Совместное предпринимательство Российской Федерации с иностранными государствами в сфере разработки, производства и торговли оружием: этапы становления и развития

(Липей С. И.) ("Военно-юридический журнал", 2012, N 12) Текст документа

СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ В СФЕРЕ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА И ТОРГОВЛИ ОРУЖИЕМ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ <*>

С. И. ЛИПЕЙ

-------------------------------- <*> Lipey S. I. Joint business of the Russian Federation with the foreign states in the sphere of development, production and traffic in arms: formation and development stages.

Липей Светлана Игоревна, государственный советник Российской Федерации 3 класса, федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в ПФО, руководитель службы правового обеспечения, соискатель кафедры военного права Военного университета.

В статье освещен ряд правовых и организационных вопросов, касающихся совместного предпринимательства в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, совместные предприятия, иностранные инвестиции, оборонно-промышленный комплекс, вооружение и военная техника, продукция военного назначения, внешнеторговая деятельность.

The article highlighted a number of legal and institutional issues related to the joint venture in the field of military-technical cooperation between the Russian Federation and foreign states.

Key words: military-technical cooperation, joint ventures, foreign investments, an oboronno-industrial complex, arms and military technology, a military goods, the foreign trade activity.

В современный период условия жесткой конкуренции, рост мирового рынка вооружений, научно-технический прогресс заставляют разработчиков и производителей вооружения и военной техники (далее - ВиВТ) формировать мощные международные альянсы для реализации совместных программ на двусторонней и многосторонней основе, в том числе в форме совместных предприятий (организаций) с иностранным участием (далее - СП). Указанные предприятия ориентированы на длительную деятельность, передовые технологии, высокую производительность труда и высокую фондоотдачу и интегрируют в целях создания уникальной, но не слишком дорогостоящей ВиВТ научные, финансовые, технологические, информационные и людские ресурсы. Определенное распространение практика создания СП в области военно-технического сотрудничества (далее - ВТС) получила и в России. По нашему мнению, создание СП в области ВТС имеет свою специфику и нуждается в особом правовом регулировании, поскольку представляет собой сложный комплекс общественных отношений, участниками которых выступают разные по своему юридическому происхождению участники, а создаваемый СП продукт относится к продукции военного назначения (далее - ПВН), в отношении которой установлен специальный порядок правового регулирования, поскольку напрямую затрагивает национальную безопасность и государственные интересы <1>. При этом отношения по созданию таких СП, имея по своей сути частноправовой характер, одновременно требуют и международно-правового публичного регулирования. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

Исследование проблем правового регулирования создания указанного вида СП невозможно без изучения и анализа трансформации политики государства в этой области и развития законодательства, регулирующего указанную сферу правоотношений. В сфере разработки, производства и торговли оружием совместное предпринимательство с иностранными государствами начало формироваться с середины XX в. По нашему мнению, его развитие можно условно разделить на следующие этапы, каждый из которых имеет свои характерные особенности. К первому этапу можно отнести период с 1967 года по 80-е годы XX века, когда в СССР началось освоение лицензионной торговли ВиВТ с иностранными государствами, прежде всего со странами Варшавского договора. Это был период инвестиционного сотрудничества, когда в качестве объектов инвестирования стала выступать интеллектуальная собственность. В рамках различных видов ВТС с иностранными государствами, в основном государствам - участникам Варшавского договора, в течение пятидесяти лет было передано более 2000 лицензий и комплектов технической документации на совместное производство ВиВТ. В их числе остающиеся до сих пор востребованными на мировом рынке танки Т-72, боевые машины пехоты БМП-1 и БМП-2, бронетранспортеры БТР-80, противотанковые комплексы, переносные зенитные ракетные комплексы и др. Стороной-лицензиаром в лицензионных соглашениях выступали внешнеторговые организации: Главное инженерное управление (ГИУ), Главное техническое управление (ГТУ) и Главное управление по сотрудничеству и кооперации (ГУСК). К концу 80-х годов эти три специализированных управления входили в состав Министерства внешнеэкономических связей СССР <2>. -------------------------------- <2> Прищепо Ю. П. О лицензиях и вокруг них // Техника и вооружения. 2007. N 2. С. 2 - 9.

