ГК РФ, а также в Федеральном законе "О некоммерческих организациях" <7> указывается на два важных обстоятельства: -------------------------------- <7> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

одним из основных принципов, реализуемых при создании таких некоммерческих организаций, является добровольность членства в них всех юридических лиц; юридические лица, входящие в состав некоммерческой организации, могут как выйти из ее состава, так и быть исключенными по определенным основаниям. В то же время законодательство о туристской деятельности прямо указывает на обязательность членства в таком объединении, что уже ставит под сомнение главный принцип, реализующийся при его формировании, - добровольность. Помимо этого, выход из состава объединения туроператоров Законом о туристской деятельности не допускается, так как членство в таком объединении является одним из условий легальности туроператорской деятельности. Тем не менее в ст. 11.1 Закона о туристской деятельности допускается также и противоречивое указание на то, что прекращение членства в объединении допускается, помимо ликвидации туроператора, еще по двум основаниям. Значительные проблемы сопряжены и с процедурой определения правового положения компенсационного фонда, формируемого в рамках и при непосредственном участии объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Законодательство о туристской деятельности указывает на следующие особенности и признаки компенсационного фонда: формируется в обязательном порядке объединением туроператоров в сфере выездного туризма за счет взносов всех его членов; является обособленным имуществом, принадлежащим объединению туроператоров в сфере выездного туризма на праве собственности; расходуется исходя из размера фактических расходов, понесенных объединением на оказание экстренной помощи туристам; подлежит обязательному восполнению в случае несения определенных расходов на оказание экстренной помощи туристам. Для определения правовой природы положения и признаков компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма можно применить аналогию со ст. 25.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <8>, где определяется правовое положение компенсационного фонда саморегулируемой организации. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Пункт 2. Финансирование расходов на оказание экстренной помощи туристам за счет средств компенсационного фонда осуществляется в форме оплаты объединением туроператоров услуг по перевозке и (или) размещению и других услуг, необходимых для оказания туристу экстренной помощи. Определение перечня услуг, необходимых туристу и подлежащих оплате объединением туроператоров из средств компенсационного фонда, непосредственно вытекает из понятия экстренной помощи, дефинируемого в ст. 1 Закона о туристской деятельности и включающего все услуги, связанные с эвакуацией туриста, т. е. прежде всего - услуги по размещению и питанию. Правила добавляют еще и формулировку "иные услуги", так как процесс оказания экстренной помощи, вероятно, потребует оказания и других услуг (организация питания туристов, консульские и медицинские услуги). Это подтверждается также и перечнем услуг, образующих содержание экстренной помощи согласно п. 4 Правил оказания экстренной помощи туристам. В такой перечень входят: перевозка туристов в место окончания путешествия наиболее оптимальным маршрутом и видом транспорта с наименьшими затратами; организация размещения туристов в гостиницах, в случае если период ожидания перевозки в рамках оказания экстренной помощи составляет более 12 ч; трансферт, т. е. доставка туриста от гостиницы до места начала перевозки; обеспечение туриста питанием на весь срок оказания помощи; обеспечение медицинской и правовой помощи до прибытия туриста в место назначения; обеспечение хранения багажа. Для туристов помощь оказывается безвозмездно и на основании их обращения, а также обращений компетентных органов, иных заказчиков, от лица которых приобретался турпродукт для туриста. Оплате услуг по оказанию экстренной помощи предшествует также принятие решения объединением туроператоров об оказании такой помощи или об отказе в ее оказании. Закрепленный Правилами и Законом о туристской деятельности механизм оказания экстренной помощи далек от совершенства в силу того, что лишен главного своего достоинства, которым он должен обладать, - превентивности, чему за рубежом уделяется очень большое внимание. Так, в Великобритании действует ATOL (Air Travel Organiser's Licence) - организация, разрешающая проблемы, связанные с несением финансовых рисков авиатуристов. Согласно программе ATOL любой турист, купивший билет на