Криминалистически значимые сведения о незаконном использовании товарного знака

(Александров А. Г.)

(«Общество и право», 2011, N 5)

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ СВЕДЕНИЯ О

НЕЗАКОННОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА

А. Г. АЛЕКСАНДРОВ

Александров Андрей Григорьевич, преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Краснодарского университета МВД России.

Автор статьи исследует криминалистически значимые сведения о незаконном использовании товарного знака: предмет преступного посягательства, способ совершения преступления, личности преступника и потерпевшего.

Ключевые слова: товарный знак, предмет преступного посягательства, наименование места происхождения товара, предупредительная маркировка, знак обслуживания.

The author examines the forensic meaningful information about the illegal use of a trademark: the subject of a criminal assault, modus operandi, offender and victim.

Key words: trademark, unauthorized use, the objective side, warning label and service mark.

Незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товаров является одним из общественно опасных проявлений недобросовестной конкуренции, нарушающих порядок осуществления предпринимательской деятельности, подрывающих авторитет субъектов экономической деятельности, причиняющих вред потребителям товаров и услуг.

Незаконное использование товарного знака относится к преступлениям с высоким уровнем латентности. Согласно официальной статистике таких преступлений немного, фактически — значительно больше.

Непосредственным предметом преступного посягательства при незаконном использовании товарного знака являются:

1) товарный знак или знак обслуживания, которые представляют собой обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими или физическими лицами. Чужим считается товарный знак (знак обслуживания), который зарегистрирован на имя иного лица и не уступлен по договору в отношении всех или части товаров либо право на использование которого не предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору. Товарный знак служит для идентификации товаров, знак обслуживания — для идентификации выполняемых работ или оказываемых услуг. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные (в виде слов или сочетаний букв, имеющих словесный характер, словосочетаний, предложений и т. д.), изобразительные (в виде изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиций линий, пятен, фигур на плоскости и т. д.), объемные (в виде трехмерных объектов, фигур и комбинаций линий, фигур), комбинированные (представляющие собой комбинацию элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т. д.) и другие обозначения, например звуковые, световые и т. д. Товарный знак (знак обслуживания) может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании;

2) наименование места происхождения товара — обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении определенного товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Примерами наименования мест происхождения товара служат: «Хохлома», «Гжель», «Федоскино», «Тульский пряник», «Дымковская игрушка», «Ростовская финифть», «Якутская резьба по кости», «Цимлянское игристое» (для вина), «Беломорские узоры» (для резьбы по дереву) и т. п.;

3) сходные с ними обозначения для однородных товаров — обозначения, тождественные или сходные с чужими знаками и наименованиями до степени их смешения (например, Panasonix вместо Panasonic — для бытовой техники). Они не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях тождественности или сходства с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров, а также с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации, с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом Российской Федерации (кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием, с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке);

4) предупредительная маркировка, которая обозначает не зарегистрированный в России товарный знак или наименование места происхождения товара.

Наиболее часто подделываются этикетки, товарные знаки и другая продукция на такие товары, как водка, консервы, сигареты, лекарства и т. п., которые почти всегда не соответствуют нужному качеству. Как правило, подделываются недорогие, но популярные товарные знаки водки — «Гжелка», «Русская», «Столичная», «Смирнов», «Московская», «Исток»; продукции ряда таких известных фирм, как «Проктер энд Гэмбл», «Адидас», «Рибок», БИК, «Нестле» «MacCoffee», «Липтон» и «Брук Бонд», а также товаров бытовой химии и личной гигиены, детских пластмассовых игрушек, посуды, различных лекарств, автомобильных деталей и др.

Способами незаконного использования товарного знака являются:

а) нарушение исключительного права правообладателя (незаконное использование товарного знака): использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на товарах, этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся; предлагаются к продаже; продаются; демонстрируются на выставках и ярмарках, иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации; хранятся и (или) перевозятся с этой целью; ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ; оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях к продаже товаров; в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации;

б) использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

Под производством (изготовлением) следует понимать оконченный технологический процесс создания в объективной форме товара (продукта) и физическое проставление на этом товаре (продукте) или его упаковке чужого товарного знака либо создание самого изображения чужого товарного знака.

Предложение к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, является элементом введения товара в гражданский оборот. Предложением к продаже следует считать любые действия хозяйствующего субъекта, направленные на реализацию чужого товарного знака, товара, обозначенного таким знаком или обозначением, сходным с ним до степени смешения, но если при этом отсутствует факт реализации.

Хранение продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, признается нарушением прав на товарный знак, если хранение осуществляется с целью введения такой продукции в гражданский оборот.