Изначально государствами - партнерами СССР были только страны народной демократии, однако уже к 1992 году страна сотрудничала почти с семьюдесятью странами мира в Европе, Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Однако производственная кооперация в это время еще не была совместным предпринимательством в современном понимании, но "позволила накопить определенный опыт решения сложных коммерческих вопросов, возникающих в практике советских внешнеторговых организаций, и подготовила базу для перехода к более высокой форме международного экономического сотрудничества - совместному предпринимательству" <3>. -------------------------------- <3> Бублик В. А, Соколов А. И., Станковская И. К. Совместные предприятия в России: организационно-правовые аспекты: Методическое пособие / Под общей ред. проф. А. Н. Тихонова М., 1993. С. 21.

Вместе с тем такая форма международного сотрудничества в области разработки, производства и торговли оружием, как СП, своего применения даже со странами Варшавского договора в России в этот период не нашла. Причиной явилась не только политическая составляющая, но и отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей создание таких предприятий. Ко второму этапу можно отнести период с 1992 года по 1999 год - этап формирования современной нормативно-правовой базы по ВТС, систематизации основных положений в указанной сфере правоотношений, определения понятия ВТС, перехода к государственной монополии на экспорт ПВН, создания первых СП. В начале 90-х годов, после распада СССР, в связи с переходом экономики на рыночные отношения ВТС с иностранными государствами было переведено на коммерческую основу, что потребовало пересмотра всей нормативно-правовой базы и изменения структуры управления. За период с 1992 по 1997 год было принято три Указа Президента Российской Федерации, утверждающих положения о ВТС и определяющих порядок государственного регулирования экспорта и импорта вооружения ВиВТ, работ и услуг в области ВТС, в том числе полномочия государственных органов в этой области <4>. Однако только в 1998 году Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Закон о ВТС) <5>, определившим основные положения в системе ВТС и впервые давшим нормативное определение понятия "ВТС" <6>, регулирование вопросов, связанных с созданием СП в области ВТС, было выведено на нормативный уровень. -------------------------------- <4> Указ Президента РФ от 12 мая 1992 г. N 507 "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1992. N 20. Ст. 1127; Указ Президента РФ от 5 октября 1995 г. N 1008 "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 41. Ст. 3876; Указ Президента РФ от 20 августа 1997 г. N 907 "О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 34. Ст. 3955. <5> Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3610. <6> В принятых ранее нормативных правовых актах по вопросам ВТС термин использовался без раскрытия его содержания и определения.

Под ВТС определялась деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, ПВН, а также с разработкой и производством ПВН, к которой было отнесено и создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения. При этом содержание этого понятия, отличающегося от уже содержащихся в действующем законодательстве <7>, Закон о ВТС не определял <8>. -------------------------------- <7> В статье 1214 ГК РФ (часть третья) употреблен термин "юридическое лицо с иностранным участием", в Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в РФ" - "коммерческая организация с иностранными инвестициями", в статье 22 ГПК РФ - "организации с иностранными инвестициями". <8> В принятых ранее нормативных правовых актах по вопросам ВТС термин использовался без раскрытия его содержания и определения.

Принятый в развитие Закона о ВТС Указ Президента РФ от 6 сентября 1999 г. N 1164 "О мерах по повышению эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" определял продолжение курса на развитие международной кооперации, в том числе путем создания СП по разработке и производству наукоемкой и высокотехнологичной ПВН в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ в области ВТС <9>. -------------------------------- <9> Указ Президента РФ от 6 сентября 1999 г. N 1164 "О мерах по повышению эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" // Собрание законодательство РФ. 1999. N 37. Ст. 4448.