регулярный авиарейс в составе турпродукта, будет обязательно возвращен в свою страну, даже если авиакомпания или туроператор прекратят деятельность. При этом проблема решается не путем использования средств компенсационного фонда, а путем оплаты таких гарантий самим потребителем (налицо механизм страхования финансовых рисков) в размере . Для продажи туров любая туристская фирма должна обладать лицензией ATOL, которую можно получить, только имея в банке финансовое обеспечение, размер которого рассчитывается исходя из предполагаемого оборота компании. В Законе о туристской деятельности указывается на то, что средства компенсационного фонда должны использоваться для оплаты расходов по оказанию экстренной помощи в приоритетном порядке относительно финансового обеспечения туроператора. В связи с этим согласно ст. 11.5 Закона о туристской деятельности в пределах суммы расходов, понесенных объединением туроператоров на оказание экстренной помощи туристу, к объединению туроператоров переходит принадлежащее туристу право требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Иными словами, компенсационный фонд должен восполняться до прежнего уровня за счет средств страховых компаний, так как турист в случае оказания ему экстренной помощи надлежащим образом в страховую компанию за возмещением не обратится. Отметим, что нормы действующего в России законодательства (например, Федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О саморегулируемых организациях", "О кредитной кооперации", Градостроительный кодекс Российской Федерации), напротив, предполагают расходование средств компенсационного фонда по остаточному принципу, т. е. в случае недостатка средств финансового обеспечения, имеющегося у члена объединения или саморегулируемой организации, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего свои обязательства. В случае туристской деятельности такой подход, хотя и является оптимальным для объединения туроператоров, ставит под сомнение оперативность оказания такой помощи, так как заявки объединения туроператоров на выплату таких средств из финансового обеспечения туроператора могут рассматриваться банками и страховыми компаниями дольше установленных Правилами 24 ч, необходимых для принятия решения и последующего оказания экстренной помощи туристам. В заключение следует отметить и то, что оплата расходов по оказанию экстренной помощи туристам за счет средств компенсационного фонда требует от объединения туроператоров фактически тех же действий, которые осуществляются при проектировании и формировании туристского продукта: составление программы оказания экстренной помощи, идентификация исполнителей услуг, разработка договорного плана, заключение соответствующих договоров с идентифицированными контрагентами, которые будут предоставлять туристам определенные услуги в рамках программы экстренной помощи. Пункт 3. Финансирование расходов на оказание экстренной помощи туристам осуществляется в соответствии с договорами, заключенными объединением туроператоров с третьими лицами (их объединениями), оказывающими отдельные услуги по перевозке и (или) размещению, и другие услуги, необходимые для оказания туристу экстренной помощи. Данный пункт развивает абз. 2 п. 2 Правил оказания экстренной помощи туристам, где указано, что "...экстренная помощь оказывается туристу в соответствии с договорами, заключенными объединением туроператоров с третьими лицами (их объединениями), оказывающими отдельные услуги по перевозке и (или) размещению и другие услуги, необходимые для оказания туристу экстренной помощи". Из приведенного выше следует, что объединение туроператоров наделяется правом заключения соответствующих договоров с исполнителями услуг и расходования средств компенсационного фонда для оказания экстренной помощи туристам в рамках этих договоров. Более того, 19 ноября 2012 г. согласно Приказу Правительства РФ объединению туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" был присвоен официальный статус. Иными словами, туроператоры в срок до 6 мая 2013 г. были обязаны вступить в эту некоммерческую организацию, перечислив в компенсационный фонд по 100 тыс. руб. Однако законодатель, на наш взгляд, все-таки четко не определяет правовой статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Остается открытым вопрос: имеет ли право объединение туроператоров в сфере выездного туризма выступать в качестве одной из сторон при заключении договора с перевозчиком на перевозку туристов в порядке оказания им экстренной помощи? Например, в Законе о туристской деятельности прямо не говорится о том, что объединение туроператоров имеет полномочия заключать договоры с