Особенности правового режима наименования места происхождения товара

(Кондратьева Е. А.) («Юрист», 2011, N 8)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Е. А. КОНДРАТЬЕВА

Кондратьева Екатерина Андреевна, старший преподаватель кафедры предпринимательского права юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского.

Статья посвящена юридической характеристике правового режима особого объекта гражданских прав — средства индивидуализации товаров — наименования места происхождения товара. Автором на базе действующего гражданского законодательства, материалов правоприменительной практики и специализированной юридической литературы проанализировано наименование места происхождения товара как объект прав, выявлены отличительные особенности, позволяющие отграничить этот объект от иных средств индивидуализации, в частности от товарного знака.

Ключевые слова: наименование места происхождения товара, обозначение, географический объект, исключительное право.

Peculiarities of legal regime of name of place of origin of goods E. A. Kondrat’eva

The article is devoted to legal characteristics of legal regime of special object of civil rights — means of individualization of goods — name of place of origin of goods. On the basis of the current civil legislation, materials of law-application practice and specialized legal literature the author analyses the name of place of origin of goods as an object of rights, reveals the distinctive features allowing to delimit this object from other means of individualization, in particular trademark.

Key words: name of place of origin of goods, designation, geographical object, exclusive right.

В соответствии с действующим гражданским законодательством РФ все объекты интеллектуальной собственности, названные в статье 1225 ГК РФ, имеют различный правовой режим и разделены на две самостоятельных группы: результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Исходя из законодательного деления, в первую группу объектов входят: произведения науки, литературы и искусства, изобретения, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем и другие объекты, созданные в результате творческого труда или труда, тесно связанного с творческим. К объектам интеллектуальной собственности второй группы отнесены средства индивидуализации юридических лиц и их деятельности (товаров, работ, услуг и предприятий), а именно: фирменные наименования, коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров. В силу статьи 1516 ГК РФ под охраняемым наименованием места происхождения товара понимается обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Правовую охрану в качестве наименования места происхождения товара также получает и обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта, не содержащее наименования этого объекта, но ставшее известным при использовании этого обозначения в отношении товара с особыми свойствами, исключительно или главным образом определяемыми характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. При этом законодатель устанавливает, что правовая охрана не предоставляется наименованиям, вошедшим в РФ во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (п. 2 ст. 1516 ГК РФ). В научной литературе выделяют следующие признаки (специфические черты) наименования места происхождения товара: 1. Наименование места происхождения товара — обозначение. 2. Наименование места происхождения товара выражает или обозначает географический объект. 3. Наименование места происхождения товара олицетворяет в товаре особые «природные или людские факторы» географического объекта производства, которые выражаются в традиционном трудолюбии населения места производства товара, его климатическими условиями и т. д. <1>. ——————————— <1> Гульбин Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров — товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М.: Статут, 2007. С. 108.

4. В наименовании места происхождения товара должно содержаться прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности <2>. ——————————— <2> Харитонова Ю. С. Права на средства индивидуализации. Интеллектуальная собственность: Учеб. пособие / Под ред. Н. М. Коршунова. М.: НОРМА, 2008. С. 368.

В качестве примера наименования места происхождения товара можно привести — Гжель, обладателем свидетельства на которое является товарищество с ограниченной ответственностью «Народный художественный промысел «Гжель», Ново-Харитоново Московской области. В реестре ФГУ ФИПС, открытом для свободного доступа, содержится вид товара и описание его особых свойств: художественные и утилитарно-декоративные изделия из керамики (фарфор, майолика): вазы, шкатулки, шахматы, подсвечники, пудреницы, броши, сахарницы, конфетницы и многие другие. Отличительные черты изделий гжельской керамики: декоративность и пластичность формы изделия наряду с богатым скульптурным и рельефным декором. Отличаются гжельские изделия и единством колористического решения: фарфор узнаваем благодаря звонкой синей росписи по белоснежному фону, а для майолики характерен полихромный декор, выполненный в традициях лубочной картинки. Изделия расписывают в один цвет — синей подглазурной краской (солями кобальта) по белому фону изделия. Надглазурная роспись выполняется по белому фону надглазурными красками с жидким золотом, одним золотом по темно-синей глазури, а также золочением изделий надглазурной кобальтовой росписью. Самый распространенный узор — гжельская роза. Особенностью гжельских изделий также является уникальность в формообразовании и присутствие мелкой пластики на корпусе изделий, что определяет их толщину <3>. ——————————— <3> Сайт Роспатента.