В этот период обозначился переход к государственной монополии на экспорт ПВН, нормативно закрепленный в Законе о ВТС, не допускающий конкуренции на внешнем рынке нескольких российских субъектов ВТС. Конкурирующие структуры были ликвидированы или упразднены <10>, на их базе с правами правопреемника образована ГК "Росвооружение" <11>, ставшая единым государственным посредником в продвижении на мировой рынок ПВН, хотя для покупки запчастей, заключения контрактов на модернизацию купленной ранее ПВН было принято решение аттестовать ряд предприятий ОПК для их самостоятельного выхода на внешний рынок <12>. В целях регулирования экспорта ПВН контролирующий орган расширился с отдела до Государственного комитета <13>. -------------------------------- <10> Военно-техническое сотрудничество в России на рубеже веков / Под общей ред. д. ю.н. С. В. Степашина. М.: Издательский дом "Финансовый контроль", 2002. С. 71. <11> Указ Президента РФ от 18 ноября 1993 г. N 1932 "О создании Государственной компании по экспорту и импорту вооружения и военной техники "Росвооружение" // Московские новости. 1995. 19 декабря. N 51. <12> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 479 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1994. N 4. Ст. 364. <13> Образован Указом Президента РФ от 30 декабря 1994 г. N 2251 "О Государственном комитете Российской Федерации по военно-технической политике" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 45.

Однако, поскольку цели не были достигнуты, преобразованные в федеральные государственные унитарные предприятия ГК "Росвооружение" и ВТО "Промэкспорт" и вновь образованное ФГУП "Российские технологии" получили статус госпосредников <14>. -------------------------------- <14> Указ Президента РФ от 20 августа 1997 г. N 907 // Собрание законодательства РФ. 1997. N 34. Ст. 3955.

В этот период появляются первые СП России с иностранными государствами. Правда, опыт в этом направлении в основном относится к области СП по модернизации и ремонту ПВН, ранее поставленной иностранным заказчикам, в основном за рубежом (сервисные центры, материально-технические центры, ремонтные предприятия и т. п.). В 1993 году создано совместное германо-российское предприятие "MAPS GmbH" (полное наименование - общество с ограниченной ответственностью "MIG Aircraft Product Support GmbH") - организация технического обслуживания и ремонта авиатехники (МиГ-29) российского производства <15>. -------------------------------- <15> Учредителями выступили германская компания DASA (Daimler Chrysler Aerospace), ФГУП "РСК "МиГ" и ФГУП "Росвооружение". Доля DASA в уставном капитале СП составляла 50%, РСК "МиГ" - 34%, ФГУП "Росвооружение" - 16%. Сегодня 50% принадлежит ЕАДС Дойчланд ГмбХ, 34% - РСК "МиГ", 16% - ОАО "Рособоронэкспорт".

В 1994 году в Малайзии создано малайзийско-российское предприятие "ATSC" (полное фирменное наименование - Aerospace Technology Systems Corp. Shn. Bhd. - частная акционерная компания с ограниченной ответственностью "Аэроспейс Технолоджи Системсз") - организация технического обслуживания и ремонта авиатехники (МиГ-29) российского производства <16>. -------------------------------- <16> Уставный капитал СП составляет 50 млн. малайзийских ринггит (примерно 13 млн. долларов США). Его учредителями выступили Министерство финансов Малайзии (доля в уставном капитале - 70%), ФГУП "РСК "МиГ" (25%) и ФГУП "Росвооружение" (5% - ныне доля ОАО "Рособоронэкспорт").

В 1996 году в соответствии с российско-индийским соглашением 1994 года в Индии создается индийско-российское предприятие IRAL (Indo-Russian Aviation Limited - публичная акционерная компания с ограниченной ответственностью "Индийско-российское авиационное совместное предприятие") <17>. -------------------------------- <17> Его учредителями в равных долях (31%) выступили индийская авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) и ФГУП "РСК "МиГ". Другими акционерами стали индийский банк ICICI Bank Ltd. и российские предприятия: ФГУП "Государственный Рязанский приборный завод" (ГРПЗ) и ОАО "Авиазапчасть".