исполнителями услуг, тогда как в п. 3 настоящих Правил четко нам на это указано. Пункт 4. Размер выплат из компенсационного фонда определяется исходя из фактических расходов на оказание экстренной помощи туристам в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Применительно к указанному пункту фактические расходы на оказание экстренной помощи туристам следует трактовать как реальные и соответствующим образом подтвержденные расходы объединения туроператоров в сфере выездного туризма, понесенные им в результате выплат средств из компенсационного фонда для оказания экстренной помощи туристам в рамках соответствующих договоров с исполнителями услуг. В большинстве случаев необходимость оказания экстренной помощи связывается с отсутствием оплаты услуг перевозчиков, предприятий размещения и питания со стороны туроператоров, что лишает туристов возможности размещения в забронированных номерах, полноценного питания, а также вылета в место постоянного проживания. Здесь возможны два сценария развития ситуации, и, соответственно, два варианта определения фактических расходов на оказание экстренной помощи туристам. Первый сценарий предполагает немедленное оказание экстренной помощи в форме организации внепланового чартерного рейса для доставки туристов в место их постоянного проживания, а также предоставления услуг по размещению и питанию в случае решения вопроса по оказанию экстренной помощи в течение 12 - 24 ч. Следовательно, расходную часть в таком случае образуют: расходы на услуги предприятий размещения; расходы по организации питания туристов; расходы по организации внепланового чартерного рейса или по организации перевозки туристов в место назначения любым альтернативным, и, главное, более дешевым видом транспорта; иные расходы (трансфертные, медицинские, правовые, консульские и т. д.). Второй сценарий, прямо не предусмотренный действующим законодательством и Правилами, не предполагает немедленной организации доставки туриста в место постоянного проживания. Целесообразным, на наш взгляд, будет организовать отдых туристов в течение оставшихся дней по путевке, а затем доставить их в пункт назначения тем рейсом, который был заранее запланирован и может быть даже оплачен (полностью или частично) туроператором-банкротом. В таком случае к фактическим расходам будут отнесены: расходы на услуги предприятий размещения; расходы по организации питания; расходы по организации перевозки туристов в место назначения; иные расходы (трансфертные, медицинские, правовые, консульские и т. д.). Тем не менее такой сценарий развития событий не будет рассматриваться объединением туроператоров в качестве возможного. Указывается также и на то, что оказывать экстренную помощь будут только тем туристам, которые приобрели и оплатили турпродукт, т. е. как минимум перевозку и размещение. Тем туристам, которые приобрели неполный комплекс туристских услуг, такая помощь оказываться не будет, как не будет она оказываться и тем туристам, которые не прибегают к услугам туроператоров для организации своего путешествия. При определении размера фактических расходов по оказанию экстренной помощи следует учитывать только те расходы, которые непосредственно связаны с оказанием услуг по такой помощи в рамках соответствующих договоров с контрагентами. Не подлежат возмещению из компенсационного фонда расходы объединения туроператоров в сфере выездного туризма и исполнителей услуг, связанные с затратами на ведение предпринимательской деятельности (например, аренда офиса, оплата работы персонала, телефонные звонки и т. д.). Фактические расходы должны быть соответствующим образом показаны в бухгалтерском учете объединения туроператоров и подтверждены документально расчетными (платежными) документами, договорами, заключенными объединением туроператоров с исполнителями услуг на предмет оказания экстренной помощи туристам, а также документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранных государствах, прямо или косвенно подтверждающими факт понесения обоснованных расходов на оказание экстренной помощи туристам. Пунктом 1.12 гл. 1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств от 19 июня 2012 г. N 383-П (зарег. в Минюсте России 22 июня 2012 г. N 24667) <9> к расчетным (платежным) документам отнесены платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера. Следует добавить также платежные документы, полученные при использовании электронных платежных средств (например, электронных банков, электронных кошельков и т. д.). -------------------------------- <9> Положение от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (зарег. в Минюсте России 22 июня 2012 г. N 24667) // СПС.