Таким образом, наименование места происхождения товара — это прежде всего обозначение, используемое для индивидуализации товара. Но обозначением, используемым с той же целью, является и другой объект интеллектуальной собственности, средство индивидуализации — товарный знак. Наименование места происхождения товара сходно с товарным знаком, как по форме выражения, так и по выполняемым функциям. Согласно действующему законодательству товарный знак — есть обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. В научной литературе отмечают следующие сходства наименования места происхождения товара и товарного знака: — оба объекта — обозначения; — оба индивидуализируют товар; — принадлежат к объектам промышленной собственности; — требуют государственной регистрации <4>. ——————————— <4> Гульбин Ю. Т. Указ. раб. С. 108.

Однако авторы Комментария к части четвертой ГК <5> подчеркивают, и с этим нельзя не согласиться, что при всех сходствах названных объектов имеется целый ряд отличий. Оба эти обозначения (наименование и товарный знак) объединяет то, что они служат для индивидуализации товара в гражданском обороте, в отличие, к примеру, от фирменного наименования, индивидуализирующего субъекта — юридическое лицо, или коммерческого наименования, индивидуализирующего предприятие — объект прав. Но если товарный знак служит для обозначения связи товара с определенным производителем, то наименование — для характеристики свойств товара, связанных с его происхождением из определенной местности. И нельзя не согласиться с тем, что «этими отличиями в конечном счете предопределяются и все особенности, характеризующие правовой режим наименования места происхождения товара, — потенциально неограниченный круг субъектов исключительного права на наименование, отсутствие требования новизны при его регистрации, неотчуждаемость и непередаваемость и другие…» <6>. ——————————— <5> Шилохвост О. Ю. Комментарий к главе 76 части 4 ГК РФ. М.: Статут, 2008. С. 680. <6> Комментарий к части 4 ГК РФ / Под ред. А. Л. Маковского. М.: Статут, 2008. С. 681.

Обратившись к нормам закона, можно отметить, что субъектный состав правообладателей исключительного права на наименование места происхождения товара и товарный знак совпадают. Согласно статье 1478 ГК РФ обладателем исключительного права на товарный знак могут быть юридические лица или индивидуальный предприниматель. В силу статьи 1518 ГК РФ наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами — производителями товара. Но, называя в качестве правообладателей исключительного права на наименование места происхождения товара граждан, законодатель подчеркивает их специальный статус, указывая, что эти лица должны быть производителями товара, то есть законно заниматься предпринимательской деятельностью. Таким образом, можно сделать вывод, что правообладателями исключительного права на наименование места происхождения товара и товарный знак в соответствии с требованиями закона должны являться не любые физические лица, а лишь имеющие статус индивидуального предпринимателя, либо юридические лица — профессиональные участники гражданско-правовых отношений. При этом однако важным отличием является то, что правообладателем исключительного права на товарный знак может быть лишь один субъект или объединение лиц (коллективный товарный знак), а исключительное право на наименование места происхождения товара, зарегистрированное одним или несколькими лицами, в силу статьи 1518 ГК РФ может быть предоставлено в отношении того же наименования любому лицу, производящему товар, обладающий теми же особыми свойствами в границах того же географического объекта. Но, как справедливо отмечается в литературе, «это право предоставляется не на основе лицензионного договора правообладателем, зарегистрировавшим наименование, а по решению федерального органа по интеллектуальной собственности» <7>. ——————————— <7> Зенин И. А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Юрайт, 2011. С. 359.