Образцом современного эффективного функционирования СП, созданного в данный период, можно назвать российско-индийскую организацию "Брахмапутра-Москва" (СП "БраМос Аэроспейс") по разработке и производству ракетных комплексов с противокорабельной сверхзвуковой крылатой ракетой <18>. Переговоры о создании СП прошли в 1994 году в Индии, в 1998 году было подписано межправительственное соглашение о создании российско-индийской организации по финансированию, координации разработки, производству и сбыту готовой продукции в форме акционерной компании, зарегистрированной в Индии, в 1999 году вышло Постановление Правительства РФ о разработке и производстве совместно с Индией ракетных комплексов с противокорабельной ракетой. -------------------------------- <18> В настоящее время уставный капитал компании составляет 250 млн. долларов США (Индии принадлежит 50,5%, России - 49,5%), ракетный комплекс принят на вооружение ВМС и сухопутных войск Индии, начато его серийное производство.

В ходе работ по проекту "БраМос" отработан механизм совместной разработки сложной высокотехнологичной продукции, достигнуты хорошие показатели экономической эффективности. При этом удалось не только сохранить высокую мобилизационную готовность производственных мощностей для серийного выпуска крылатых ракет (более 40 предприятий включено в субподряды, организовано свыше 20 тысяч новых рабочих мест), но и создать новые производственные линии, освоить новые методы проектирования, производства ракетных комплексов и их элементов с внедрением современных ИТ-технологий, революционных достижений в области ракетных технологий. Путем создания механизма совместных международных разработок инновационной высокотехнологичной ПВН обеспечен доступ к технологиям иностранного партнера, возобновлено производство на территории России важных компонентов для ракет, ранее производившихся в странах СНГ. Все это дало возможность накопить серьезный экономический и политический капитал. Сегодня график поставок СП укомплектован до 2021 года <19>. При этом в соответствии с межправительственным соглашением продукция "БраМос" должна продаваться только тем третьим странам, которые включены в согласованный сторонами перечень. -------------------------------- <19> В 2008 году на заседании Комиссии по вопросам ВТС принято решение сформировать рабочую группу по созданию гиперзвуковой ракеты "БраМос-2" (в настоящее время находится в стадии проектирования и разработки технологии).

В качестве отрицательного примера можно назвать попытку создания российско-украинского СП "Международный консорциум "Средний транспортный самолет" (по созданию среднего транспортного самолета Ан-70) <20>, идущего вразрез с нормами национального законодательства участников СП и общей политической линией на независимость в области оснащения ВС РФ. Несмотря на длительный и обеспеченный большим количеством внутренних и международных документов процесс, созданное СП (ОАО "МК "СТС") не заработало в запланированном режиме. Программа создания Ан-70 вошла в полосу правовых проблем, что в конечном итоге привело к решению о выходе России из программы <21>. -------------------------------- <20> Процесс создания этого СП оказался весьма продолжительным. Первоначально работы по проекту велись без образования юридического лица в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о дальнейшем сотрудничестве в области создания совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27 от 24 июня 1993 г. Этим Соглашением (статья 18) стороны разрешили создание СП "для производства и реализации самолетов и двигателей и технического обслуживания их в процессе эксплуатации". <21> В 2010 году Президенты России и Украины договорились возобновить работы, финансирование проекта со стороны России было включено в Государственную программу вооружений на 2011 - 2020 гг. Однако недобросовестное и ненадлежащее выполнение обязательств со стороны Украины (завышение цен, затягивание сроков и т. п.), а также технические решения украинской стороны практически привели к нежизнеспособности проекта.

Первые СП на территории России появились, как правило, в процессе акционирования предприятий. Так, в 1998 году после реализации акций ростовского вертолетного завода "Роствертол" он стал на 55% принадлежать крупным московским банкам и иностранным компаниям. В число акционеров вошли "Российский кредит", ОНЭКСИМбанк, банк "Олимпийский", компания "Белуха", Ростпромстройбанк, CS First Boston (19,5%), группа "Вертол-Сервис". К 1999 году только 31% акций принадлежал государству, другими акционерами завода являлись более 10 иностранных компаний <22>. -------------------------------- <22> Булавинов И. В. Военно-промышленный комплекс // Власть. 2001. N 48.