Отметим, что взносы в компенсационный фонд, выплаты из него, доходы, полученные в результате оказания услуг по экстренной помощи, не являются объектами налогообложения. Так, не подлежат налогообложению доходы в натуральной форме, полученные в виде оплаты услуг, оказываемых туристам при предоставлении им экстренной помощи в соответствии с Законом об основах (п. 55 ст. 217 Налогового кодекса РФ Российской Федерации; далее - НК РФ). Не учитываются в целях налогообложения также и расходы, понесенные объединением туроператоров за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров, созданного в соответствии с Законом о туристской деятельности (п. 48.15 ст. 270 НК РФ). Пункт 5. Основанием для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам является решение объединения туроператоров. В связи с этим следует выделить ряд обязательных условий, наличие которых образует содержание экстренной помощи. К таким условиям, согласно Закону о туристской деятельности и Правилам оказания экстренной помощи туристам, относятся следующие: факт наличия договорных отношений между туристом и туроператором (турагентом), а также с иным заказчиком от лица туриста, заключившим договор о реализации турпродукта; факт невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств перед туристами по договору о реализации туристского продукта (чаще всего по причине его несостоятельности); отсутствие связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств в месте пребывания туриста, необходимостью его эвакуации для обеспечения безопасности его жизни и здоровья, финансовыми затруднениями, возникшими у туриста, и другими фактами. Правилами оказания экстренной помощи туристам предусмотрено, что принятие решения объединением туроператоров по вопросу оказания экстренной помощи туристам осуществляется поэтапно и включает следующие стадии. 1. При возникновении ситуации, подпадающей под законодательное определение экстренной помощи, туристом (иным заказчиком, группой туристов, туроператором, турагентом, органом государственной власти Российской Федерации, органом власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления) осуществляется обращение в адрес объединения туроператоров любым доступным для него способом, позволяющим установить его личность. Обращение должно содержать личные данные туриста, место его нахождения, номер договора, данные туроператора и турагента, контактные данные туриста, перечень обстоятельств, указывающих на необходимость оказания экстренной помощи. С большинством из указанных составляющих обращения за оказанием экстренной помощи проблем у туриста возникнуть не должно, в силу того что обязанность информирования туристов о потребительских свойствах турпродукта, месте пребывания, об условиях путешествия, о туроператорах и турагентах, об их контактных данных, о реестровых сведениях возлагается Законом о туристской деятельности на туроператоров и турагентов (ст. ст. 9, 10, 10.1). Право туристов на необходимую информацию закрепляется также в ст. 6 Закона о туристской деятельности и в ст. ст. 8 - 10 Закона РФ "О защите прав потребителей". Перечисленная информация указывается в договоре о реализации турпродукта, в туристской путевке, памятках и информационных листках, в обязательном порядке выдаваемых туристу. Нарушения, связанные с порядком предоставления информации туристам, влекут для туроператоров и турагентов административную и даже уголовную ответственность. Тем не менее Правила оказания экстренной помощи туристам указывают на то, что в своем обращении турист должен указать на факты, свидетельствующие о невозможности исполнения, неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации турпродукта. Если исходить из принципа, что потребитель априори несведущ в профессиональных особенностях ведения туристской деятельности, организации обслуживания, ему будет весьма затруднительно определить факт умысла или несостоятельности туроператора, дифференцировать его от фактов мошенничества принимающей стороны или контрагентов отправляющего туроператора. 2. В пункте 6 Правил оказания экстренной помощи туристам определяется порядок рассмотрения объединением туроператоров поступивших обращений, связанных с необходимостью оказания экстренной помощи туристам. В связи с этим объединению туроператоров вменяется в обязанность: проверка легальности поступивших обращений, а также установление личности обратившихся; установление фактов, свидетельствующих о невозможности исполнения, неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств туроператорами; запрос у туристов или контрагентов туроператора иных необходимых сведений и документов, важных для принятия решения. 