Такой способ, как размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в Интернете, в частности в доменном имени и при других способах адресации, широко используется коммерческими организациями для продвижения своих товаров на рынок, для покупки и продажи товаров. Практически любое упоминание в Интернете чужого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, например их упоминание в тексте сайтов, в служебной части страниц (в полях описания и ключевых словах), считается незаконным.

Способы совершения преступлений, предусмотренных ст. 180 УК России, путем изменений прототипа можно разделить на следующие виды:

Первый — «фотографическое сходство», «тождество», «двойник», т. е. использование знака, являющегося идентичным с зарегистрированным знаком, без разрешения его владельца, на продукте с целью создания впечатления, что продукт произведен фирмой — владельцем знака (например, постановка знака «Comet» на бутылках с дезинфицирующим средством, произведенным другой фирмой). Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах.

Второй — примерная похожесть, имитация (от латинского слова imitatio — подражание). Оригинал копируется частично, сохраняя различия в упаковке, названии, ценах, но сходство при этом достигает степени смешения — схожесть названия либо вида товара, достаточная для введения потребителя в заблуждение. Схожесть может быть основана на одном из ключевых элементов товарного знака — слогане (словесное сходство), по дизайну либо комплексно.

Словесное сходство основано на игре буквами, пробелами, словами и т. д., например, «Нордмед» (ТОО) и «Норд Мед» (ЗАО) (при этом название выпускающей организации расположено в опасной близости с названием издания), «Бленда-мед» и «Беламед». Сходство определяется по словесным обозначениям: звуку, графике, смыслу. Товару присваивают название, одной — двумя буквами отличающееся от известной торговой марки. Нарушители добиваются близкого сходства в фонетическом звучании («Nerit» — «Merit», «Frisium» — «Firium», «Palma» — «Alma») либо переводе слова, его фонетической транскрипции («Quick copy» и «Kwik-Kopy»). Это — кроссовки «Abibas» (похоже на «Adidas»), аппаратура «Ponasonic» (вместо «Panasonic»), зубная паста «Aquarelle» («Aquafresh»).

Сходство по дизайну. Подделки могут быть вполне правдоподобными и качественными, ибо российская полиграфия способна сегодня предложить весьма высокий уровень исполнения, не говоря уже о том, что заказ на изготовление у западного производителя самой сложной высокохудожественной этикетки не составляет проблемы. Фальсификация этикетки, защищающей товар от подделки, осуществляется зачастую методом цветного копирования с помощью копировального аппарата. Этот метод подделки не требует специальных навыков и знаний. Особенно уязвимы для такой подделки этикетки, внешний вид которых часто изменяется производителем товара.

Комплексное сходство. В рамках проведенных в различных регионах проверок установлены факты торговли безалкогольными напитками, в товарных знаках которых используются охраняемые элементы товарных знаков компании «Coca-cola». Например, на отдельных подделках использовалась цветовая гамма и рисунки напитка «Спрайт», однако этот напиток назывался «Спринт», что по фонетическому звучанию и написанию было сходным до степени смешения с оригинальным названием. Встречаются многочисленные подделки под напиток «Фанта». Фальсификаторы, используя цветовую гамму и рисунок оригинального товарного знака, изменили его название, обозначив свою продукцию как напиток ФАНТАзия.

Основными каналами распространения поддельных товаров являются рынки, мелкие торговые точки, торговля вразнос и в электропоездах, а также иные места сбыта, где контроль со стороны компетентных органов государства осуществляется слабо либо ввиду его нерегулярности, невозможности охвата проверками всех распространителей либо из-за коррумпированности контрольных и надзорных работников.

Субъектом незаконного использования товарного знака может быть одно лицо, группа лиц по предварительному сговору, а также организованная преступная группа (ч. 3 ст. 180 УК России). Это могут быть частные лица, индивидуальные предприниматели, руководители и рядовые работники юридических лиц, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и цели деятельности, гражданства и других характеристик.

Участниками группы будут лица, которые заранее договорились о совершении ряда преступных действий (например, расфасовка дешевого синтетического моющего средства в упаковки с известным товарным знаком, принадлежащим другой организации, изготовление и розлив водно-спиртовой смеси в бутылки, маркированные чужими товарными знаками и т. д.) и непосредственно участвовали в их совершении, зная о незаконном использовании чужих товарных знаков и желая этого.

В качестве потерпевшего при незаконном использовании товарного знака выступает, прежде всего, сам владелец товарного знака (юридическое лицо), который и имеет право на возмещение убытков. Однако в результате правонарушения ущемляются и законные интересы тех лиц, которые пользуются товарными знаками на основании лицензионных договоров.

——————————————————————