Таким образом, на наименование места происхождения товара ГК РФ устанавливает интеллектуальное право, возникающее у производителей такого товара, — исключительное право его использования, несмотря на то что в ранее действовавшем законодательстве — Законе «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» — термин «исключительное» применительно к праву на наименование места происхождения товара не использовался. Это объяснялось «квазиабсолютным» характером данного права, дающим повод для выводов об отсутствии свойства его исключительности. В отечественной литературе главенствовала концепция, основанная на отрицании исключительного характера указанного права <8>. Ярким представителем противоположной точки зрения — признания исключительности права на наименование места происхождения товара являлся В. А. Дозорцев. Он считал необходимым включение квазиабсолютных прав (и права на наименование места происхождения товара, в частности) в общую систему исключительных прав, утверждая, что «в ином случае вопрос о природе этих прав тогда останется открытым, их регламентация выпадет их общей системы и повиснет в воздухе» <9>. Современный законодатель принял эту точку зрения, что представляется верным решением, несмотря на отдельные особенности исключительного права на этот объект. ——————————— <8> Сергеев А. П. Указ. соч. С. 634 — 635; Городов О. А. О проекте части четвертой ГК РФ // Правоведение. 2006. N 6. С. 48 — 49; Городов О. А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования: Дис. д-ра юрид. наук. СПб., 1999. С. 67. <9> Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2003. С. 67.

В отличие от коммерческого обозначения, исключительное право на которое возникает без соблюдения специальных формальностей — в силу активного использования правообладателем, в отношении наименования места происхождения товара, так же как и в отношении товарного знака, установлена регистрационная система. Исключительное право на наименование места происхождения товара возникает только при условии государственной регистрации наименования с выдачей свидетельства об исключительном праве на него. По общему правилу в содержание исключительного права на объект интеллектуальной собственности входят два правомочия — пользования и распоряжения. Статья 1519 ГК называет способы использования наименования места происхождения товара правообладателем, оставляя при этом их перечень открытым. Правообладатель вправе использовать данное средство индивидуализации, размещая его на бланках, упаковках товара, в рекламе, сети Интернет и другими способами, не противоречащими закону. Однако в отличие от сходного средства индивидуализации товаров — товарного знака исключительное право на наименование места происхождения товаров в силу прямого указания закона является неотчуждаемым, запрещено также предоставление права его использования другим лицам — т. е. правомочие распоряжения отсутствует. Как справедливо отмечается в литературе, «правовая охрана любых средств индивидуализации продолжается до тех пор, пока они способны выполнять свои функции и востребованы в гражданском обороте…» <10>. ——————————— <10> Коршунов Н. М. Срок действия исключительных прав // Право интеллектуальной собственности. 2010. N 1. С. 13.

Срок действия исключительного права на наименование места происхождения товара не ограничивается временным промежутком, в отличие, к примеру, от объектов авторских и смежных прав, но законодатель устанавливает, что наименование места происхождение товара охраняется, пока соответствует требованиям статьи 1516 ГК РФ. То есть правовая охрана этого средства индивидуализации действует до тех пор, пока существует возможность производить товар, специфические свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для географического объекта природными условиями или людскими факторами. Однако свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара имеет ограниченный срок действия — десять лет, который можно продлевать каждый раз на десять лет, если имеются законные основания. Подводя итоги исследования, можно сделать ряд выводов. Наименование места происхождения товара, являясь средством индивидуализации товара, имеет значительные сходства с другим средством индивидуализации товара — товарным знаком по: 1) объекту индивидуализирования (товар); 2) форме выражения (обозначение); 3) требованию соблюдения государственной регистрации для возникновения исключительного права; 4) субъектному составу (профессиональные участники гражданско-правовых отношений — юридические лица и индивидуальные предприниматели). Однако, несмотря на это, наименование места происхождения товара как объект прав имеет свои характерные индивидуальные особенности, позволяющие этому средству индивидуализации иметь свой особый правовой режим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Городов О. А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования: Дис. д-ра юрид. наук. СПб., 1999. 2. Городов О. А. О проекте части четвертой ГК РФ // Правоведение. 2006. N 6. 3. Гульбин Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров — товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М.: Статут, 2007. 4. Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2003. 5. Зенин И. А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Юрайт, 2011. 6. Интеллектуальная собственность: Учеб. пособие / Под ред. Н. М. Коршунова. М.: НОРМА, 2008. 7. Комментарий к части 4 ГК РФ / Под ред. д. ю.н. А. Л. Маковского. М.: Статут, 2008. 8. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М.: Проспект, 2004. 9. Шилохвост О. Ю. Комментарий к главе 76 части 4 ГК РФ. М.: Статут, 2008.

——————————————————————