Ключевым событием в области создания СП в ОПК Б. Н. Кузык называл сотрудничество НПО "Энергомаш" и американской корпорации "Пратт энд Уитни", начавшееся в 1997 году и запланированное на 20 лет. Оно предусматривало, что в начальный период продукция (ракетные двигатели) должна производиться в России, затем по российским технологиям - в США <23>. -------------------------------- <23> Кузык Б. Н. Оборонно-промышленный комплекс России: прорыв в XXI век. М.: Институт экономических стратегий, 2004. Т. 6. С. 245.

К третьему этапу можно отнести период с 2000 года по 2009 год - этап кардинального реформирования системы ВТС, который связан с укреплением президентской вертикали в области ВТС, созданием единого государственного посредника ОАО "Рособоронэкспорт", развитием законодательства в этой области. В 2000 году был осуществлен очередной комплекс мероприятий, направленных на укрепление системы ВТС. Для изменения ситуации и выведения ВТС на новый качественный уровень (результатом деятельности трех конкурирующих между собой государственных посредников стало резкое снижение объема экспорта ПВН и сужение рынка поставок) назрела необходимость сконцентрировать усилия, объединив под единым началом все ресурсы, средства и профессиональные кадры. В апреле 2000 г. было принято решение о присоединении ФГУП "Российские технологии" к ФГУП "Промэкспорт", а затем об объединении ВТО "Промэкспорт" и ГК "Росвооружение" в ФГУП "Рособоронэкспорт", устав которого был утвержден 6 января 2001 г. <24>. -------------------------------- <24> Указ Президента РФ от 4 ноября 2000 г. N 1834 // Собрание законодательства РФ. 2000. N 45. Ст. 4442; Указ Президента РФ от 6 января 2001 г. N 8 // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 65.

В декабре 2000 г. для координации деятельности госпосредника и предприятий - спецэкспортеров с иностранными государствами был учрежден Комитет Российской Федерации по ВТС с иностранными государствами (КВТС России), подотчетный Минобороны России и возглавляемый заместителем Министра обороны РФ <25>. В 2004 г. на базе Комитета в рамках реформирования правительственных структур создана ФСВТС России. Совещательным и консультативным органом по вопросам ВТС стала Комиссия по вопросам ВТС РФ с иностранными государствами, преобразованная из Комиссии при Президенте РФ по вопросам ВТС РФ <26>. Таким образом, завершилось укрепление президентской вертикали в области ВТС. -------------------------------- <25> Указ Президента РФ от 1 декабря 2000 г. N 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 49. Ст. 4799. <26> Указом от 18 ноября 2000 г. N 1879 Президент Российской Федерации утвердил первый состав указанной Комиссии (Собрание законодательства РФ. 2000. N 47. Ст. 4583).

Процесс создания СП в это время шел тяжело. В начале 2000-х годов некоторые иностранные инвесторы отказались от российских проектов. Так, фонд Oppenheimer в 2000 году передал в управление, а затем продал корпорации "Каскол" акции завода "Сокол" <27>. В достижение поставленной Россией цели - привлечение иностранных инвестиций в ОПК путем создания СП и получения новых технологий передовых производителей ВиВТ - можно говорить лишь о единичных случаях успешной работы. Военные специалисты, анализируя объемы иностранных инвестиций в эту область, отмечали, что "никакого нашествия иностранных инвесторов не замечено, а структура иностранных инвестиций практически не связана со стимулированием высокотехнологичных производств" <28>. -------------------------------- <27> Военно-промышленный комплекс // Власть. 2001. 4 декабря. N 48. <28> Витковский А. И. Оборонно-промышленный комплекс в системе национальной безопасности Российской Федерации: состояние и проблемы законодательного обеспечения // Законодательное обеспечение стратегии экономического развития: Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. 2005. N 2 (254).