3. Пункт 7 Правил оказания экстренной помощи туристам устанавливает хронологические рамки процесса принятия решений по оказанию такой помощи или отказу в ее оказании. Так, решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ее оказании принимается объединением туроператоров не позднее 24 ч с момента получения обращения туриста. При этом следует, несомненно, учитывать разницу в поясном времени, а также условия, в которых пребывают туристы во время процесса рассмотрения их обращений и принятия соответствующих решений. 4. Принятие объединением туроператоров решения об оказании экстренной помощи или об отказе в такой помощи, порядок которого определяется п. п. 8 - 10 Правил оказания экстренной помощи туристам. При принятии положительного решения оно доводится до туристов незамедлительно и всеми доступными средствами связи. Приоритет в данном случае (отталкиваясь от факта того, что туристы могут оказаться на улице без крыши над головой и без основных информационно-коммуникационных средств) отдается наиболее надежным средствам коммуникации, прежде всего сотовой связи, далее, в порядке предпочтения, Интернету (e-mail, skype, ICQ) и IP-телефонии. В случае невозможности связи с туристами контакты необходимо наладить с консульствами, принимающей стороной, отелями, где размещались туристы до их выселения. Основания для принятия решения об отказе в оказании экстренной помощи определяются п. 8 Правил оказания экстренной помощи туристам. В качестве таких оснований определяются следующие: обращение туриста не содержит сведений, которые требуется предоставить согласно п. 5 указанных Правил; обращение туриста содержит сведения, не соответствующие действительности; установлены обстоятельства, свидетельствующие о возникновении опасности для жизни и здоровья туристов, вне связи с деятельностью туроператора по исполнению своих обязательств; установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для оказания экстренной помощи туристам. Последнее основание, представляется, нуждается в конкретизации, так как в формулировке законодателя оно, несомненно, включает все остальные основания, перечисленные выше. В связи с этим в данное основание, полагаем, необходимо включать следующие случаи: "туристский рэкет" <10>; -------------------------------- <10> Туристский рэкет мы определим как действия потребителей туристских услуг, направленные на получение материальной, имущественной или иной компенсации (зачастую в завышенных размерах) от туристской организации путем обмана ее персонала и (или) третьих лиц, сознательного поиска недостатков туристских услуг в процессе их потребления, применения противоправных способов убеждения (угрозы, шантаж, дестабилизация эмоционального и психологического климата и т. д.).

ухудшение состояния здоровья туриста при отсутствии вины со стороны туроператора; финансовые затруднения, возникшие у туриста в процессе путешествия; желание туриста прервать путешествие по личным причинам; наличие нарушений в процессе предоставления услуг, не приводящих к серьезным последствиям и сбоям в реализации программы туристского обслуживания; некоторые иные основания. Пункт 6. Объединение туроператоров обязано вести учет выплат (отказов в их осуществлении) из средств компенсационного фонда на бумажных и электронных носителях, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем и их технологий. В статье 11.3 Закона о туристской деятельности указано, что средства компенсационного фонда размещаются на его отдельном банковском счете и по ним ведется отдельный учет. Учет должен вестись и по выплатам из средств компенсационного фонда на оказание экстренной помощи туристам. Подтверждением осуществления таких выплат будут: соответствующие записи, внесенные в бухгалтерский баланс; платежные поручения на перечисление средств контрагентам в рамках договоров с ними на предоставление услуг по оказанию экстренной помощи туристам; счета и иные платежные документы, оформленные и выданные объединением туроператоров, а также подтверждающие факт оказания экстренной помощи туристам. Правилами оказания экстренной помощи туристам в п. 13 указывается на то, что объединение туроператоров должно уведомлять Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) обо всех случаях принятия положительных или отрицательных решений по вопросам оказания экстренной помощи в течение 24 ч и с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Информацию обо всех принятых отрицательных или положительных решениях следует делать общедоступной, т. е. размещать ее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - на сайтах объединения туроператоров, Ростуризма, туроператора, не исполнившего свои обязательства перед туристами.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) // СПС "КонсультантПлюс". 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

------------------------------------------------------------------

Название документа