В целях создания эффективного механизма рассмотрения обращений иностранных заказчиков, четкого определения компетенции и исключения дублирования функций государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и контроль в сфере ВТС <29>, в 2005 году был принят новый Указ Президента РФ <30> (признавал в том числе утратившим силу ранее принятый Указ Президента РФ <31>), который не только не ввел дефиницию понятия СП, введенного Законом о ВТС, но и использовал три термина, подразумевающих по смыслу нормативного акта одинаковое содержание, что, соответственно, не обеспечивает их однозначного понимания, а именно: "совместные с иностранными заказчиками предприятия (организации), занимающиеся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и уничтожением (утилизацией) ПВН, включенной в список N 1"; "совместные с иностранными заказчиками предприятия (организации), занимающиеся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и уничтожением (утилизацией) ПВН" (не предусматривает условие включения ПВН в список N 1, понятие шире); "совместные с уполномоченными органами и (или) субъектами ВТС иностранных государств предприятия (организации), занимающиеся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и уничтожением (утилизацией) ПВН". -------------------------------- <29> Кудашкин В. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". М., 2002. С. 23 - 24. <30> Указ Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 38. Ст. 3800. <31> Указ Президента РФ от 1 декабря 2000 г. N 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 49. Ст. 1953.

К четвертому (современному) этапу можно отнести период с 2010 года по настоящее время - этап характеризуется вступлением в активную фазу процесса создания СП, в том числе осуществляющих деятельность по разработке и производству высокотехнологичной промышленной продукции нового поколения. В настоящее время со стороны государства уделяется пристальное внимание обеспечению поступательного развития предприятий ОПК, в том числе осуществляющих деятельность по разработке и производству высокотехнологичной ПВН <32>. Усиленно продолжается поиск путей взаимовыгодного эффективного сотрудничества в области ВТС на международном уровне, одним из которых является процесс создания СП. -------------------------------- <32> Торговля оружием: оборонно-промышленная политика и рынок, деятельность оборонного предприятия, оборонное производство ближайшего будущего. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2009. С. 44.

Наибольшее развитие международная кооперация получила в такой отрасли современной индустрии, как авиастроение. Наиболее динамично ВТС развивается с Индией. Это единственная страна, с которой у России есть долгосрочная программа ВТС (2001 - 2010 гг., 2011 - 2020 гг.). В 2001 году Россия и Индия пришли к соглашению о совместной разработке многоцелевого военно-транспортного самолета <33>. В рамках согласованного с Индией бизнес-плана предусматривается равное двустороннее финансирование программы. Соглашение правительств двух стран о сотрудничестве в этой области подписано в ноябре 2007 года <34>, а в сентябре 2010 года авиастроительной корпорацией Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) и Объединенной авиастроительной компанией (ОАК) создано авиастроительное СП по разработке и производству многофункционального военно-транспортного самолета <35>. -------------------------------- <33> Многоцелевой транспортный самолет средней грузоподъемности (МТС) [Электронный ресурс] // ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация". URL: http://www. uacrussia. ru//ru/models/transport/mts/#; Россия и Индия подписали соглашение о совместной разработке многоцелевого самолета [Электронный ресурс] // AVIA. RU. URL: http://www. avia. ru/news/?datearh=09/02/2001. <34> Данилкович Д., Шварев В. Россия на рынке вооружений Индии // Национальная оборона. 2010. N 6. URL: http://www. oborona. ru/757/760/index. shtml? id=4891. <35> Индия и Россия создали авиастроительное СП // Коммерсант. ru. 2010. 9 сентября. URL: http://www. kommersant. ru/news. aspx? DocsID=1501121.

С 2007 года Россия и Индия ведут переговоры о совместной разработке и производстве перспективного многофункционального истребителя пятого поколения <36>. Межправительственное соглашение подписано в октябре 2007 г., генеральный контракт - в декабре 2008 г., в начале 2010 г. согласован проект создания двухместного истребителя, основанного на российском перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации (ПАК ФА). 21 декабря 2010 г. ОАО "Рособоронэкспорт" и Корпорация HAL подписали контракт на разработку эскизно-технического проекта индийского варианта истребителя <37>. На базе ПАК ФА будет создана экспортная модификация самолета, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aicraft) в соответствии с предъявляемыми индийской стороной техническими требованиями <38>. Финансирование, работы по разработке и интеллектуальная собственность между Россией и Индией будут поделены поровну <39>. Программа ПАК ФА выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый уровень, эти самолеты будут определять потенциал российских ВВС в течение ближайших десятилетий. -------------------------------- <36> В настоящее время боевые самолеты пятого поколения стоят на вооружении только ВВС США. В соответствии с программой Пентагона ведется разработка более дешевой альтернативы F-22 - "невидимого" истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35 Lightning II. В проекте участвует ряд государств, в том числе Великобритания и Канада. Стоимость проекта превысит 300 млрд. долларов США. Изначально позиционировался как вариант для экспорта и неприоритетных собственных нужд. В Китае произведен демонстрационный полет истребителя пятого поколения J-20 ("Цзянь-20", "Черный орел", "Черный шелковый шнурок"). В 2014 году Япония планирует летные испытания своего самолета - Синсин. <37> Россия и Индия создадут истребитель 5-го поколения [Электронный ресурс] // АРМС-ТАСС. 2011. 27 января. URL: http://www. armstass. su/?page=article&aid;=92248&cid;=25. <38> Россия и Индия разработают проект истребителя пятого поколения // ИТАР-ТАСС. 2010. 21 декабря. URL: http://www. itar-tass. com/prnt. html? NewsID=15800565. <39> India, Russia still brothers in arms // Asia Times Online. 2007. October. URL: http://www. atimes. com/atimes/South_Asia/IJ27Df01.html.

Новый этап сотрудничества в области ВТС начался и с другими странами. В июле 2010 г. госкорпорация "Ростехнологии" и компания "Боинг" подписали соглашение, касающееся создания СП в области дистрибьюции и сервисного обслуживания самолетов "Боинг" <40>. По итогам государственного визита Президента РФ в августе 2010 года в Республику Армения подписан меморандум, в соответствии с которым в Республике Армения откроются СП и центры по ремонту и техобслуживанию ВиВТ <41>. Россия и Казахстан создадут СП по ремонту двигателей самолетов Су-24, 27 и МиГ-29 <42>. -------------------------------- <40> "Ростехнологии" и "Боинг" создадут СП // Интерфакс. 2010. 19 июля. URL: http://www. interfax. ru/business/news. asp? id=/145912 (дата обращения: 19.07.2010). <41> Арташес Гегамян. Протокол N 5: безопасность Армении против предательства национальных интересов. ИА REGNUM. URL: http://www. regnum. ru/news/polit/1320721.html#ixzz0zlkh1C15. <42> СП по ремонту двигателей самолетов Су-24, 27 и МиГ-29 создадут Россия и Казахстан // Kazakhs tan Today. URL: http://index. php? Lang=rus&uin;=1133168904&chapter;=1153518081.

25 января 2011 г. подписано межправительственное соглашение с Францией о совместном строительстве десантно-вертолетных кораблей-доков (ДКВД) типа "Мистраль" в целях осуществления их базирования на Тихоокеанском флоте <43>. -------------------------------- <43> Царская Россия получала боевые корабли по репарациям от Германии и Италии, но целевых закупок подобных крупных комплексов не осуществляла // Взгляд. Деловая газета. 2011. 25 января. URL: http://www. vz. ru/economy/2011/1/25/463741.html.

В августе 2011 г. руководители Рособоронэкспорта, ЗАО "Инерциальные технологии "Технокомплекса" и Sagem (группа компаний Safran) договорились о создании российско-французского предприятия в области лазерных инерциальных навигационных систем для военной авиации "РС "Альянс". Основная задача СП - производство новой навигационной системы "ЛИНС-100 РС" пятого поколения. РС "Альянс" будет размещаться на территории Российской Федерации и руководствоваться в своей деятельности российским законодательством <44>. -------------------------------- <44> ОАО "Рособоронэкспорт", ЗАО "Инерциальные технологии "Технокомплекса" и Sagem учредили СП в области навигационных систем [Электронный ресурс] // МАКС-2011. 2011. 25 августа. URL: http://www. aex. ru/news/2011/8/24/87734/.

Однако, несмотря на потенциальные возможности СП, на практике СП в области ВТС используется нечасто, что связано не только с проблемами политического и экономического характера, но и с необходимостью адекватного правового регулирования столь специфичной сферы, к которой относится область ВТС, напрямую затрагивающей национальную безопасность.

------------------------------------------------------------------

Название документа